Слайд 1МДОУ д.с. «Дюймовочка» с. Ивантеевка
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ
Консультация для молодых специалистов
Алексеева
Л.В.– воспитатель по ИЗОдеятельности
первой квалификационной категории
Слайд 2Характеристики нетрадиционных художественных техник
2 - 3 года
Оттиск пробкой
Оттиск печаткой из
картофеля
Обрывание бумаги
Тычковая живопись
Рисование пальчиками, ладошкой
4 - 5 лет
Оттиск поролоном
Оттиск пенопластом
Оттиск печатками из ластика
Оттиск смятой бумагой
Восковые мелки + акварель
Свеча + акварель
Гуашь с добавками
Слайд 3Характеристики нетрадиционных художественных техник
5 - 6 лет
Печать по трафарету
Монотипия предметная
«знакомая
форма – новый образ»
Черно-белый граттаж
Кляксография обычная
Кляксография с трубочкой
Кляксография с ниточкой
Набрызг
Отпечатки листьев
Акварельные мелки
Тычкование
Рисование от «пятна»
Рисование по сырому
Слайд 4Характеристики нетрадиционных художественных техник
6 -
7 лет
Цветной граттаж
Монотипия пейзажная
Рисование по восковому подмалевку
Батик
Рисование солью
Рисование скотчем
Водяная печать
Раздувание краски
Слайд 5Монотипия
Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти
лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Слайд 7Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть,
гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Слайд 9Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с
гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. К отпечаткам пальчиков можно добавить линии и получатся забавные рожицы.
Слайд 11Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с
гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Слайд 14Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые
мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Слайд 16Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная
бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Слайд 18Рисование
свечой.
Рисуется эскиз простым карандашом.
По контуру
карандаша обвести свечой, нажимая на неё.
Покрыть поверхность водой слева –направо.
Нанести фон акварельными красками. Там, где рисовали свечой краска ложиться не будет.
Слайд 19Точечный рисунок
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в
данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка. Также можно использовать ватные палочки.
Слайд 22Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного
картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Слайд 26Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев
(желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Слайд 29Отпечатав листики на бумаге, можно сделать открытки или еще что-нибудь интересное.
А вот если отпечатать большой лист, то из него получится настоящее дерево!
Слайд 30
Приготовить лист бумаги и высушенные осенние листья.
Нанести на сухой
осенний лист разные цвета ( в зависимости от того, что решили рисовать) красок, смешанных с водой.
Перевернуть лист и отпечатать его на листе бумаги.
Повторять данную операцию с другими листьями, пока не закончится композиция до конца.
Слайд 31Поролоновые рисунки
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то
обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Слайд 35Оттиск печатками из картофеля
Потребуются следующие материалы: коробочка с тонкой поролоновой штемпельной
подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Дети младшего возраста дополняют готовый рисунок недостающими деталями, например, овощами на нарисованных грядках, цветами на стеблях букета, окнами в доме и т. д., а дети старшего возраста могут использовать эту технику в сочетании с традиционным рисованием.
Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук.
Слайд 37Загадочные рисунки
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно
20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Слайд 42Рисование на мокрой бумаге
До недавних пор считалось, что рисовать можно только
на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Слайд 47Тканевые изображения
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества.
Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
Слайд 50декупаж
Слово decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать». Следовательно, техника декупажа — техника
украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов.Декупаж использовали в своих работах даже знаменитые художники, такие как Матисс и Пикассо. .
что можно украсить бумажными салфетками?Это могут быть горшки для цветов, посуда, свечи, книги, музыкальные инструменты, шкатулки, сосуды, флаконы, мебель, т.д. и т.п. Даже одежда и обувь может быть украшена Вами на свой вкус. Дерево, кожа, текстиль, керамика, металл, гипс, картон - любые поверхности поддаются чудесным преобразованиям.
Единственное, что надо учесть (!) — они должны быть однотонными и не слишком темными, затем чтобы просвечивающийся рисунок, вырезанный из салфетки, был хорошо виден.
Слайд 53Аппликация из бумажных салфеток скрученных в шарики
Аппликация из скрученных салфеток –
занятие не только интересное, но и полезное: разрезание салфеток на равные квадратики развивает глазомер, а скручивание их в комочки - мелкую моторику
Слайд 56Рисование мыльными пузырями
Средства выразительности: разноцветные круги, кляксы. Материалы: гуашь, жидкое мыло
или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки). Способ получения изображения: ребенок набирает в трубочку немного раствора и выдувает его на бумагу. При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1.
Слайд 58Кляксография
Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами,
кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.
Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать деревья, водоросли, салют и др.
Слайд 60Чтобы сделать его осенним можно:
- нарисовать дерево на заранее подготовленном цветном
фоне, выполненном в осенних тонах
Слайд 61Рисунок пластилином
Средства выразительности: природа, животные, ближайшее окружение. Материалы: бумага, пластилин, стек.
Способ получения изображения: ребенок размазывает пластилин по поверхности бумаги, взрослый может предварительно нарисовать изображение, по которому размазывается пластилин. Чтобы придать работе законченный вид, можно сделать мелкие детали из ниток, цветной бумаги или картона, шишек, ракушек и другого материала.
Слайд 63
Рисунки
с солью.
Если посыпать акварельный рисунок солью, соль пропитывается краской и
при высыхании создаёт эффект зернистости. Рисовать надо быстро, так как соль нужно сыпать на влажную краску.
Нарисуй кита, полоски – волны, между полосками оставляй просветы.
Пока краска не высохла, как следует посыпь рисунок солью.
Высыхая, краска пропитывает соль. Дай рисунку хорошо просохнуть.
Стряхни лишнюю соль. Прилипшую соль можно соскрести, а можно оставить на рисунке.
Слайд 64
Рисование
манной крупой
Сделай тёмный фон широкой кистью.
Нарисуй эскиз простым карандашом.
Нанеси на контур
карандаша тонкий слой клея ПВА.
Сверху засыпь мелко измельчённую манку и дай подсохнуть.
Излишки манки стряхни.
Слайд 66Метод ниткографии
Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон
наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.