Слайд 2Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой
город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта.
Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией
Слайд 3.
Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми.
Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны
Слайд 4Римляне были по большей части, практичным, прямым и деятельным народом, который
верил в гражданские учреждения, международные отношения и таможенные пошлины. Их одежда состояла из туники (простая t-образная туника) или столы (женский вариант туники), тоги (очень длинная полукруглая шерстяная мантия, носимая гражданами-мужчинами) или паллы, широкой и длинной (до 8 ярдов) драпировки или шарфа, носимого женщинами на улицах.
Слайд 5Римская одежда – «греческое рококо», сохранила закономерность, организованность, симметрию и целесообразность,
присущие греческой одежде, и одновременно придала женскому платью грациозность и легкость, а мужскому – торжественность.
И сделали это незаметные детали, связующим звеном преобразившие греческий хитон в тунику, которую носили мужчины и женщины. Это была, как бы, домашняя или нижняя одежда, называемая также туника интима (tunica intima). Она имела и символическое значение. Эта часть одежды была выражением души и личности её владельца, как бы между душой и телом.
Статуя Августа, приносящего жертву
из Виа Лабикана (около 10 в. н. э.)
Слайд 6Поверх нижней туники мужчины надевали верхнюю тяжелую одежду, называемую тога, которая
стала национальной одеждой римлян. Это продолжение греческого гиматионэ церемониального характера, что придавало ей торжественность.
Это была уже не только одежда, это символ зрелости (в торжественной обстановке молодой человек надевал её в знак того, что получил права римского гражданина) и принадлежности к римской империи. Рабы, иностранцы и изгнанники носить тогу не имели права.
Тога кроилась не в виде простого четырехугольника, а эллипсообразно. И по тому, как она была задрапирована, судили о её владельце - об его культуре и образовании. Хорошо задрапированная тога была выражением основных качеств её обладателя, который, таким образом, оценивался посредством тоги.
Слайд 7
Общественное положение римлян отражалось в их костюме. На белых туниках и
тогах должностных лиц были пурпуровые полосы. Тунику с двумя широкими полосами носили сенаторы, с одной и двумя узкими — всадники. Туника
полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.
Слайд 8С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой
накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.
Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик — длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами
Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.
Слайд 9Во время путешествий или в непогоду предпочитали пенулу— овальный шерстяной плащ
с круглым вырезом для головы, иногда с пришитым капюшоном.
Во время путешествий или в непогоду предпочитали пенулу— овальный шерстяной плащ с круглым вырезом для головы, иногда с пришитым капюшоном.
Слайд 10В Греции и у бедных, и у богатых было принято ходить
дома босиком. В Риме же по обуви судили о принадлежности к тому или иному общественному классу. Высшие слои общества, наряду с сандалиями - солеа, носили кожаные ботинки, называемые калцеи, которые отличали римского гражданина от раба.
Знатные римляне сначала надевали на ноги что-то вроде перчаток (их натягивали на каждый палец). Потом им приглянулись греческие сандалии — и началось! Сандалии модернизировали, на них появились вышивки, металлические украшения в виде львиных морд, цепей, венков.
Существовала специальная обувь для плебеев, философов, для посещения Сената.
Слайд 11На заре Римской республики воины носили короткую тунику без рукавов и
плащ (трабея) из плотной шерстяной ткани. Поверх туники надевали кожаный панцирь (лорик), усиленный металлическими пластинками. Шлемы были весьма разнообразны. Ноги в калигах — кожаных сандалиях с подошвой, подбитой гвоздями, и зашнурованных высоко над щиколоткой, — защищались поножами из толстой кожи или металла.
Став империей, Рим активно пополнял свои войска воинственными варварами — германцами, галлами и др. У галлов были заимствованы короткие шерстяные плащи с капюшоном (сагум) и высокие кожаные башмаки со шнуровкой, на толстой подошве. Появились узкие, плотно облегавшие ноги до щиколоток штаны из эластичной шерстяной ткани (до этого римляне носили обмотки).
Гладиаторский костюм во многом повторял доспехи римских легионеров, но имелись и отличия: левая рука защищалась металлическим рукавом (маникой); громадные шлемы делали голову неподвижной и были снабжены спереди решеткой; либо вообще глухие — без прорези для глаз, но с дырочками для дыхания. Зато грудь гладиатора всегда была обнажена.
Слайд 12В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.
В цветовой гамме женского
костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.
В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.
Слайд 13Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н.
э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.
Женская туника по покрою не отличалась от мужской.
Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника . Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.
Слайд 14Стола, подпоясанная под грудью, почти всегда окаймлялась цветной вышивкой по краям.
Появляться в общественных местах без столы считалось неприличным. Римлянки зачастую дополняли костюм легким покрывалом типа вуали, иногда спуская его на лицо. Паллу носили вне дома и как покрывало для головы.
В конце республиканского периода одежда римлянок становится роскошнее и утонченнее. Расширилась цветовая гамма тканей, теперь чаще встречаются коричнево-золотистые, лилово-зеленые, голубовато-серые тона.
Слайд 15Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными
в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.
Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого
Слайд 16Знатные женщины надевали поверх туники интимы ещё столу, нечто вроде широкой
юбки из тонкого полотна - подобие греческого хитона. Свободные гражданки имели право носить паллу, верхний плащ, подобный мужской тоге. При больших торжествах паллу накидывали на голову, при этом иногда ее скрепляли фибулами, иногда подпоясывали поясом. Иногда голову покрывали вуалью.
Слайд 17Калцеи — это высокие башмаки - сапоги, которые на икрах завязываются
кожаными ремешками. Эта обувь тоже имеет свои сословные различия: знатные граждане носили калцеи из красной кожи с серебряными украшениями, остальные - из черной и без украшений.
Особую моду на обувь ввели артисты: иногда они надевали так называемые соцци - низкие, плоские ботинки, вроде тапочек, иногда же котурны - ботинки на высокой деревянной подошве, с помощью которых артисты, особенно в трагедиях, оптически стремились казаться выше и тем самым символизировать неземные существа.
Слайд 18Статуя Августа из Прима Порта. Около 20 г. до н. э.
Ватиканский музей, Рим. Император изображен как полководец в доспехах, т. н. лорика, с богатой рельефной отделкой и наплечными пряжками, соединяющими переднюю и заднюю части доспехов. Под лорикой одет кожаный дублет с короткими, собранными в складки наплечниками, на теле - туника.
Слайд 19Скульптура из Помпеи. Национальный музей, Неаполь.
Молодая римлянка одета в столу
и обернута в паллу, которой прикрыта и голова. Волосы, по тогдашней моде, завиты.
Слайд 20Бюст Каракаллы. Коротко постриженные волосы, борода, усы – мода типично римская.
Плащ на плече ассиметрично закреплён металлической фибулой.
Слайд 21Марк Аврелий оделяет милостью пленных тевтонов. Рельеф с Арки Константина, 176
г. н. э. Палаццо Консерватори. Рим. Группа воинов в коротких туниках, лориках и лацернах, скрепленных на плече. На пленных, стоящих на коленях справа внизу, надеты короткие, подпоясанные туники и плащи.
Слайд 22Скилла. Живопись, найденная у ворот Маранцио. Апостольская библиотека, Ватикан, Рим.
Простая,
ниспадающая до земли стола, через левое плечо на неё наброшена широкая палла; одежда подобна платью богини.
Слайд 23Пейто с Эротом. Настенная живопись из «Дома наказанного Амура» в Помпеях,
около 25 г. н.э. Национальный музей, Неаполь. На богине серьги и браслет, одета она в ниспадающую по щиколотку столу, которая на плече скреплена фибулой. Волосы богини прикрыты тканью.
Слайд 24 Медея из Геркуланума. Около 75 г. н. э. Национальный музей,
Неаполь.
Медея одета в столу, палла обернута вокруг бедер.
Слайд 25Жертвоприношение Ифигении. Настенная живопись из Помпеи, около 65 г. н. э.
Национальный музей, Неаполь.
У Агамемнона (слева) вся голова закрыта тогой, на ногах у него- высоко зашнурованные сандалии (калцеи). На мужчинах, несущих Ифигению, короткие плащи и хламиды; жрец (справа) одет в тунику и плащ.