Слайд 1Из истории отечественного кинематографа
ГОДУ КИНО В РОССИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Слайд 2«Синематограф» братьев Люмьер с триумфом шествовал по всему миру, и Россия
не осталась от этого в стороне. В 1886 году французы познакомили с кинематографом россиян, а в 1898 году появились на свет первые российские фильмы.
Слайд 3Первоначально русские игровые фильмы были тесно связаны с отечественной литературой и
историей. Первый русский фильм «Понизовая вольница» (другое название – «Стенька Разин», 1908, режиссёры – Владимир Ромашков и Александр Дранков) иллюстрировал в нескольких сценах сюжет известной народной песни. В первом полнометражном фильме «Оборона Севастополя» (1911, режиссёры – Василий Гончаров и Александр Ханжонков) была предпринята серьёзная попытка воспроизвести на экране историческое событие – фильм завершали документальные кадры оставшихся в живых защитников Севастополя. Создаются и первые экранизации: «Дворянское гнездо» (по роману И. С. Тургенева, 1915, режиссёр – Владимир Гардин), «Пиковая дама» (по повести А. С. Пушкина, 1916, режиссёр – Яков Протазанов).
Александр Дранков
Владимир Ромашков
Слайд 4С началом Первой мировой войны поток зарубежной кинопродукции почти прекратился, зато
русское кинопроизводство резко усилило темпы: в 1916 году снимается около 500 фильмов. Подавляющую их часть составляли салонные мелодрамы, уголовно-приключенческие ленты и комические картины, в значительной мере обязанные своим успехом первой русской кинозвезде Вере Холодной.
Слайд 509.0809.08.189309.08.1893 - 17.0209.08.1893 - 17.02.1919
С 1914 года снималась в кино.
Первая
(эпизодическая) роль — в экранизации «Анна Каренина» режиссера Владимира Гардина.
В 1915 году снялась у Евгения Бауэра в картине «Песнь торжествующей любви», где сыграла Елену. Эта роль принесла актрисе широкую известность.
За год она снялась у Ханжонкова в 13 фильмах. Ей нужно было содержать семью, т.к. муж был на фронте.
В августе 1915 года Вера отправилась на фронт — в госпиталь, выхаживать тяжело раненного мужа. Владимир пошёл на поправку и они вернулись в Москву. Через несколько дней Вера срочно выехала на съёмки в Сочи, а в середине октября её муж, даже не оправившись от ранения, попросился обратно на фронт.
За четыре года кинематографической жизни Вера Холодная снялась в 35-ти фильмах у режиссеров: Е.Бауэра, П.Чардынина, В.Висковского, Ч.Сабинского. Её называли королевой экрана. Она стала законодательницей мод.
В 1917 году на экран вышел один из лучших её фильмов —
"У камина". Этот фильм имел исключительный успех у зрителей (при советской власти он был уничтожен, как и сотни других популярных дореволюционных фильмов).
За 1917 год Вера снялась ещё в 11 фильмах.
Холодная Вера Васильевна
Слайд 6В рамках акции «Ночь музеев 2015» и фестиваля «Ночь в Музее
Москвы» 16 мая Государственный центральный музей кино представит в Музее Москвы программу «Возвращение Великого Немого». Показ классической картины с Верой Холодной «Дети века», который пройдет в музейную ночь на летней площадке Музея Москвы во дворе Провиантских складов, будет сопровождаться живой музыкой. Гости узнают о судьбе великой актрисы немого кино, о фильме и его значении в раннем кинематографе.
Слайд 7Таким образом, накануне 1917 года в отечественном кинематографе был накоплен опыт
создания разножанровых фильмов и появились первые профессионалы в области киноиндустрии.
Слайд 8После Октябрьской социалистической революции новая власть стремится поставить кинематограф себе на
службу.
«Кинематограф… могучий агитатор, безмолвный пропагандист, книга для неграмотных» – так определил идеологические задачи нового искусства сборник «Кинематограф» (1919). Регулярно начинают выпускаться короткометражные агитационные фильмы на злобу дня: «На фронт!», «Красноармеец, кто твой враг?», «Мир хижинам – война дворцам!».
Слайд 9 Широкую популярность в это время завоёвывает приключенческий игровой фильм «Красные
дьяволята» (1923, режиссёр – Иван Перестиани). А созданный Сергеем Эйзенштейном фильм «Броненосец «Потёмкин» (1925) открывает список шедевров, признанных в результате международного голосования лучшими фильмами всех времён и народов. Режиссёр воспроизвёл на экране хронику события: матросы отказались есть червивый борщ, на борту вспыхнуло восстание, солдаты расстреляли толпу на ступенях одесской лестницы, в ответ раздался залп орудий броненосца, и на мачте взвился красный флаг...
Сергей Эйзенштейн
Слайд 10Большое место в кинематографе этого периода отводится воспитательным фильмам («Путёвка в
жизнь», 1931, режиссёр – Николай Экк).
Слайд 11В эти же годы зарождается звуковая комедия, звёздами которой стали Леонид
Утёсов, Любовь Орлова, Марина Ладынина, Владимир Зельдин. Получившие всеобщую известность «Весёлые ребята» (1934) Григория Александрова объединяли в яркое комедийное зрелище песенную лирику, эксцентрику и эстрадное искусство. Вслед за «Весёлыми ребятами» появляются музыкальные фильмы Ивана Пырьева: «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941).
Леонид Утёсов
Любовь Орлова
Слайд 12В годы Великой Отечественной войны в кинематографе, как и в любом
виде искусства, музы должны были вести в бой. Но агитпризыв «все силы на борьбу с врагом» не исключал присутствия проникновенной интонации, лирического настроения, юмора. Такими фильмами являлись «Два бойца» (1943, режиссёр – Леонид Луков), «Жди меня» (1943, режиссёр – Александр Столпер), «В 6 часов вечера после войны» (1944, режиссёр – Иван Пырьев), принёсшие широкую популярность Марку Бернесу, Валентине Серовой, Евгению Самойлову.
Иван Пырьев
Марк Бернес
Валентина Серова
Евгений Самойлов
Слайд 13В послевоенные годы пополняется список современных экранизаций («Повесть о настоящем человеке»,
по произведению Б. Полевого, 1946, режиссёр – Александр Столпер; «Молодая гвардия», по роману А. Фадеева, 1948, режиссёр – Сергей Герасимов; «А зори здесь тихие…», по повести Б. Васильева, 1972, режиссёр – Станислав Ростоцкий) и кинобиографий («Мусоргский», 1950, режиссёр – Григорий Рошаль); получают новое осмысление события Великой Отечественной войны («Летят журавли», 1957, режиссёр – Михаил Калатозов; «Баллада о солдате», 1959, режиссёр – Григорий Чухрай); появляются картины, рассказывающие о буднях рабочего человека («Большая семья», 1954, режиссёр – Иосиф Хейфиц; «Высота», 1957, режиссёр – Александр Зархи).
В этот период активно развивается комедийный жанр: фильмы Ивана Лукинского («Солдат Иван Бровкин», 1955; «Иван Бровкин на целине», 1958), Эльдара Рязанова («Карнавальная ночь», 1956; «Гусарская баллада», 1962; «Дайте жалобную книгу», 1965; «Берегись автомобиля», 1966; «Невероятные приключения итальянцев в России», 1973; «Служебный роман», 1977), Юрия Чулюкина («Неподдающиеся», 1959; «Девчата», 1961), Леонида Гайдая («Самогонщики», 1961; «Пёс Барбос и необычный кросс», 1961; «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965; «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966; «Бриллиантовая рука», 1968; «12 стульев», 1971; «Иван Васильевич меняет профессию», 1973), Георгия Данелии («Джентльмены удачи», 1971; «Мимино», 1977).
Слайд 14 В кино приходят мастера «новой волны», одним из которых является
Андрей Тарковский («Андрей Рублёв», 1966; «Солярис», 1972; «Зеркало», 1974; «Сталкер», 1979). По оценке кинокритика Майи Туровской, «фильмы Тарковского всегда ошеломляли трудной для среднестатистического восприятия новизной. Их не понимали чиновники, казалось, что их не поймут и зрители. На самом деле у Тарковского был всегда «свой», верный ему и преданный зритель, как бывает «свой» читатель у поэзии».
Слайд 15Новое прочтение обретает в кинематографе русская и мировая классика в фильмах
«Гамлет» Григория Козинцева (по трагедии У. Шекспира, 1964), «Война и мир» Сергея Бондарчука (по роману-эпопее Л. Н. Толстого, 1965 – 1967), «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева (по роману Ф. М. Достоевского, 1968).
Сергей Бондарчук
Григорий Козинцев
Слайд 16Отечественный кинематограф выходит за пределы страны и получает мировое признание.
Слайд 17http://lena2012.ucoz.ru
http://www.letopis.info
http://www.kino-teatr.ru/kino
http://www.russkoekino.ru/.
https://yandex.ru