Слайд 2Греческое искусство носило реалистический характер. Сознание ценности и красоты человеческой личности,
вера в безграничные творческие способности человека, простота и ясность художественного языка, правдивое отражение действительности.
Слайд 3Впервые в истории человечества в основе эстетическoгo идеала красоты человека лежит
гармония духа и тела. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов.
Слайд 5Каждый костюм был индивидуален, хотя всегда неизменно делался из кусков ткани
одной формы и часто даже одной величины. Однако костюм этот складывался постепенно и имел два основных варианта:
дорийский - у жителей материковой Греции (его появление связано с переселением и завоеванием дорийцами значительной части Эллады в IX веке до н. э.)
ионийский - у малоазиатских греков.
Слайд 6Захаржевская Р.В.
«Драпировка оживляет мертвую ткань, придавая эстетическую цельность фигуре. Складки, в
свою очередь, аккомпанируя движению тела, свисают с рук, окутывая округлости, и плавно обволакивают статичное тело. Застывшие в мгновении покоя, они начинают двигаться вместе с телом, выявляя движение в большом или малом напряжении его».
Слайд 7Кайма
Узоры орнамента связаны с природой, носят стилизованный геометрический или растительный
характер, Это — меандр, критская волна, пальметта. Орнамент ритмичен, раппорт строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным направлением линий драпировки это делает складки особенно четкими и выразительными, подчеркивает красоту и пластику движений.
Слайд 8Гиматион
(греч. himation) - удлиненный вариант фароса (плаща) с большим количеством
складок. Пожилые мужчины прикрывали им руки и шею. Молодые люди носили более короткий гиматион, часто переброшенный только через одно плечо. Женщины в непогоду прикрывали им головы.
Слайд 10Карбатина
- самый распространенный тип античной обуви. Представляла собой кусок коровьей кожи,
вырезанный в форме подошвы, который прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной подметке.
Слайд 11Котурн
(греч. kothornos) - обувь на толстой пробковой подошве. Пользовалась популярностью в
античной Греции в высших сословиях. Со времен Эсхилла ее носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Изготавливались из цветной кожи и богато украшались.
Слайд 12Пеплос
(греч. peplos) - женская дорическая одежда. Самый древний тип греческого платья,
возникший под влиянием Египта. Представлял собой тяжелую драпировку, скрывавшую человеческое тело. Изготовлялась дорийцами из грубой шерсти. Гомер описывает ее как "лохматый плащ". В классическую эллинистическую эпоху стал украшаться красочными ткаными полосами с геометрическими и фигурными мотивами.
Слайд 14Петасос
(греч. petasos) - шляпа, часто соломенная. Носилась как мужчинами, так
и женщинами.
Пилос (pilos) - шляпа.
Слайд 15Что касается украшения головы, то по иконографии известны два рода шляп
- соломенная с круглыми полями, одеваемая мужчинами и женщинами, и круглая войлочная шапочка, носимая на затылке мужчинами,- пилеус.
Слайд 16Фарос
(греч. faros) - верхний роскошный плащ. Обычно носился поверх хитона.
Носила аристократия. Изготавливался из дорогого египетского полотна пурпурового цвета.
Слайд 18Хитон
(греч. chiton) - ионическая полотняная одежда. Представлял собой рубашкообразную одежду,
скрепленную на плечах застежками. Короткий вариант носили воины, молодежь и рабочий люд, длинный же - женщины, старики, государственные деятели и аристократы. Одевали прямо на голое тело. Гомер описывает его как "изысканную, ослепительно белую, большую ризу с красивым золотым поясом».
Слайд 21Хламис
(греч. chlamys) - плащ, использовавшийся для верховой езды и путешествий.
Появился в Фессалии в классический период.
Слайд 25Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии
с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками — фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск.
Слайд 26Самой распространенной верхней одеждой был гиматий — прямоугольный кусок шерстяной ткани размером
1.7x4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Один из применяемых способов драпировки был такой: «один конец ткани, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь. Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину». Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз — кусочки свинца.
Слайд 27Еще одним видом плаща была хламида — прямоугольный кусок плотной шерстяной ткани,
который набрасывали на плечи и скрепляли на одном плече или на груди фибулой. Военачальники носили хламиды пурпурного цвета.
Слайд 30В классический период мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы.
Юноши брили лицо, у них были длинные завитые локоны, подхваченные обручем. Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой.
Слайд 33Греки любили украшать свою голову венками из листьев и цветов различных
растений. Венки издревле употреблялись греками и в радостных, и в печальных случаях, ими награждались и победители в состязаниях, и наслуженные граждане. Ими украшали себя и приносящие в жертву, и пирующие. Так, пирующие надевали венки из роз, фиалок, мирта, сельдерея и плюща, потому что считали их средством против опьянения.
Слайд 35Юноши и молодые воины носили хламиду с цветной каймой и кистями
на нижних концах. Его накладывали на левое плечо, а верхние концы соединяли на правом застежкой аграфом. Трудно сказать со всей определенностью, какие цвета предпочитали греки в своей одежде.