Слайд 2Монотипия как один из видов нетрадиционного искусства
Слайд 3В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность
(гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется — рисунок в технике монотипии готов.
Слайд 4Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице
начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.
Слайд 5В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5
лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки.
Слайд 6Цель:
-Знакомство с особенностями создания изображения в технике монотипия;
-Знакомство с приёмом
последовательностью выполнения работы в технике монотипия.
Слайд 7 Задачи:
развития воображения;
расширения представлений об окружающем мире;
развития творческих
способностей и фантазии;
воспитания самостоятельности в работе.
Воспитание любви к природе
Развитие воображения
Прививание чувства коллективизма и взаимопомощи
Развитие воображения, фантазии, творческого, нестандартного подхода к решению изобразительных задач;
развитие интереса к эксперименту, как открытию нового для себя знания;
расширение представлений о возможностях нетрадиционных техник рисования,
развитие фантазии, творческого, нестандартного подхода к решению изобразительных задач;
развитие интереса к эксперименту, как открытию нового для себя знания; расширение представлений о возможностях нетрадиционных техник ри.
Слайд 8
Особенности подготовительного этапа
От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит
реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий
Слайд 9Краски и основа Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что
касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом — она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.
Слайд 10В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:
плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
толстую глянцевую бумагу;
плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше)
пластмассовую доску; стекло;
кафельную плитка.
Слайд 11Приёмы монотипии
Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные
изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки. С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.
Слайд 12Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе.
Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги — получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.
Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка. Ещё один необычный способ получить оттиск — смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным
Слайд 13Как можно дорисовывать картинку Дополнить полученную картинку можно двумя способами: поэтапно
добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска; дорисовывая уже готовую картинку. Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать: раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка); дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).
Слайд 14Схема составления и пример конспекта занятия
Чтобы создать на занятии ситуацию успеха,
когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.
Слайд 15Не менее важно и рационально распределить время, отведённое на каждый из
этапов работы над темой. Традиционно это три стадии освещения темы: Вводная часть (до 5 минут). На этом этапе воспитатель использует разные приёмы для того, чтобы правильно мотивировать ребят на работу (чтение книг, декламация стихотворений, ролевые игры, инсценировки из изученных сказок и пр.). Основная часть (до 20 минут). Этап, включающий работу над рисунком, а также «перерыв» на физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Физкультминутка может быть заменена артикуляционной гимнастикой, особенно если до рисования у малышей были спортивные игры или прогулка. Заключительный этап (до 5 минут). Это время отводится на похвалу малышей за работу, создание выставки готовых работ и рефлексию детей (в форме ответов на вопросы, например, «Понравилось ли мне занятие?», «Доволен ли я своей работой?», «Чей рисунок мне кажется самым удачным? Почему» и т.д.).
Слайд 16Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду Ниже приводятся
несколько инструкций работ в технике монотипии.
Слайд 17Инструкция: Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально. Мы будем рисовать
на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской. От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки. Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой. Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.
Слайд 18«Зима» Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.
Инструкция:
Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть. На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще. Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску. Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе. Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.
Слайд 19«Летний день» (пейзажная монотипия) Этот пример монотипии показывает, как создать отражение
в воде.
Инструкция: Складываем лист пополам по вертикали. Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки. На заднем плане делаем штрихи зелёной краской — лес. Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака. Складываем лист по сгибу, прижимаем. Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.
Слайд 20Актуальность
Монотипия — это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С
помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.