Слайд 2Междуречье – область только между реками Тигр и Евфрат, а Месопотамия
включает в себя прилегающие к рекам территории.
Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта. Большинство жителей юга составляли шумеры, а севера – аккадцы.
Племена шумеров пришли из южной части Центральной Европы. Они не были аборигенами..
Месопотамия была населена различными народами и не была защищена от вторжений непроходимыми песками, как Египет.
Здесь – города-государства.
Народы, враждовавшие между собой создали несколько культур, но все же есть общие черты.
Слайд 3Зиккурат в Уре —
памятник шумерской архитектуры бронзового века
Великий Зиккурат в Уре — наиболее сохранившийся
храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль, в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом.
Слайд 4Строительство зиккурата вела третья династия Ура, восстановившая местную государственность после нашествий аккадцев и гутиев. Зиккурат
был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.
Слайд 5Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной
ширины, с основанием 64 на 46 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами.
Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом.
Слайд 6Три подъёма наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху)
вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище-храм богини луны Нанны. Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.
Слайд 7Надстройка не сохранилась. Первый исследователь сооружения, Леонард Вулли, полагал, что эти лестницы
были в древности обсажены деревьями, чтобы всё сооружение напоминало жителям аллювиальной равнины священную гору.
Слайд 81. Искусство Шумера. 5 тыс. – 2400 г. до н.э.
2. Шумеро-Аккадское искусство. 2400
– 1997 гг. до н.э.
3. Искусство Древнего Вавилона (Старовавилонский период). Начало 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.
4. Искусство Ассирии. нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э. (605 г. до н.э. - уничтожена Мидией и Вавилонией). Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.
5. Искусство Нового Вавилона. Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э. завоевана персами.
Слайд 9Древнейший шумерский эпос – об отважном Гильгамеше (считается древнейшим в мире
литературным произведением созданным в 22 веке до нашей эры древними шумерами, эпос рассказывает о приключениях легендарного основателя города Ура полубога Гильгамеша и его друга Энкиду).
Слайд 10«Э́пос о Гильгаме́ше», или поэма «О всё видавшем» — одно из
старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью, одно из величайших произведений литературы Древнего Востока. «Эпос» создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении полутора тысяч лет, начиная с XVIII—XVII веков до н. э. Его наиболее полная версия была обнаружена в середине XIX века при раскопках клинописной библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии. Она была записана на 12 шестиколонных табличках мелкой клинописью, включала около 3 тысяч стихов и была датирована VII веком до н. э. Также в XX веке были найдены фрагменты других версий эпоса, в том числе и на хурритском и хеттском языках.
Главными героями эпоса являются Гильгамеш и Энкиду, о которых также дошли отдельные песни на шумерском языке, некоторые из них были созданы ещё в конце первой половины III тысячелетия до н. э. У героев был один и тот же противник — Хумбаба (Хувава), охраняющий священные кедры. За их подвигами следят боги, которые в шумерских песнях носят шумерские имена, а в эпосе о Гильгамеше — аккадские. Однако в шумерских песнях отсутствует связующий стержень, найденный аккадским поэтом. Сила характера аккадского Гильгамеша, величие его души — не во внешних проявлениях, а в отношениях с человеком Энкиду. «Эпос о Гильгамеше» — это гимн дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает, облагораживает.
Также в эпосе отражены многие взгляды философии того времени на окружающий мир (элементы космогонии, история о «Большом потопе» в поздней редакции), этику, место и судьбу человека (поиски бессмертия). Во многом «Эпос о Гильгамеше» сравнивают с произведениями Гомера — «Илиадой», которой он старше на тысячу лет, и «Одиссеей».
Слайд 13Был побелен известью – отсюда название. Храм был главным городским зданием.
Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы.
Плоские выступы-лопатки сохраняли от осыпания и декорировали поверхность стен.
Святилище – дом бога – было сдвинуто к краю платформы и имело внутренний открытый дворик. Внутри храм богато украшался перламутром, мозаикой из разноцветных (красный, черный, белый) гвоздей, вбитых в сырец.
Слайд 22Зиккурат- это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких
башен, уменьшающихся в объеме.
Чередование подчеркивалось раскраской:- Нижняя терраса была окрашена черным битумом, - вторая – облицована обожженным красным кирпичом,
- третья была побелена. Озеленение террас придавало яркость и живописность. Верхняя башня, к которой вела высокая лестница иногда увенчивалась золоченым куполом. Храм – дом божества, которому принадлежал город. Ему полагалось жить на высоте. Поэтому в зиккуратах делали от 3 до 7 трасс.Кроме обрядов жрецы делали астрономические наблюдения с зиккурата.
Слайд 23Рельеф. Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона Древнего).
Эпос в камне. Ритмичное восхождение
на гору царских воинов. Построчное повествование. Ясность композиции.
Гордость торжества над врагом. Над гигантской фигурой царя только звезды.