Презентация, доклад на тему КАНОН В ВИЗАНТИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ КАК ОТРАЖЕНИЕ НЕЗЫБЛЕМОСТИ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА В ВИЗАНТИИ

Содержание

Переход от античности к средним векам вызвал глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинает играть искусство, связанное с церковными и государственными нуждами, – росписи

Слайд 1КАНОН В ВИЗАНТИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ КАК ОТРАЖЕНИЕ НЕЗЫБЛЕМОСТИ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

В ВИЗАНТИИ

2 класс

Презентацию подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Саида Юрьевна Джасте

КАНОН В ВИЗАНТИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ КАК ОТРАЖЕНИЕ НЕЗЫБЛЕМОСТИ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА В ВИЗАНТИИ2 классПрезентацию подготовила  преподаватель

Слайд 2Переход от античности к средним векам вызвал глубокий кризис в художественной

культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинает играть искусство, связанное с церковными и государственными нуждами, – росписи храмов, иконопись, а также книжная миниатюра (преимущественно в культовых рукописях). Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, искусство изменяет свою образную природу. Представление о ценности человека переносится в потустороннюю сферу. В связи с этим разрушается античный творческий метод, вырабатывается специфическая средневековая условность искусства. Скованное религиозными идеями, оно отражает действительность не путём прямого её изображения, а по преимуществу с помощью духовно-эмоционального строя художественных произведений.
Переход от античности к средним векам вызвал глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение

Слайд 3Две тенденции в развитии Византийской культуры
Византийская империя породила особую культуру, названную

в науке византизмом

Византийская
культура

Античная

Христианская

Две тенденции в развитии Византийской культурыВизантийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмомВизантийская культураАнтичная Христианская

Слайд 4Духовные доминанты культуры Византии
Библия
Икона
Храм
Теология
Христианство – вера в

Иисуса Христа, Спасителя и Единого Бога
Духовные доминанты культуры ВизантииБиблия Икона Храм Теология Христианство – вера в Иисуса Христа, Спасителя и Единого Бога

Слайд 5Периоды истории византийского искусства и их характеристика
раннехристианский период (так называемой предвизантийской

культуры, I-III века)
ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации.
период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185)
период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261—1453).

Периоды истории византийского искусства и их характеристикараннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века) ранневизантийский период, «золотой

Слайд 6Искусство скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей античную пластическую форму (так

называемая «Голова философа из Эфеса», 5 в.); со временем в византийском искусстве почти совсем исчезает круглая пластика.
В скульптурных рельефах (например, на так называемых «консульских диптихах») отдельные жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией изобразительных средств.
Искусство скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей античную пластическую форму (так называемая «Голова философа из Эфеса», 5

Слайд 7Мозаики церкви св. Георгия в Салониках, конец 4 в.
В церковных мозаиках

4–5 вв. сохраняется античное ощущение красочности реального мира.

Мозаики церкви св. Георгия в Салониках, конец 4 в.В церковных мозаиках 4–5 вв. сохраняется античное ощущение красочности

Слайд 8«Свиток Иисуса Навина»
Позднеантичные приёмы вплоть до 10 в. повторяются в книжной

миниатюре.

Явление ангела Иисусу Навину у стен Иерихона

Приговор Ахану

Побиение Ахана камнями

Взятие города Гая и его сожжение

Казнь царя Гая. Жертвоприношение на горе Гевал. Гаваонские послы, идущие в израильский стан

Гаваонские послы перед Иисусом Навиным. Избавление Гаваонитян из рук Аморрейских царей

«Свиток Иисуса Навина»Позднеантичные приёмы вплоть до 10 в. повторяются в книжной миниатюре.Явление ангела Иисусу Навину у стен

Слайд 9Но в 5–7 вв. во всех видах живописи, включая первые иконы

(«Сергий и Вакх», 6 в.), нарастает духовно-умозрительное начало.
Но в 5–7 вв. во всех видах живописи, включая первые иконы («Сергий и Вакх», 6 в.), нарастает

Слайд 10мозаики церкви Хосиос Давид в Салониках, 5 в.
Приходя в столкновение с

объёмно-пространственным способом изображения, оно подчиняет себе впоследствии все художественные средства.
мозаики церкви Хосиос Давид в Салониках, 5 в.Приходя в столкновение с объёмно-пространственным способом изображения, оно подчиняет себе

Слайд 11Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне
Архитектурно-пейзажные фоны сменяются отвлечённо-торжественными золотыми фонами;

изображения становятся плоскостными, их выразительность раскрывается с помощью созвучий чистых пятен цвета, ритмической красоты линий и обобщённых силуэтов; человеческие образы наделяются устойчивым эмоциональным смыслом (мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547; мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае – 6 в.,
Мозаики в церкви Сан-Витале в РавеннеАрхитектурно-пейзажные фоны сменяются отвлечённо-торжественными золотыми фонами; изображения становятся плоскостными, их выразительность раскрывается

Слайд 12Мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на

Синае

мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае – 6 в.

Мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синаемозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре

Слайд 13Мозаики в церкви Успения в Никее
а также мозаики 7 в., отмеченные

большей свежестью восприятия мира и непосредственностью чувства, – в церквах Успения в Никее
Мозаики в церкви Успения в Никееа также мозаики 7 в., отмеченные большей свежестью восприятия мира и непосредственностью

Слайд 14Мозаики церкви св. Димитрия в Салониках
И мозаики церкви св. Димитрия в

Салониках.
Мозаики церкви св. Димитрия в СалоникахИ мозаики церкви св. Димитрия в Салониках.

Слайд 15Первые иконы нередко стилизовались под портреты из египетского оазиса Эль-Фаюм
Христос.

энкаустика

Апостол Петр, энкаустика

Первые иконы нередко стилизовались под портреты из египетского оазиса Эль-Фаюм Христос. энкаустикаАпостол Петр, энкаустика

Слайд 16Период иконоборчества церкви
В 7–9 вв. в яростной борьбе взглядов иконопочитателей и

иконоборцев, отрицавших правомочность использования реальных изобразительных форм для передачи религиозного содержания, разрешались противоречия, накопленные в предшествующее время, формировалась эстетика развитого средневекового искусства. В период иконоборчества церкви украшались главным образом изображениями христианских символов и декоративными росписями.

Период иконоборчества церквиВ 7–9 вв. в яростной борьбе взглядов иконопочитателей и иконоборцев, отрицавших правомочность использования реальных изобразительных

Слайд 17Иконоборцы полагали, что изображая Бога или святого с помощью «мертвенной материи»

(краской, кистью, на доске) художник оскорбляет Создателя.
Иконоборцы полагали, что изображая Бога или святого с помощью «мертвенной материи» (краской, кистью, на доске) художник оскорбляет

Слайд 18Уничтожение икон, мозаик и фресок. Преследование и казни иконопочитателей
В период иконоборчества

художественные произведения, посвященные христианской тематике, безжалостно уничтожались: иконы сжигались, украшавшие стены храмов мозаики и фрески сбивались. К наиболее известным фактам вандализма относится уничтожение убранства храма Богородицы во Влахернах, в котором проходил иконоборческий собор 754 года. Житие Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание, сообщает: «…иконы ввергались — одни в болото, другие — в море, третьи — в огонь, а иные были рассекаемы и, раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, — одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою».
Многих начальников и воинов по клевете, что они покланяются иконам, предал разным казням и жесточайшим мучениям. Он обязывал присягою всех в своем царстве не покланяться иконам и заставил даже Константина, лжеименного патриарха, взойти на амвон, и возвысив честные и животворящие древа клясться, что он не принадлежит к почитателям святых икон. Он убедил его из монахов перевенчаться, есть мясо и присутствовать за царским столом при песнях и плясках.

Казнь монахов в эпоху иконоборчества.

Страдавшие от репрессий иконописцы уходили в отдалённые монастыри (например, в Каппадокии) и там продолжали свою работу.
Патриарх Герман опускает в море почитаемую Лидскую икону Богоматери, спасая ее от иконоборцев.

Уничтожение икон, мозаик и фресок. Преследование и казни иконопочитателейВ период иконоборчества художественные произведения, посвященные христианской тематике, безжалостно

Слайд 19После периода иконоборчества было решено - невидимое и бестелесное можно изображать,

но в символическом или аллегорическом виде

Мученики.
Базилика
в Равенне

После периода иконоборчества было решено - невидимое и бестелесное можно изображать, но в символическом или аллегорическом видеМученики.Базилика

Слайд 20В 9–10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и

своды церквей сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго определённом иерархическом порядке и подчинёнными композиции крестово-купольной постройки. В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием архитектурно-художественная среда, в которую включаются также и иконы, размещённые на иконостасе. В духе победившего учения иконопочитателей изображения рассматриваются как отблеск идеального «архетипа», «божественного прообраза». Стиль византийского искусства становился все более строгим и каноничным.

Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима.

В 9–10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей сплошь покрываются мозаиками и

Слайд 21Именно Византия выработала все эти «прообразы» - постоянные иконографические схемы, от

которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов.
Именно Византия выработала все эти «прообразы» - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении

Слайд 22Македонский и Комниновский периоды
Общие принципы византийской живописи 9–12 вв. по-своему разрабатываются

в отдельных художественных школах. Столичное искусство представлено мозаиками константинопольской св. Софии, в которых от «македонского» (середина 9 – середина 11 вв.) к «комниновскому» периоду (середина 11 в. – 1204) нарастали возвышенная строгость и одухотворённость образов, виртуозность живописной манеры, сочетающей изящество линейного рисунка с изысканной цветовой гаммой.
Македонский и Комниновский периодыОбщие принципы византийской живописи 9–12 вв. по-своему разрабатываются в отдельных художественных школах. Столичное искусство

Слайд 23Владимирская богоматерь, 12 в.
Со столицей связаны лучшие произведения иконописи, отличающиеся глубокой

человечностью чувств («Владимирская богоматерь», 12 в.).
Владимирская богоматерь, 12 в.Со столицей связаны лучшие произведения иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств («Владимирская богоматерь», 12 в.).

Слайд 24Книжная миниатюра
В книжной миниатюре после краткого расцвета искусства, проникнутого жизненной непосредственностью

и политической полемичностью («Хлудовская псалтирь», 9 в.), и периода увлечения античными образцами («Парижская псалтирь», 10 в.) распространяется ювелирно-декоративный стиль.
Книжная миниатюраВ книжной миниатюре после краткого расцвета искусства, проникнутого жизненной непосредственностью и политической полемичностью («Хлудовская псалтирь», 9

Слайд 25Источники
Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. –

М.: СЭ, 1962;
Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 113–119;
Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.52–53;
Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 104–107.
https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43567454093/Ikonoborchestvo-v-Vizantii

Источники Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962; Дмитриева Н.А. Краткая

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть