Слайд 2
История Древнего Рима охватывает период с VIII века до нашей эры
по V век н.э.
С конца 1 в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. В это время Рим становится мировой державой. Кризис рабовладельческой системы эллинистических государств, завершившийся римским завоеванием, привел к образованию более развитой формы рабовладельческого государства — римской военно-административной державы, основанной на более организованной и жестокой эксплуатации рабов и низших классов населения. Римское государство не было однородным по составу населения: в нем обитало множество племен и народов, стоявших на различном уровне социального и экономического развития, и это определило многие особенности римской культуры.
Слайд 3Древний Рим, как и Древняя Греция, - античная средиземноморская цивилизация, охватывающая
первоначально только Апеннинский полуостров, а затем огромные территории на Западе и Востоке, в том числе и Грецию, ставшую ее культурной провинцией – Ахайей. Именно у Греции позаимствовал Рим мифологию, перенял многое в культуре, искусстве, манере ношения одежды. Даже прически римлян первоначально напоминали греческие.
Древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистичекий портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения прикладного искусства.
Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но вырасло оно на земле, где уже была собственная древнеиталийская культура, начало которой восходит к III тысячелетию до н.э. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков.
Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот.
В свою очередь, римская культура в пору расцвета оказала влияние на последующее развитие Европы.
Слайд 4Согласно легенде, Рим был основан в 753 г. до н.э. Именно
с этой даты римляне стали вести летосчисление.
Большим по численности и боеспособности было римское войско.
Оно состояло из земледельцев и делилось на легионы. Бедняков, не владевших землей, на военную службу не брали.
Лучшими качествами считались дисциплинированность и выполнение своего долга.
Переселенцы из других областей считались плебеями.
Плебеи так и не стали полноправными гражданами Рима.
И даже после двухсотлетней борьбы они не получили права принимать законы.
Должностных лиц в Афинах выбирали поднятием руки, плебеям голосовать не разрешалось.
Слайд 5Рим создал свою цивилизацию, основанную на особой системе ценностей.
По преданию, после гибели Трои в Италию пришел потомок иллирийского царя Дардана троянский герой Эней с сыном Асканием, победил в войне племена италиков, женился на дочери царя Латина Лавинии и основал город, названный ее именем.
Подробно сохранился миф об основании Рима: близнецы Рем и Ромул были по приказу царя Амулия положены в корзину и брошены в Тибр. Но, когда вода спала, младенцы были найдены и вскормлены волчицей. Воспитанные пастухом и его женой, они выросли и узнали о своем происхождении и основали город на том месте, где их нашли. Поссорившись с Ремом, Ромул убил его и стал первым царем Рима. Наряду с влиянием этрусков, свои традиции в искусстве создавали италики.
Раскопки показывают дату возникновения Рима. По преданию, он был основан 21 апреля, в день праздника пастушеской богини Палее, в 753 году до нашей эры. И действительно, первые следы поселения датируются археологами VIII веком до н.э.
Искусство Древнего Рима прошло долгий и сложный путь развития, изменяя свой характер и границы распространения.
Слайд 6Большой цирк. Центр Рима в 4 в. н.э. Макет архитектора И.
Джисмонди. Музей римской культуры. Рим
Слайд 7Рим многое взял от греческой культуры, но обогатил и развил ее
основы; многое римляне изобрели сами. Для римской архитектуры характерен практицизм. Римляне развили саму систему построения архитектурных сооружений, изобрели арки и своды, придумали ротонды.
Древнейшие памятники на территории Италии относятся к периоду палеолита.
В VI веке до н.э. сооружается храм Юпитера Капитолийского.
В Республиканский период (конец VI века до н.э.- 1 век до н.э.) начинается подъем искусства Рима.Широко развивается архитектура, около Рима созданы крепостная стена, Апиев водопровод, Апиева дорога.
Центром общественной жизни стал Форум – площадь, созданная в болотистой долине, осушенной каналом. В период Республики формируется искусство точного скульптурного портрета. Завоевание в III веке до н.э.греческих городов на юге Италии дало толчок к широкому проникновению в искусство Рима греческой художественной культуры. Старые традиции римского искусства сочетались с искусством новых провинций.
Слайд 8В период Ранней Империи в искусстве развивается парадное, тяготеющее к роскоши,
направление. В Римской архитектуре складываются типы парадно-триумфальных сооружений (арки, колонны).
В строительстве широко используются купола, крестовые своды.
Древний Рим создал своего рода культурную среду: прекрасно распланированные, приспособленные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто удобными, добротными домами со столь же удобной и добротной мебелью — то есть все то, что характерно для цивилизованного общества.
Римляне впервые в истории стали строить типовые города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на пересечении которых обустраивался центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.
Слайд 10Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было
результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь—этрусков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.
В дальнейшем некоторое значение в сложении римского искусства имело и искусство народов, вошедших в состав Римской империи, — галлов, германцев, кельтов, иберов и др., причем римское искусство и в этом случае не утрачивало своих наиболее существенных особенностей; вбирая в себя иногда очень разнородные элементы, оно сохраняло свое идейное содержание и единство художественной формы.
Слайд 11Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но
также и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской империи — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, но также италики, древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы. Хотя в общем и целом в римском искусстве господствовала древнегреческая школа, однако в различных частях Римской империи конкретные формы искусства во многом определялись местными традициями.
Слайд 12
Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное
внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошли немногие имена римских художников, однако созданные ими творения вошли в сокровищницу мирового искусства
Слайд 13Римский скульптурный портрет – это не идеализация героя, а образ характерный,
реальный, иногда несколько приземленный. Расцвет скульптурного портрета приходится на 2 в.н.э.
Несмотря на практическое мировоззрение римляне создали такие шедевры архитектуры, как Алтарь мира, Пантеон, Колизей и др.
Шедеврами изобразительного искусства является прекрасные образцы римской скульптуры и росписи Помпеи, памятники материальной культуры.
История Рима делится на два этапа. Первый — эпоха республики — наступил в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и продолжался до середины I в. до н. э. Второй этап — императорский — начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в. н. э.
Слайд 16Колизей. Реконструкция, 1 в.н.э.
Слайд 18«Бона Деа» (Добрая богиня). Статуэтка из Альбано, 1 – 2 вв.
Слайд 19Голова колоссальной статуи Антиноя в виде Диониса, мрамор. Первая половина 2
в. Рим.
Слайд 20Искусство эпохи республики
Эпоха республики чрезвычайно бедна художественными произведениями, большая часть которых
датируется II—I вв. до н. э. Вероятно, первые храмы для римлян возводили их соседи — более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, статую Капитолийской волчицы, символ легендарной прародительницы римлян. Из завоеванных территорий в Рим в поисках работы стекались прославленные мастера, а также замечательные произведения искусства. Особую роль здесь сыграла Эллада. В Древнем Риме существовало изречение: «Плененная Греция пленила своих врагов».
Слайд 21 Главной святыней Рима, основанного 19 апреля 735 г. до н. э.,
был храм Юпитера, Юноны и Минервы. Храм не сохранился, однако существует мнение, что он был распланирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу. Еще одна достопримечательность Рима — так называемый Форум Романум (своего рода рыночная площадь, на которой также проводились публичные церемонии, религиозные праздники, выборы и т.п.). В последние века республики Форум приобрел законченный архитектурный облик. С одной стороны к нему примыкало здание государственного архива — Табуларий, который опирался на сводчатые подземные конструкции. На площади располагались храмы, а также так называемые ростральные колонны, к которым прикреплялись носы побежденных вражеских кораблей (ростры). В течение многих столетий Форум был полностью заброшен и предан забвению, и только в начале XX в. трудами археологов, архитекторов и реставраторов удалось частично восстановить этот грандиозный ансамбль древнего, республиканского и императорского Рима.
Слайд 22Монета эпохи Римской республики: Виртус (Мужество) и Гонор (Почесть). Национальный музей.
Рим
Слайд 23Архитектура эпохи республики представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы,
круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм— моноптер — состоял из цилиндрической основы, окруженной колоннадой. Вход в храм, по этрусскому обычаю, был только с одной стороны. Круглый храм Сивиллы, или Весты, в Тиволи под Римом окружен коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционно римского мотива — бычьих черепов, с которых свисают тяжелые гирлянды. Это символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличается жесткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили характерную для Греции пластичность. Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих. Так, храм Фортуны Вилирис на Бычьем Форуме в Риме также имеет вход лишь с одной стороны. Ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка, а в тимпане фронтона полностью отсутствуют скульптурные изображения.
Великолепны римские мосты II—I вв. до н. э. (Мост Фабриция, Гарский мост). Мост Мульвия, простоявший более двух тысяч лет, отличается большой выразительностью. Мост зрительно «опирается» на воду полукружьями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проемами. Сверху на арках лежит карниз, придающий всей конструкции стилистическую законченность.
Слайд 24Храм богини судьбы Фортуны Вирилис, 1 в. н. э
Слайд 25Круглый храм на Форуме Боариум (Бычьем форуме) в Риме, 3 в.
до н. э.
Слайд 26Гардский мост (акведук) в Ниме ( южная Франция), 1 или 2
век н. э.
Слайд 27Вид древнеримского города можно представить на примере Помпей — италийского города,
погребенного под толстым слоем пепла в результате извержения Везувия в 79 г. н. э. Город имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, в первых этажах которых были устроены лавки-таберны. Обширный форум был обнесен прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углублении. В городе было два театра. Замечательны помпейские дома — домусы. Домус представлял собой прямоугольное сооружение, вытянутое вдоль двора, а на улицу выходившее глухой торцевой стеной. Главным помещением в доме был атриум, выполнявший священную функцию. Дело в том, что при основании Рима в центре города была устроена культовая яма — мундус, куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой родины. Каждый дом повторял эту модель в несколько модифицированном виде. В атриуме в центре крыши было отверстие, под которым помещался бассейн для сбора воды. Атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. В атриуме хранились самые важные для римлян вещи: сундук с семейными ценностями, стол, напоминающий жертвенник, шкаф с восковыми масками предков и изображениями добрых духов-покровителей.
Слайд 29Внутри дома были расписаны. С течением времени стиль росписей менялся. Во
II — конце I вв. до н. э. стены домов расписывались в так называемом первом помпейском, или «инкрустационном» стиле: это был геометрический орнамент, напоминавший обкладку стен драгоценными камнями. В I в. до н. э. в моду вошел так называемый «архитектурный», или второй помпейский стиль. Теперь стены домов превратились в подобие городского пейзажа, включавшего изображения колоннад, всевозможных портиков и фасадов зданий (Фреска из Боскореале). В росписях появились также фигуры людей. В помпейской Вилле Мистерий ритуальная комната содержит изображение ритуального дионисийского таинства. На красных стенах в полный рост представлены участники церемонии. Архитектурные членения помогают упорядочить весьма сложную сцену, ядром которой выступает миф о возрождении бога Диониса в браке с Ариадной (эти персонажи изображены сидящими в центре композиции). На этом фоне разворачивается картина ритуального действа, в котором принимают участие реальные люди. Начало и конец композиции обрамлены фигурами женщин. Одна стоит, обратив свой взгляд внутрь комнаты, другая с задумчивым видом наблюдает за происходящим.
Слайд 30Одним из наиболее значительных и характерных скульптурных памятников эпохи Республики является
так называемый Алтарь Домиция Агенобарба, украшенный рельефами со всех четырех сторон. Две узкие и одна длинная сторона изображали «Свадебный поезд Нептуна и Амфитриты» — веселое путешествие морских богов и нимф, плывущих по морю на фантастических животных. Здесь совершенно отчетливо видна рука греческого мастера. В абсолютно ином стиле выполнена вторая длинная сторона алтаря, на которой изображен ценз — оценка имущества римских граждан для причисления их к той или иной социальной категории. В левой части представлена сама процедура, в правой части изображен алтарь со стоящими возле него жрецом и богом войны Марсом, к которому ведут трех жертвенных животных — быка, овцу и свинью. Этот рельеф, несомненно, принадлежит руке неопытного римлянина, по своим художественным достоинствам он значительно уступает работе греческого мастера.
Слайд 31Замечательным достижением республиканского искусства стал портрет. Здесь римляне многое заимствовали у
этрусков, однако римский портрет имел одно существенное отличие. Этруски, творчески перерабатывая натуру, запечатлевали в камне хотя и достоверный, но в той или иной мере поэтизированный образ. Римский же портрет восходил к восковым маскам, которые снимались с умерших. Маски хранились в самом почетном месте (атриуме), и чем больше их было, тем знатнее считался род. Для эпохи республики характерны портреты, очень близкие к натуре. Они передают мельчайшие подробности человеческого лица. Ведущим героем римского портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам правом жизни и смерти всех своих домочадцев. Зачастую на портретах представлены глубокие старцы, как например, статуя римлянина из Ватиканского музея. Этот человек стар и некрасив: абсолютно лысый череп, оттопыренные уши, провалившиеся щеки, отвисшая нижняя губа. Судя по всему, он находится на пороге могилы, однако в его лице просвечивает воля и несокрушимый дух. Римский портрет той эпохи чрезвычайно конструктивен, логичен и строг.
Слайд 32Портрет пожилого римлянина. 1 – 2 вв. до н. э.
Слайд 33Искусство ранней империи
Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник
Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Со времени правления Октавиана римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. Август начал закладывать основы императорского стиля. Сохранившиеся портреты представляют его энергичным и умным политиком. Высокий лоб, слегка прикрытый челкой, выразительные черты лица и маленький твердый подбородок. Хотя Август, по свидетельству древних авторов, был слабого здоровья и часто кутался в теплые одежды, на портретах его изображали могучим и мужественным. Известная статуя из Прима Порта представляет его оратором, обращающимся к народу. Август облачен в одеяние императора — богато украшенный панцирь, на котором в обрамлении богов, небес и преисподней парфяне возвращают римлянам отнятые у них ранее знамена; тяжелый, обернутый вокруг тела плащ. В руке у Августа императорский жезл. У его ног на дельфине сидит крошечный Амур, сын Венеры — по преданию, прародительницы Юлиев. Статуя величава и торжественна. Непокрытая голова императора и его босые ноги являют черты греческого стиля.
Слайд 34Император Август. Статуя из Прима Порта. Конец 1в. н.э.
Слайд 35Стремление выйти за рамки прозаического восприятия жизни заметно и в других
памятниках искусства. При Августе был создан Алтарь Мира, долженствовавший увековечить воссоединение сторонников нового режима и потерпевших поражение республиканцев. Алтарь представляет собой отдельно стоящее здание без крыши, служившее ограждением жертвенника. Ограду украшали рельефы, разделенные на два яруса фризом с меандровым орнаментом (ленточный орнамент в виде ломаной линии). Нижний рельеф изображал стебли, листья и завитки Древа Жизни, населенного птицами и другой живностью, на верхнем рельефе было запечатлено торжественное шествие, включавшее членов императорского дома. Здесь использован греческий прием изокефалии — все головы находятся на одном уровне, однако изображение оживляют фигуры детей разных возрастов. Некоторые фигуры на рельефе оборачиваются — в этом его существенное отличие от классических греческих памятников. Помимо этого, лица персонажей наделены индивидуальными чертами, они портретны.
Слайд 36В I в. до н. э. продолжалась древняя традиция строительства гробниц.
Были построены такие разные сооружения как Пирамида Цестия, Гробница Цецилии Метеллы, Гробница Еврисака. Поскольку Еврисак был хлебопеком, на его гробнице изображены круглые жерла печей для выпечки хлеба. Поверху гробницы идет рельеф, изображающий весь хлебопекарный процесс. Вообще для римского искусства характерна именно такая — утилитарная, «производственная» тематика, свидетельствующая о приверженности Рима к хронике, фиксации событий и «злобе дня». Мавзолей Августа отличается от других гробниц огромными размерами. Он представляет собой три цилиндра, поставленные один на другой. Образовавшиеся террасы были превращены в висячие сады, аналогичные тем, которыми славилась Гробница Александра Македонского в Александрии. Перед входом в мавзолей были установлены два обелиска— в память о победе Августа над Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой
Слайд 37 В эпоху Августа был популярен так называемый третий помпейский стиль (конец
I в. до н. э. — 50-е гг. I в. н. э.), именуемый также «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали легкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры, между ними помещались заключенные в рамы картинки («Нарцисс»). Их сюжеты непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью, как в росписи из виллы в Боскотреказе «Пастух с козами». Появляются сценки типа «Наказания Амура» из Дома Наказанного Амура в Помпеях. Излюбленным мотивом становится изображение сада, полного плодоносящих дерев, великолепных цветов и птиц, огороженного золочеными решетками. Именно такая роспись была выполнена на вилле Ливии, супруги Августа, в Прима Порта («Сад и птицы»). Куда более замечателен «Сад» в Доме Фруктовых Деревьев в Помпеях. Домашние «парадизы» (сады) устраивались во дворцах, на виллах и в домусах. В некоторых садах были бассейны и увитые растениями беседки.
В римском искусстве весьма популярны маски — мужские и женские, трагические и комические, красивые и безобразные. Маска была символом перехода от небесного и мифического к обыденному, земному.
Слайд 38 В правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей Римской
империи, достигло расцвета портретное искусство. Эволюцию образа самого императора — от одаренного ребенка до презираемого монстра — можно проследить в целой серии портретов. Они далеки от традиционного типа могучего и отважного героя (Голова императора Неона). Небрежные бакенбарды, хаотически взбитые надо лбом волосы. Лицо хмурое, недоверчивое, брови сдвинуты, в уголках губ — мстительно-саркастическая усмешка. Поздние портреты представляют Нерона сложной и противоречивой натурой. Его личность, незаурядная и сильная, обременена множеством пороков.
Начиная с середины I в. в изобразительном искусстве начал формироваться жанр натюрморта. Возникший в поздней классике IV в. до н. э. и блистательно развивавшийся в эпоху эллинизма, натюрморт приобрел теперь новый смысл. В нем появились «высокое» и «низкое» направления. Римляне часто изображали мясные лавки, в которых висят туши животных. Однако они писали и глубоко символические произведения, полные тайного смысла. Такого рода роспись была выполнена в гробнице Вестория Приска в Помпеях. В центре композиции — золотой стол на фоне алой драпировки. На столе стоят серебряные сосуды изящной формы — все парные, расставленные строго симметрично: кувшины, рога для вина, черпаки, чаши.
Слайд 39Все эти предметы как бы группируются вокруг центрального кратера — сосуда
для смешивания вина и воды, воплощенного бога плодородия Диониса-Либера. Фреска из Геркуланума «Персики и стеклянный кувшин» свидетельствует о разрушении традиционной системы ценностей. С древнейших времен образом мира было дерево, корни которого питает подземный источник. Теперь же художник изображает дерево без корней, а сосуд с водой стоит рядом. Одна ветка дерева сломана, сорван персик, от которого отделена часть мякоти, до самой косточки. Исполненный мастерской рукой, натюрморт светел и воздушен, однако его смысл — «всеобщая смерть природы».
От эпохи Флавиев до нас дошли несколько замечательных портретов и два шедевра зодчества. Основателем династии Флавиев был Веспасиан, под внешней простотой которого скрывался недюжинный ум. Изображения императора лишены аристократизма и холодной элегантности, отличавших портреты эпохи Юлиев — Клавдиев. Они более естественны, человечны и пластичны: морщинистый лоб, хитровато прищуренные глаза, строго сжатый рот.
Слайд 40Примерно в те же годы в Помпеях был создан известный портрет
ростовщика Цецилия Юкунда. Облик ростовщика передан с поразительной живостью и естественностью. Его некрасивое, ассиметричное лицо с бородавкой на щеке и кривым носом — тем не менее очень выразительно.
В 70—80-е гг. н. э. в Риме был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название «Колизей». Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому типу зданий. Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, огороженную снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал свыше восьмидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нем с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, сложившиеся у римлян к I в. н. э.
Слайд 42 Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев — знаменитая Триумфальная арка Тита. Тит,
считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (79—81 гг.). Арку воздвигли в его честь в 81 г., уже после его смерти. Этот памятник был призван увековечить поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление храма Соломона.
Триумфальные арки — также римское архитектурное новшество, заимствованное, вероятно, у этрусков. Арки сооружали как в честь побед, так и в знак освящения новых городов. Однако их изначальный смысл связан с триумфом — торжественным шествием в честь победы над врагом.
По сторонам проема арки Тита стоят две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик с посвящением Титу «от сената и народа римского». Наверху — статуя императора на колеснице, запряженной четверкой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Таким образом, арка являлась одновременно архитектурным сооружением, постаментом для статуи и мемориальным памятником. С таким почетом хоронили лишь людей, наделенных исключительными личными качествами: Цезаря на Форуме Романум, Тита в его арке, Траяна в цоколе его колонны. Внутри арки выполнены высокие рельефы с изображением триумфального шествия: Тит едет на квадриге, его солдаты шествуют к арке с трофеями.
Слайд 44Искусство поздней империи
В 98—117 гг. Римской империей правил Траян,
по происхождению испанец. При Траяне Римская империя достигла пика своего могущества. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит мужественным и суровым, и в то же время умным и смелым политиком. При Траяне возродился старый тип портрета, лишенный пышных причесок, богатой светотеневой моделировки и психологизма. Искусство того времени привержено идеалу простоты. Вместе с тем портреты Траяна полны внутренней силы и глубины, в них проявляются величие и мощь, которых не было прежде.
При Траяне в Испании были построены два моста — мост в Алькантаре через реку Тахо и акведук в Сеговии. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проемами. Он завершается простым карнизом, в центре которого, над проезжей частью, переброшена арка. Акведук в Сеговии двухъярусный, с узкими высокими пролетами; сложен из необработанного камня, благодаря чему он гармонично вписывается в окружающий пейзаж.
Слайд 45Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум. Среди всех
императорских форумов, выросших вокруг Форума Романум, этот наиболее красивый и внушительный. Форум Траяна был вымощен полудрагоценными камнями, на нем стояли статуи побежденных противников, был выстроен храм в честь божества — покровителя Марса Ультора, были две библиотеки — греческая и латинская. Между ними стояла Колонна Траяна, сохранившаяся до наших дней. Она была воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии). Раскрашенные рельефы изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.
Правивший вслед за Траяном Андриан (117—138) был приверженцем всего греческого. С легкой руки Адриана римляне стали носить усы и бороду, что ранее было не принято. Сохранилось много его портретов как в Риме, так и в провинциях. Адриан любил элегантность и красоту и сам являл идеальный образ римского патриция. Император был высокого роста, с благородными чертами лица и умным, пристальным взглядом всегда задумчивых глаз. При Адриане волосы стали изображать более пышными, чем при Траяне. Вместе с усами и бородой они живописно обрамляли лицо. Зрачки глаз впервые стали высверливать (прежде их только раскрашивали), благодаря чему создавалась иллюзия, что статуя «смотрит живым взглядом».
Слайд 46Колонна Траяна в Риме. Фрагмент рельефа
Слайд 47Колонна Траяна в Риме. Фрагмент рельефа.
Слайд 49Арка Адриана в Афинах, около 130 г.
Слайд 50 При Адриане (ок. 125) было создано самое грандиозное купольное сооружение Древнего
мира — Пантеон, храм всех богов, который и поныне стоит в центре Рима. Это единственный памятник, избежавший разрушения или перестройки в эпоху Средневековья. Снаружи Пантеон представляет собой огромный цилиндрический объем, к которому пристроен глубокий портик. Некогда в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Внутри Пантеон имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе покоится купол. Купол имеет пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений), вверху же заканчивается проемом.
Своеобразным архитектурным музеем стала вилла Адриана в Тибуре (ныне Тиволи). Здесь была Золотая площадь с главным зданием в виде креста, имеющего выпукло-вогнутые формы, Морской театр, библиотеки. Любимые Адрианом колонны эффектно отражались в водах бассейна. Помимо этого на территории виллы были возведены архитектурные сооружения, воссоздающие образ прекрасных оригиналов, которые встречались Адриану во время его путешествий.
Слайд 51Пантеон в Риме. Около 118 – 125 гг.
Слайд 53В Риме по указу Адриана был выстроен мавзолей, частично перестроенный в
средние века и получивший название замка Сант-Анджело (Святого ангела). От Марсова поля к мавзолею вел мост через Тибр, специально сооруженный для этой цели. Украшавшие мост статуи были заменены в XVII в. работами известного мастера Лоренцо Бернини.
Новый поворот к духовному, произошедший при Адриане, очевиден и в изменении погребального обряда. Царившая тысячелетия кремация уступила место ингумации — захоронению усопших в земле. В связи с этим появился новый жанр — скульптурный саркофаг, украшенный рельефами на мифологические темы. Саркофаг ставили в подземную гробницу или задвигали в стенную нишу — аркосолий. Обычно саркофаги имели прямоугольную форму и высокий рельеф с одной стороны.
Антонины — Пий (138—161), Марк Аврелий (161—180), Комод (180—192) — в самом Риме строили мало. В честь Пия и Марка Аврелия возвели колонны, подобные Траяновой, но не столь замечательные. Необычна одна деталь. На цоколе колонны Пия были изображены сам император и его супруга, возносимые на небеса крылатым гением. Крылатого гения сопровождают два орла — по древнему поверью души покойных пребывают в образе птиц. Прежде такая тема в искусстве не встречалась.
Слайд 54До наших дней дошла конная бронзовая статуя Марка Аврелия. Статуя выполнена
в соответствии с древней античной традицией, однако облик всадника не гармонирует ни с конем, ни с миссией воителя. Лицо у императора отрешенное и самоуглубленное. Судя по всему, Марк Аврелий думает не о военных победах, коих у него было немного, — а о проблемах человеческой души. Скульптурный портрет того времени приобрел особую духовность. Со времен Адриана сохранилась традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. При Марке Аврелии ваятели достигли особой виртуозности. Особое внимание стали уделять глазам: их изображали подчеркнуто большими, с тяжелыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. У зрителя создавалось впечатление печальной усталости, разочарованности в земной жизни и ухода в себя. Так в эпоху Антонинов изображали всех, даже детей.
При императорской династии Антонинов наблюдался расцвет искусств в римских провинциях. Замечателен храмовый комплекс в Баальбеке (Ливан), отличавшийся восточной пышностью. Главный храм находился в глубине квадратной площади, обнесенной колоннадой. К площади вели великолепные пропилеи (парадные ворота) с портиком и расположенным за ним шестиугольным двором, огражденным колоннадой и стенами. Большой и малый храмы, находившиеся вне площади, стояли на высоком цоколе и отличались весомостью ордера, частой расстановкой колонн и богатством декоративных деталей.
Слайд 55Конная статуя Марка Аврелия, бронза. Около 170 г. Рим. Капитолийская площадь
Слайд 56Малый храм ( храм Вакха) в Баальбеке, северная стена целлы, середина
2 в.
Слайд 57Круглый храм в Баальбеке, середина 3 в.
Слайд 58Большой храм (храм Юпитера) в Баальбеке. Портал, 1 в.
Слайд 59В Пальмире (Сирия) до наших дней сохранились развалины города и его
Большой колоннады с аркой и коринфскими колоннами, на выступах которых (консолях) стоят статуи. Знамениты гробницы Пальмиры, сохранившие древние традиции изобразительного искусства. Вокруг центрального захоронения родоначальника в стенах устраивали ниши, закрытые портретами людей. Сделанные из известняка, они сочетают в себе пластику и графику. Исключительно богатые памятники оставили африканские провинции. В Алжире прекрасно сохранилась трехпролетная арка в Тимгаде. В жаркой пустынной стране каждый архитектурный элемент получает особое звучание. Более высокий средний проем арки выразительно подчеркивает плоскую низменную местность. Арка сочетает плоские и пластичные формы (колонны), проемы и ниши, большой и малый ордер, различные виды арок. Несмотря на внешнюю простоту, арка в Тимгаде является настоящим произведением искусства.
Слайд 60Общий вид города Тимгад, основан в 100г.
Слайд 61Пальмира, главная улица, 1 – 3 вв.
Слайд 62 Антонинов сменил на троне Септимий Север (193—211), властный и суровый
правитель. Отличавшийся практичностью, за годы своего правления он существенно улучшил положение в Риме, сильно подорванное при поздних Антонинах. Септимий считал себя духовным наследником Марка Аврелия. До наших дней дошло много северовских портретов. В отличие от антониновского времени, мастера уделяют повышенное внимание душевному состоянию модели. В образе супруги Септимия Юлии Домны тонко переданы индивидуальные черты: масса пушистых волос, сросшиеся на переносице брови. Взгляд ее «антониновских» глаз все больше уходит в сторону. В портрете императора Каракаллы (211—217), сына Септимия Севера, также заметны новые веяния: рама из волос вокруг лица резко уменьшается, игра светотени в живописных прядях уже не интересует художника. Для него важна форма головы и выражение лица — хмурого, настороженного, подозрительного.
Вслед за правлением Септимия Севера наступила эпоха солдатских императоров, которых сажала на трон армия: Максимин Фракиец, Филипп Араб, Требониан Галл. Занесенные на вершины власти волей рока, они убивали других и сами становились жертвами. Их портреты — великолепный документ той драматической и противоречивой эпохи. Мастера перестали изображать пышные волосы, убрали усы и бороду. На зрителя смотрят затравленные роком властители позднего Рима, вовлеченные в вечную борьбу за императорскую власть.
Слайд 63 Для зодчества эпохи упадка империи (III—IV вв.) характерны необычно крупные, порой
чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчеркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм. Большой изобретательности достигли римские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятников архитектуры, как термы Каракаллы и базилика Максенция в Риме. Термы (бани) для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий — палестрами и гимнасиями, библиотеками, музыкальными залами. Посещать термы было любимым занятием римского плебса, жаждавшего «хлеба и зрелищ». По всей империи было разбросано великое множество бань — частные и государственные, мужские и женские (или общие), простые и настоящие шедевры античной архитектуры. Термы Каракаллы занимали огромную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды. Они представляли собой сложное архитектурное сооружение, перекрытое сводами различных конструкций. Стены и своды терм были отделаны золотом, драгоценными камнями и мозаикой. Даже их руины поражают глаз своим величием.
Слайд 64В римских провинциях продолжался расцвет градостроительства, вследствие чего туда устремлялись лучшие
мастера из Рима. Покоренный римлянами античный мир, несмотря на местные различия, стал приобретать некий единый облик.
Весьма распространенным римским сооружением являлась базилика — прямоугольное вытянутое здание, предназначенное для общественных собраний и советов. Здание разделялось продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько проходов — нефов. Средний неф был обычно шире и выше боковых и освещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом — апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики использовалась как образец при строительстве христианских храмов.
На родине Септимия Севера, в Лептис Магне (Северная Африка), была построена базилика, отличавшаяся особым замыслом и роскошью отделки. На узких сторонах базилика имела две полукруглые ниши — апсиды. Обрамлявшие их пилоны (столбы) посвящались Дионису и Гераклу и были украшены сценами их подвигов. Именно с этими героями античности отождествлял себя император, следуя примеру Александра Македонского.
Слайд 65
Искусство Древнего Рима оставило миру громадное наследие, значение которого трудно переоценить.
Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от архитектурных сооружений и кончая стеклянными сосудами. Художественные принципы, выработанные древнеримским искусством, легли в основу христианского искусства Нового времени.
Слайд 66Идеал красоты.
Римский идеал красоты отличается от греческого, подобно тому как мировоззрение
римлян во многом контрастирует с греческим. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима способствовали выработке такого идеала мужчины: суровый, выносливый, крепкого телосложения. Женщина считалась красивой, если имела величавую осанку, плавную походку, широкие бедра, узкие плечи и маленькую грудь.
Слайд 67
Костюм Древнего Рима
Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков
превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.
Слайд 68Эстетический идеал красоты
Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными,
развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота— таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.
Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.
В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы— германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.
Слайд 70
Виды и формы одежды. Текстиль.
Ткани, цвет, oрнамент римского костюма. Как и
все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.
Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной (тога, палла, хламида, лацерна, полудаментум к плоской накладной (туника, пенула), футлярообразной.
Слайд 72
Цветовая гамма в римском костюме— яркая, красочная, основные
цвета— пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.
Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию— круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.
Слайд 73В позднем Риме под влиянием христианства распространилась накладная одежда в виде
длинного платья: у женщин – широкая стола, у мужчин – длинный далматик (далматика). Тяжелые плотные крупноузорчатые и легкие тонкие шелка с Востока сменили традиционный лен и шерсть. Использовали также полушелк. Восточный шелк был дорогим, поэтому привозной шелк распускали и из его нитей в сочетании с льняными или шерстяными ткали полушелк.
Слайд 74Мужская одежда
В Риме были более суровые климатические условия, нежели в Греции,
что требовало сравнительно теплых и закрытых одежд. Римский костюм не позволял быстро двигаться, исключение составлял костюм военного. Верхом изящества считались размеренность в движениях, даже некоторая театральность поведения; медлительность походки; безукоризненность костюма. Эстетический идеал. Римляне — суровые, мужественные, физически сильные, выносливые люди.
Слайд 76В период Республики мужская одежда состояла из льняной туники и шерстяной
тоги. Туника – переродившийся греческий хитон – обычно имела короткие рукава и длину до колена. Она называлась колобиум.
В богатом, пресыщенном Риме классовые противоречия были резко выражены и проявлялись в одежде и даже в обуви. Знать носила тунику таларис с длинными узкими рукавами. А туника сенатора, например, имела на груди и спине широкую пурпурную полосу, туника всадника – две узких. Полководец-победитель носил тунику, вышитую золотыми пальмовыми ветвями, а поверх нее пурпурный плащ полудаментум. Это была исключительно дорогая, даже драгоценная одежда, так как краситель пурпур и шелк с одноименным названием были необычайно дорогими, продавались на вес золота. Они имели очень богатую гамму оттенков; наиболее красивым считался фиолетово-красный. Нижняя, нательная туника-интима не имела знаков различия.
Слайд 77
Верхней одеждой была тога. После завоевания Греции в Риме стали носить
также и гиматий. Однако тога была излюбленным одеянием римлян. Способы ее драпирования были строго канонизированы, хотя и многообразны, а кусок ткани был не прямоугольным, а эллипсовидным или овальным, что и способствовало образованию каскада изысканных, плавных, полукруглых, ниспадающих складок. Конец тоги перебрасывался через левую руку и висел отвесно.
Размеры тоги были различными. В период Империи чаще всего ткали тогу размером 5,6×2 м. Тога была не сшивной, а ткалась цельным куском.
Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. В отделке тоги были знаки социального различия. Например, высокие должностные лица носили тогу с пурпурной полосой. Драпировать тогу было очень трудно. Обычно римлянину помогали это делать раб или жена.
Слайд 78Тога периода Республики
Мужская туника колобиум
Плащ полудаментум
Слайд 79Другими видами верхней мужской одежды были плащи из прямоугольных и полукруглых
кусков ткани. Наиболее популярными из них считались полудаментум – широкий, длинный, полукруглый плащ и хламида из небольшого прямоугольного куска ткани, который скреплялся не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей ( и лишь иногда на плече). Носили также лацерну – плащ типа хламиды, но из более дорогой ткани, затканной золотом и серебром.
В позднем Риме тунику сменил далматик (далматика) из тяжёлого плотного шёлка или другой ткани – длинное глухое полуоблегающее платье с длинными цельнокроёными рукавами, а вместо тоги стали носить различные варианты пенулы – накидки косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном или без него. Пенула издавна существовала в Риме как одежда пастухов. Её надевали также, отправляясь в путешествие. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей— в костюме богатых щеголей.
Слайд 80Классический способ драпирования тоги
Далматик и пенула
Слайд 81В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ
типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.
С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.
Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик— длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами.
Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.
Слайд 82В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца,
перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.
Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. Так же как и греки, римляне редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы покрывали головы. Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы, так же как и мужчины накрывали голову краем тоги. Головы победителей украшали венками из дуба, лавра, мирта, плюща, фиалок и искусственных цветов, а также из золота. Воины носили шлемы из кожи или металла.
Мужские причёски представляли собой стрижки из недлинных и подвитых волос с чёлкой на лбу. До зрелого возраста мужчины брили лица. В период Империи причёски делались из завитых волос. Примером может служить причёска Каракаллы. Рабы – тонсорес – выполняли разные причёски, в том числе горячую завивку и холодную укладку.
Слайд 83Венок на голове победителя
Причёска из не длинных слегка завитых волос
Причёска Каракаллы
Слайд 84
Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая
завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.
Ношение обуви в Риме было распространено. Она, как и одежда, отражала социальное положение её владельца. Существовала обувь консулов, сенаторов, обувь для посещения сената, обувь для воинов – каллига, а также различные варианты сандалий.
Одежда римской бедноты и рабов— туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.
Слайд 85Обувь Древнего Рима
Обувь консулов
Обувь сенаторов
Обувь для посещения сената
Обувь для воинов -
Слайд 86Женский римский костюм
Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв.
н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.
Женская туника по покрою не отличалась от мужской.
Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.
Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ— палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы.
В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.
В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.
Слайд 88В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы,
подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.
Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.
Женские причёски выполнялись из длинных волос и первоначально напоминали греческие. Лента витта на голове означала, что женщина – матрона, хозяйка дома. Гетеры не имели права носить витту.
Было два вида женских причёсок: с плетениями из кос и с завивкой волнами. Причёска Ливии (жены Августа) имела валик надо лбом – нодус. Были и другие причёски с валиком. Причёски постепенно увеличивались в высоту, при этом использовались проволочные каркасы и накладные волосы. Очень ценились светлые волосы.
Обувь римлянок— мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.
Слайд 90Причёска с диадемой и валиком на каркасе
Разновидность причёски с валиком
Слайд 95Косметика и аксессуары в Древнем Риме
Римляне обожали духи и злоупотребляли
ими, особенно в период заката Империи, когда нравы стали приходить в упадок. Благовония получили широкое распространение в римском обществе, где ни один праздник не мог обойтись без них. Духи приготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии. Кроме них, употреблялись и растения, которые росли в самой Италии: лилия, ирис, нарцисс, майоран. Славой пользовались розы. Из пахучего тростника изготовлялись самые дешевые духи.
Слайд 96В богатых римских домах любили украшения. Мужчин украшали перстни, пряжки, детей
аристократов – круглые медальоны-буллы. Богатые римлянки носили много украшений, особенно на голове. Это были сеточки из золотых нитей, булавки, гребни, шпильки из золота, серебра и ценных пород дерева с инкрустацией из полудрагоценных камней, диадемы с чеканкой и др. Кольца носили по нескольку на каждом пальце.
Бани – термы – были местом, где римлян обслуживали рабы (тонсорос и косметы), которые делали массаж, втирали в кожу различные ароматические масла. Каждая богатая патрицианка имела ларец «женский мир» с полным набором косметики. Женщины белились и румянились (с помощью охры и дрожжей), подводили глаза и брови сажей, пользовались средствами от морщин, а также пахучими мазями, например телиумом из цедры апельсина и оливкового масла.
Слайд 97Связь костюма с архитектурой
Для костюма и архитектуры характерна общность подхода к
трактовке образа: пышность, роскошь, помпезномть, церемониальность. Пышность одежды соответствует роскоши, торжественности, парадности архитектурных сооружений. Это было созвучно мировоззрению и характеру людей, живших в пресыщенном и богатом Риме.
Слайд 98Древнеримские тенденции в современном мире
Всем давно известно, что история идет
по кругу - события повторяются (хотя и видоизмененно) с определенной периодичностью. Это касается и моды - есть вещи, которые появляются время от времени в нашем гардеробе, и их считают ультрамодными, а на самом деле они уже были актуальными несколько десятилетий (или даже столетий) назад. Оказывается, туника – самая модная вещь этого сезона - тоже имеет древнюю историю, которая уходит корнями во времена Древнего Рима.