Слайд 1
Опыт работы
Тема: «Рисование-линейная графика
как средство формирования графических навыков у
детей 5 – 7 лет с ЗПР».
Ширшина Елена Николаевна - воспитатель
Слайд 2Актуальность
Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Трудности с овладением навыков письма в школе:
Отсутствие слаженности работы мелких мышц кисти и всей руки.
Недостаточно развито зрительное восприятие, произвольное внимание.
Нечёткая ориентация на листе.
Малая база конкретно-предметных образов и понятий.
Отсутствие способности к переработке и трансформации одного вида информации в другую (знаковые символы).
Слабая способность к синтезу и анализу, классификации явлений окружающей действительности.
Возникает негативное отношение к учебе, тревожное состояние ребенка в школе. Поэтому важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит несвоевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития; нужно стимулировать всестороннее развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Слайд 3Особенности развития у детей с ЗПР графомоторных навыков.
Недостаточность двигательных навыков: скованность,
плохая координация, неполный объём движений, нарушена их произвольность.
Недоразвитие мелких моторных функций: неловкость, неуклюжесть, несогласованность, неумение длительное время удерживать карандаш (движения неточные, крупноразмашистые или мелкие).
Незрелость сложных произвольных форм зрительно-моторной координации.
Несформированность учебной мотивации, слабости волевых установок, трудность в восприятии и выполнении словесных инструкций.
Любое задание надо предлагать детям в игровой занимательной форме, которая не только вызовет интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом. На таком занимательном материале в игровой форме построены занятия и упражнения по рисованию – линейной графике.
Слайд 4Здоровьесберегающая технология рисование - линейная графика.
Рисование – это продуктивная деятельность.
Графика -
это одно из самых популярных изобразительных искусств. Само слово «графика» происходит от греческого «графо» - пишу, этот вид изобразительной деятельности предполагает рисование линией, штрихами и пятнами-тычками и во многом похож на письмо.
Способствует развитию у детей психомоторных связей рука – мозг - рука, развитию тонкой моторики кисти руки и выработки необходимого для письма, оптимального двигательного стереотипа.
развитие воображения ребенка, образности восприятия, передачи его видения мира, его чувств и мыслей, развития творческих способностей.
развитием мыслительных операций, образно-чувственных ощущений и познавательных процессов.
Слайд 5На занятиях по линейной графике ребёнок научится:
ориентироваться на листе, складывать
его, что разовьет координацию его рук и обеспечит ему глазной контроль за движением руки с тем или иным инструментом.
свободно владеть техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма.
разовьются его способности к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира, выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов, графических техник.
сформируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени, что позволит ему в дальнейшем учиться в школе без лишнего напряжения психики.
Слайд 6Программно - методическое обеспечение.
Комплексная образовательная программа содействия развитию
детей 5-6 лет «Двенадцать
Месяцев», разработки по разделу «рисование-линейная графика»: Н.Ц. ЗСПТ, 2006 г.
Безруких М.М. «10 простых шагов к красивому и правильному письму». (работа с леворукими, гиперактивными, медлительными и ослабленными детьми)
Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков удетей 5 – 7 лет. Пособие для педагогов дошк.учреждений.- М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001 год.(Здоровьесберегающая технология).
Учебно – методическое пособие «Рисование – линейная графика: дополнительная образовательная программа и методические рекомендации»: Н.Новгород: НП «ЦЗСПТ», 2010г
Слайд 7Диагностика графических умений и навыков у детей.
С целью определения у
детей уровня развития оперативных навыков и умений по направлению «рисование – линейная графика» мы провели диагностику, в которой рассматриваются 5 основных умений:
1.Уровень развития зрительно – пространственных ориентаций в микропространстве.
2.Уровень развития навыков графических движений.
3. Уровень развития умений осуществлять графические композиции.
4.Уровень развития образных представлений на основе восприятии знаков и символов, способствующих процессу «кодирования» и «декодирования».
5.Уровень развития способностей понимать речевые инструкции.
В качестве педагогического наблюдения мы использовали игровое задание Н.В.Квач:
« Сказка о том, как дружили солнце, ветер и море».
Слайд 8Игровое упражнение оказалась достаточно сложным заданием для детей.
1. Дети затруднялись
при сложении листа. Проведенные линии выходили за опорные, отмечались разрывы линий. Дети испытывали трудности при размещении объектов рисунка в ограниченном линиями сложения пространстве. У некоторых были ошибки в выборе клетки.
2. Формы предметов передавались неточно и закрашивались неровно, разнонаправлено, выходили за контур, карандаши использовали в основном чёрный или коричневый.
3. Дети не имели понятие о различных линиях, затруднялись в их прорисовке.
4. Дети затруднялись в подборе символических изображений, характеризующих предмет или явление (слабый ветер, сильный ветер, солнце играет лучами и т.д.)
5. Дети не могут работать без показа, нуждаются в неоднократном повторении инструкций с одновременным показом действий, в действиях очень неуверены, требуют постоянного контроля.
Изобразительные навыки у детей практически отсутствовали из - за слабых технических навыков (стойкий неправильный захват карандаша), изобразительные приёмы были однотипны или хаотичны, изображаемые объекты не соответствовали сенсорным эталонам. Рисунки были невыразительными, а иногда совсем непонятными по содержанию. Часто приходилось слышать: «Не умею», «Не могу», дети не проявляли интереса к рисованию.
Слайд 9
Исходя из обследования детей, мы поставили перед собой цель и определили
задачи.
Цель:
формирование у детей элементарных графических навыков
посредством упражнений по рисованию – линейной графике.
Задачи:
1. Формировать базу предметно – конкретных образов, отражающих
разнообразные явления действительности.
2. Развивать ассоциативного образного мышления средствами различных видов искусств, образующих интегративные межпредметные связи (художественная литература, графика, музыка, выразительные движения).
3.Учить ориентироваться на листе при помощи вспомогательных линий.
4. Формировать понятие об основном выразительном средстве линейной графики – линии (виды линий).
5. Знакомить детей со способами линейного рисования.
6. Развивать мелкую моторику кисти руки и глазной контроль, координацию движений.
7. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до логического конца, отмечать результат выполненной работы.
8. Вызвать у детей интерес к рисованию, развивать творческие способности.
Слайд 10Работа по развитию графических навыков у детей.
1 этап. Складывание листа для
получения опорных сгибов и проведение горизонтальных и вертикальных линий по опорным сгибам.
Слайд 112 этап. Знакомство с вертикальным и горизонтальным направлением листа.
Вертикальное направление линий
сверху вниз.
Горизонтальное направление линий слева направо
Параллельные линии, направленные сверху вниз и снизу вверх
Слайд 123 этап. Знакомство с разными видами линий, формирование кинестетических движений и
сенсомоторной координации
Горизонтальные, вертикальные, спиралевидные и спиралевидные со смещением, дугообразные, ломаные, волнистые линии
Слайд 134 этап. Создание композиций из разнообразных линий. Развитие сенсомоторных координаций на
основе активизации зрительно-пространственного и зрительно-слухового восприятия объектов рисования.
Слайд 145 этап. Формирование навыков пиктографической записи речи. Создание линейно-графической композиции с
образами-символами.
Слайд 15Организационные формы.
Взаимодействие с семьёй (мастерклассы рекомендации, консультации, совместные творческие выставки)
Индивидуальня
работа с
детьми
Фронтальные, подгрупповые занятия
Слайд 16Методы и приёмы
Словесные
Мониторинговые
Наглядные
Практические
Слайд 17
Развивающая среда.
Центр творчества, дидактические игры и пособия, стимулирующие восприятие, воспроизведение и
творчество
Слайд 18
Самостоятельная деятельность детей
Слайд 19
Эффективность и результативность.
Задачи диагностического задания:
Навыки ориентации на листе по клеткам.
Зрительно-пространственных ориентаций
в микропространстве листа в процессе деления бумаги на 64 части складыванием.
Навыки графических движений в процессе сложного линейного рисования.
Способность понимать речевые инструкции для достижения положительного результата в деятельности.
Выполнение наклонных, горизонтальных, вертикальных, параллельных линий.
Динамика
1. Дети научились складывать лист пополам, точно совмещая углы и стороны, линии проводились увереннее, были более ровными, почти не выходили за опорные линии, не затруднялись в расположении объектов рисунка в ограниченном линиями сложения пространстве.
2. Сенсорные формы передаются детьми более точно, но ещё допускаются неточности в соотношении по размеру и ошибки при штриховке. Дети работают не только цветными карандашами, но и приобрели навыки рисования другими графическими материалами (карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры, акварель).
3. Дети получили представление о различных линиях. И хотя при прорисовке линий в разных направлениях встречаются отклонения от вертикали и горизонтали, а также от заданной амплитуды, дети это замечают и пытаются исправить неточности.
4. Дети научились соотносить реальное изображение с символом (процесс или явление), могут сами придумать и изобразить пиктографический знак.