Слайд 1Проектная деятельность
на уроках
изобразительного искусства
Выполнил:
учитель ИЗО
Керова Е.В.
Слайд 2«Ярмарка
народных
промыслов»
Слайд 35 класс, 2 четверть
Темы уроков:
1. «Городецкая роспись»
2. «Хохлома»
3. «Жостово»
Слайд 4Творческий проект
Коллективное панно в технике коллажа детских работ
«Ярмарка народных промыслов»
Знания, умения,
необходимая информация
Монтаж коллективной работы
Проектный урок№1
Народные промыслы России
Проектный урок№2
Городецкая роспись
Проектный урок №3
Хохлома
Проектный урок №4
Жостово
Проектный урок №5
Защита проекта
Практическая совместно-индивидуальная художественно-творческая работа
Консультации экспертов поисковых групп
Определение цели и задачи работы
Слайд 5«Городецкая роспись»
Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это
время она стала русским
народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии
около города Городец.
Слайд 6Немного истории
Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках.
Они в
Городце были особенные благодаря донцам
(дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки.
Донце украшалось местными мастерами с использованием
особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные
из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки.
Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два
оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие
произведения искусства на основе обыкновенной доски.
Позже умельцы начали пользоваться подкраской
(яркими синими, зелеными, красными и желтыми цветами),
которые позволяли сделать донце еще красочнее.
Увеличившаяся потребность в производстве прядильных донец
побудила мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой.
Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором донец становятся живописные элементы.
Слайд 7Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него
наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету.
Слайд 8Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красной краска).
Синий,
зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый – для проработки деталей .
Слайд 9Городецкий орнамент
В росписи значительное место занимает орнамент. Орнамент
— это живописное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи — это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
Слайд 10Техника изображения основных растительных элементов.
Купавка — самый распространенный
цветок в городецком орнаменте. Подмалевка по размеру большая. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Оживка выполняется белилами.
Купавка (поэтапное выполнение)
Слайд 11
Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет
лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.
Слайд 12Техника изображения птиц.
Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в
различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.
Слайд 14Существует три вида композиции
в городецкой росписи:
1.Цветочная роспись.
Слайд 152. Цветочная роспись с включением мотива
«конь» и «птица»;
Слайд 17 Роспись по дереву.
Хохломская роспись.
«Хохлома»
Слайд 18Родилось искусство Хохломы в середине 17 века в крестьянском быту заволжских
деревень.
Искусству этому уже более 300 лет.
Слайд 19Хохлома - так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи
изделия из окрестных сёл и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами. И в сознании покупателей красочная посуда, ложки стали ассоциироваться с именем торгового села. Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи - край насыщенной истории и самобытной культуры.
История развития промысла Хохломская роспись
Река Узола, вдоль которой расположены деревни, где родилась Хохлома.
Слайд 20Название промысла связано со старинным торговым селом Хохлома, куда из
окрестных деревень свозили на продажу расписную посуду.
Местные жители говорят по –
- волжски – Хохлома, ударяя на первый слог.
Слайд 22Красный
Черный
Желтый
Зеленый
Основные цвета
Слайд 23Использование всех цветов
хохломы
Слайд 24Преобладание
красного и желтого
цвета
Слайд 26Выточенные деревянные изделия грунтуют жидко разведенной глиной,, сушат в печи, покрывают
олифой. Так делают несколько раз. В последний же раз олифу не досушивают, чтобы к ней легко
пристал серебряный порошок – полуда. Когда слой полуды подсохнет, серебряные заготовки поступят на роспись «под фон»
Слайд 27На заготовку наносится красный или черный рисунок, просушивается в печи, покрывается
лаком, ставится снова в печь – тут –то и происходит чудо:
Под температурой до 180 градусов лак потемнеет и будет казаться медово-золотым на посеребренной поверхности.
А потом уже раскрашивается нанесенный рисунок, обжигается и опять сушится…
Слайд 28Виды хохломской росписи
Хохломская роспись бывает двух видов: верховое
письмо и фоновое. Верховое письмо-это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо- это кудрина, роспись «под фон».
Слайд 29Разнообразие хохломской росписи делится на «верховое» и «фоновое письмо.
Верховое письмо
Фоновое письмо
Разновидность
фонового письма –
«кудрина»
Слайд 30ВЕРХОВЫМ
письмо называется потому, что золоченая поверхность не закрашивается, а по ней,
по верху, наносится рисунок.
Слайд 31Последовательность выполнения росписи «под фон».
ФОНОВОЕ
письмо - на полуду (серебряный фон)
наносят контуры будущих листьев, цветов, ягод. Пространство по наружной стороне контурных линий закрашивается
черной или красной краской – происходит заливка фона, а затем расцвечивание элементов рисунка.
Слайд 32«КУДРИНА»
- Более абстрактна, фантазийна, затейлива.
По царски нарядна выглядит роспись, как на
черном так и на красном фоне.
Из птичьих хвостов вырастают диковинные растения, листья напоминают перья, а из крупного сказочного цветка высыпаются каскадом ягоды
Слайд 34Орнаментальные полосы, обводки, бордюры, украешки.
Слайд 35Последовательность выполнения цветка «Кудрины».
Травные кустики «Кудрины».
Слайд 37Промысел металлических подносов, расписанных масляными красками и покрытых лаком, возник в
начале 19 века в Троицкой волости Московской губернии.
В деревне Жостово
братьями
Вишняковыми была
открыта
мастерская, а позже была
образована
Жостовская фабрика
декоративной
росписи.
Слайд 39Элементы росписи
жостовский орнамент
Слайд 40Кистевые мазки
Мазок «запятая»
Мазок» зигзаг»
Элемент «стебелек»
Мазок «в полкисти»
элемент» «сердечко»
элемент «лепесток»
Слайд 41Этапы росписи
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще
всего красочные букеты цветов. Роспись выполняется в несколько этапов.
Начинается она с «замалевки» -разбеленными красками намечается общий силуэт изображения ( цветов и листьев), основных пятен.
«Замалеванные» подносы сушатся в печах в течении нескольких часов.
замалевки
Слайд 42Вторым этапом является «Тенежка».
На просохшем «замалевке» прозрачными красками накладываются тени т.е.
выявляются теневые места растений.
тенежка
прокладка
Третий этап –»Прокладка» Плотное письмо яркими красками. Формы букетов обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции.
Слайд 43бликовка
чертежка
привязка
4-й этап – «Бликовка» - то есть нанесение белильных мазков, уточняющих
все обьемы.
5-й этап – «Чертежка»
Быстро и легко очерчивает лепестки, листья, прожилки – выразительно подчеркивая по
контрасту их сочную живость.
6-й заключительный этап, завершающий письмо – «Привязка» - тонкие травки и усики, объединяющие все изображения в букете мягким переходом связывающие его с фоном.
Слайд 45Поднос украшает цветочная роспись. Крупные цветы окружены более мелкими и связываются
между собой гибкими стеблями и листьями.
Слайд 46Орнамент
ОРНАМЕНТ – роспись
золотой краской по
борту подноса
Золотой орнамент по краю подноса
завершает праздничную композицию цветочного букета