Слайд 1Урок по МХК «Живопись Оттепели». Часть II
Выполнил: учитель МХК ГБОУ
Школы
№1394 ВяльцеваМ.В.
Слайд 2«И с этой мазней мы пойдем в коммунизм?»
Слайд 3Кто они, кого так ругал Никита Сергеевич?
С кем ему было
стыдно идти в коммунизм?
Как
в дальнейшем сложилась судьба этих художников?
Слайд 4А. С. Россаль-Воронов.
Портрет девушки
Портрет девушки работы
А. Россаля-Воронова разъярённый Хрущёв прокомментировал следующим образом: «Что это? Почему нет одного глаза?...»
«Что это? Почему нет одного глаза?...»
Слайд 5Алексей Семёнович Россаль-Воронов (1921-2008) - российский художник, иконописец. Член Союза художников СССР. Ветеран Великой
Отечественной войны.
Приехав в 1961 году в Москву, вступил в живописную студию « Новая реальность » Элия Белютина. В 1962 году был в числе художников - участников громкой авангардной выставки в Манеже
С конца 1960-х годов начал работать вне Москвы, расписывая храмы. География монастырей, городов и сел, где Алексей Россаль-Воронов работал в православных храмах, очень обширна, его называли «иконописцем всея Руси». За росписи Малого собора Донского монастыря был удостоен патриаршей награды - медали преподобного Сергия Радонежского.
Слайд 6Около картины «Геологи»:
- Вот кто заплатил? Вот тот и пусть платит
свои деньги, а я не буду платить; государственных денег мы платить не будем. Пусть пишут и пусть продают, но не за счет государства.
П.Ф.Никонов. Геологи
Слайд 7Надо навести порядок.
Что мы вот с этой мазней пойдем в
коммунизм?
Вот это является мобилизующим духовные силы народа на подвиг?
Вот это? Это очень серьезно, это поражение, конечно, и министерства культуры, потому что, кто утверждал эти жюри. Картина должна вдохновлять человека,
она должна его возвышать, вдохновлять на подвиг ратный, трудовой.
А это что?
Вот тянет осел осла, тянется как во времена старые обреченный на казнь.
Слайд 8Павел Федорови Никонов - советский и российский живописец и график, педагог. В 1949-1956 годах
учился в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова. Член "Группы восьми".
Начало творческой карьеры Никонова складывалось успешно. Его дипломная работа «Октябрь» (1956) была удостоена отдельной статьи в журнале «Творчество».
П.Ф. Никонов – один из художников, стоявших у истоков "сурового стиля". В начале 1970-х годов отошел от этого направления и увлекся искусством примитива. Областью его интересов стал преимущественно бытовой жанр.
Главное место в творчестве Никонова занимает тема русской деревни, над которой художник работает по сей день. Существование современной деревни Никонов воспринимает как драму исторической судьбы русского крестьянства. Экспрессивная манера письма и эмоциональная насыщенность цвета придают значимость внешне простым сюжетам его картин.
Преподает в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова. Лауреат Государственной премии России, действительный член РАХ.
Слайд 9- Ну, идите, показывайте мне свою мазню, так мне представили ваше
искусство. Я тоже так думаю по тому, что я видел.
Господа, кто это делал?!
Это - веяние искусства? Что это? Распущенность! Вы нас, стариков, считаете, что мы не понимаем.
А мы считаем, что зря деньги народные тратили, учили вас. Портите материал и не платите народу за то, что он вас поил, кормил и учил.
Ну что это? Вот с этим мы пойдем в коммунизм? Это наше знамя?
Это вдохновляющее произведение, которое призывает людей к борьбе?! Ну что это?! А это что?! Да это наркотическая девушка, загубленная жизнью!
Вот она, мазня!
Слайд 10Кто автор этой мазни? Объясните.
Мы же люди, вы хотите,
чтобы
мы вас поддержали.
Ну что это?!
Если бы они в другой хоть форме были, так горшки можно было накрыть,
а эти и для горшков не годятся.
Что это? Давайте его сюда!
Вот какой красивый; если бы она на вас была похожа, я бы сказал –
художник стоящий.
Это же юродство.
Зачем вы это пишете,
для чего вы это делаете?!
Слайд 11Жутковский Борис Иосифович - классик русского авангарда, один из лидеров неофициального
искусства в СССР, график, живописец, скульптор, дизайнер, мастер эксперимента в различных видах изобразительного искусства, иллюстратор и литератор, эссеист и мемуарист. Художник родился 14 декабря 1932 года в Москве. Окончил отделение художников книги Московского Полиграфического института. С 1959 года участвует в выставках живописи и графики в СССР, а затем в музеях и галереях мира. После разноса, учиненного Никитой Хрущевым на выставке 1962 года и личного отпора вместе с Эрнстом Неизвестным лидеру страны, обрел его уважение, но был запрещен к участию в выставках в СССР 17 лет. С 1964 г. работы художника триумфально прошли по всему миру. Художник живет и работает в Москве. Около 1,5 тысячи картин и рисунков и более ста иллюстрированных книг.
Слайд 12-А это что?! Это картина?!
Вот это «новое» в живописи!
Мы
имеем право послать вас на лесоразработки и чтобы вы там лес рубили и отработали затраты, которые государство затратило на вас, и это будет справедливо. Отработать должны народу.
Л. Рабичев. Детство
Слайд 13Рабичев Леонид Николаевич - российский поэт, график, живописец, писатель-мемуарист. Участник Великой
Отечественной войны. Родился 30 июня 1923 года в посёлке Красково Московской области. В 1939 году поступил в Московский юридический институт. После начала войны был эвакуирован. Учёба в юридическом институте давала право на броню, но Леонид отказался от неё и подал заявление в военкомат и был зачислен в Ленинградское училище связи. В ноябре 1942 года, в звании лейтенанта, попал в действующую армию. В 1946 году поступил на художественный факультет Московского полиграфического института, который закончил в 1951 году. В 1958 году попал на занятия в студию Белютина «Новая реальность», где познакомился с авангардным искусством.
В 1959 году Леонид Рабичев был принят в Союз художников СССР. В 1962 года после выставки был исключен из Союза художников. Несмотря на это Леонид Рабичев продолжает рисовать, работал художником в области прикладной, книжной графики и прикладного искусства. Несколько оформленных им книг были удостоены премии «Лучшая книга года».
Слайд 14- А вот Кремль.
Какой это Кремль?!
Оденьте очки, посмотрите!
Что вы!
Ущипните себя!
И он действительно верит,
что это Кремль.
Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство.
Где тут зубцы на стенах –
почему их не видно?
Н.Крылов «Спасские ворота»
Слайд 15Мечников Леонид Михайлович. Окончил строительный институт Моссовета (1946-1952). Получил специальность инженер-архитектор.
С 1947 по 1952 гг. занимался в изостудии под руководством Ю.Г. Ряжского при клубе имени Серафимовича. В 1952 г. был призван в ряды ВМФ, где прослужил в звании инженер-лейтенанта до 1956 г. С 1958 по 1964 гг. занимался в студии Э.М. Билготина и работал внештатным художником в издательствах: "Советский писатель", "Известия", "Искусство", "Наука", "Медицина", "Восточная литература", "Молодая гвардия" и др. Скончался в апреле 1965 г. после непродолжительной, но тяжёлой болезни в расцвете творческих сил и больших планов на будущее.
Слайд 16- Правительство не имеет права быть аморфным, оно должно проводить определенную
политику в интересах народа. Эти скажут, что неправильно судят. Но не нам судить. Покамест народ нас держит, мы будем проводить ту политику, которую народ поддерживает... Нельзя играть в нейтралитет, вот о чем идет спор, а не о том, сколько чего.
В.Преображенская. Васильсурск, город яблок
Слайд 17Вера Ивановна Преображенская. Живописец, представитель андеграунда. Живет и работает в Москве.
Окончила МГУ (1937-1944). Аспирантка Л.А.Зенкевича. В 1945 г. ушла из науки, стала профессиональным художником. Иллюстратор книг Л.А.Зенкевича, автор плакатов, учебных пособий для Биофака МГУ. Училась живописи в ИЗО-Студии при ВЦСПС и в Студии при клубе им. Серафимовича, у художника Г. Ряжского. С начала 1960-х гг. в течение почти полувека входит в знаменитую студию Э. Белютина, впоследствии получившей название «Новая реальность». Одна из первых талантливых учениц Элия Белютина. Секретарь Студии. Участница I выставки русских абстракционистов – Таганской (1962) и I выставки русского авангарда в Манеже (Выставка, посвященная 30-летию МОСХА, декабрь 1962, скандальное посещение Хрущева).
Слайд 18Особенное негодование у Хрущёва вызвало творчество
художников
Ю. Соостера, В. Янкилевского, Б. Жутовского. Хрущёв потребовал запрета деятельности экспонентов
- … Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! …И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!..
Слайд 19Юло-Ильмар Иоганнесович Соостер (1924-1970) - советский и эстонский художник, график, один
из крупнейших представителей «неофициального» искусства.
Родился на о-ве Хийумаа, Эстония. Окончил Государственный художественный институт в Тарту (1948).
Арестован 28.12.1948, под следствием находился в Таллине. Приговорен по ст.ст. 58 к 10 годам ИТЛ. В заключении в Карлаге: в особом Песчаном лагере. Работал пожарником, столяром, потом художником. Освобожден 24.03.1956 в соответствии в Указом Президиума Верховного Совета СССР, реабилитирован. С 1957 жил в Москве, занимался живописью, иллюстрировал книги. Автор рисунков о лагерной жизни.
Один из самых известных представителей «поколения шестидесятых», участник Манежной выставки, организатор знаменитых «вторников» на улице Красина, на которых выпивала и общалась подпольная Москва.
Слайд 20Влади́мир Бори́сович Янкиле́вский родился в 1938 году в Москве, российский художник
- живописец, график, иллюстратор - один из главных новаторов в послевоенном московском «неофициальном искусстве».
Первые уроки живописи получил у отца, художника Бориса Янкилевского. В 1949-1956 учился в Московской средней художественной школе при Институте им. В. И. Сурикова. В 1962 окончил Полиграфический институт.
В ноябре 1962 года по приглашению Элия Белютина, своего бывшего преподавателя в Полиграфическом институте, Янкилевский в качестве независимого художника участвовал в резонансной выставке на Б. Коммунистической («Таганка»). Через несколько дней после "Таганки" работы Янкилевского были представлены на выставке «30 лет МОСХа» в Манеже, Последовавшие за этим событием годы Владимир Янкилевский, чтобы заработать на жизнь, работает как художник-дизайнер в издательствах Москвы, и основное время в своем ателье занимается графикой и живописью. Многие годы он не имел возможности публично показывать свои произведения в выставочных залах.
Слайд 21Последствия
В результате событий на выставке на следующий день в газете «Правда»
был опубликован разгромный доклад, который послужил началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР.
Хрущев потребовал исключить из Союза художников и из КПСС всех участников выставки, но оказалось, что ни в КПСС, ни в Союзе художников, из участников выставки практически никто не состоял. Уже через две недели на встрече руководства СССР с интеллигенцией Хрущев докладывал:
- Художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб и должны работать для народа, а для кого они работают, если народ их не понимает?
Слайд 22Мультипликационный фильм
«Случай с художником»
Художник-реалист случайно создает абстрактное полотно (на его
холсте вода размывает краску) и становится знаменитым. Ради выгоды он начинает рисовать абстрактные картины, но попав на поверхность своего полотна, ужасается и просыпается. Фильм, «разоблачающий» создателей абстрактной,конструктивистской,сюрреалистической живописи. Ужасы, пережитые художником в мире живописных абстраций, заставляют его вернуться к «реализму». 1962 год. Речь Никиты Хрущева в Манеже. В том же году появляется мультфильм «Случай с художником». Союзмультфильм, 1962 г.
Режиссёр: Григорий Козлов
…И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!.. (Н.С.Хрущев)
Слайд 23Разнос в Манеже положил начало целой серии встреч с творческой интеллигенцией,
борьба с абстракционизмом стала новым витком прежней борьбы с формализмом, «оттепель» стремительно пошла на убыль.
Слайд 24Следующая знаменитая выставка неофициальных художников в СССР вошла в историю
под названием «бульдозерной».