Слайд 1Музыкально-поэтическая символика огня.
Презентацию подготовила
учитель ИЗО
МОУ Радужненской СОШ
Гудьева Е.А.
Слайд 2
Строение пламени Вы изучали на уроках химии и знаете о трёх
зонах пламени.
Вы уже изучали пламя на уроках химии и знаете, что с точки зрения науки пламя это явление, вызванное свечением раскалённой газообразной среды, в ряде случаев содержащей твёрдые вещества, в которой происходят физико-химические превращения реагентов, приводящие к свечению, тепловыделению и саморазогреву.
Слайд 3Как вы думаете,
какой символ
несет в себе
огонь?
Слайд 4Огонь является:
символом торжества света и жизни над смертью и мраком;
символом
очищения и домашнего богатства;
символом жизненной энергии, плодородия, олицетворения солнца и солнечного света.
символом обновления и рождения в новом воплощении
(вспомним того же феникса, что, умирая, сгорает и рождается вновь из пепла молодым и красивым);
Слайд 5Фе́никс —мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться.
Известна в мифологияхразных
культур, часто связывается с солнечным культом.
Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением.
Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь своего вида. В метафорическомПредвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь своего вида. В метафорическом истолковании Феникс — символвечного обновления, бессмертия.
Слайд 6В искусстве же пламя поэтизировалось с древних врёмен.
Оно является символом творческого
горения, которое одаривает людей теплом искусства.
Недаром существует выражение:
«Гореть на работе»
Как Вы думаете, что оно означает?
Слайд 7«Гениальные люди – это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век».
Наполеон 1
Слайд 8Огонь и горение поэты и писатели часто вспоминают в своих строках.
Вспомните, Горящее сердце Данко в поэме Горького.
Слайд 9Основная концепция рассказа: Жить вне людей и для себя (Ларра) —
Жить с людьми, но для себя (Изергиль) — Жить с людьми и для людей (Данко).
«Старуха Изергиль» — рассказ Максима Горького — рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году — рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году, состоящий из трёх частей. В рассказ вошли две легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко, а также рассказ старухи о мужчинах, которых она любила на протяжении жизни.
На степи испокон веков жили люди одного племени. Потом пришло другое племя и изгнало людей в лес. Племя не могло идти назад в степь, но и впереди был опасный лес с ядовитыми болотами. Вдруг среди людей появился Данко, вызвавшийся провести людей через лес к другой степи. По пути люди обозлились на него и хотели убить, но Данко вырвал из груди пылающее сердце и довёл людей до другой степи, после чего умер. Никто не заметил, что он умер, кроме одного человека, который, боясь чего-то, наступил на ещё пылавшее сердце. Оно погасло, но оставило после себя искры, которые остались мерцать в степи.
Слайд 10- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота...
…- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные…. ….Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.
И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
Слайд 11Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и
Иисусом Христом.
Имя Данко связано
с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий» (даже если рассматривать его имя с точки зрения цыганского языка).
Важнейшие слова гордого человека в легенде «Что сделаю я для людей!?».
Слайд 12Вечный огонь
о многих религиозных формах индуизма почитание огня является важной частью обряда
и имеет огромную предысторию, которая корнями уходит в исторические периоды «приручения огня».
Все индоевропейские народы видели в огне светоносное и теплотворное начало, способное изгонять болезни и побеждать силы мрака.
Именно потому культ огня занял центральное место в религиозных воззрениях индоевропейцев.
Слайд 13Иранские огнепоклонники –зороастрийцы хранили «вечный огонь» не только в домашних очагах,
но и в храмах огня;
в Риме в храме Весты горел вечный огонь поддерживаемый весталками — предназначенными для этого жрицами-девственницами;
у литовцев перед идолом Перкунаса жрецы дубовыми дровами непрестанно поддерживали неугасимый огонь.
Огни для кремации в городе Варанаси (Индия) горят уже несколько тысячелетий — благодаря ответственности семей определённой касты, именно они следят за тем, чтобы огонь горел уже много поколений.
Слайд 14Неугасающий огонь – это символ памяти.
Вспомните прекрасные строки Владимира Высоцкого:
Слайд 15Огонь в Мемориале неизвестного солдата под Триумфальной аркой в Париже горит с 1921
года в память о погибших солдатах в Первой мировой войне.
Первый в СССР «Вечный огонь» был зажжён в Тульской области 9 мая 1957 года, в память о павших в Великой Отечественной войне.
Первым по-настоящему Вечным (никогда не прекращавшим своё горение) огнём в СССР стал огонь, зажжённый 6 ноября 1957 года на Марсовом поле в Ленинграде (центральная площадь Ленинграда).
В Москве в настоящее время горят три Вечных огня.
Первый в Москве Вечный огонь был зажжён на Преображенском кладбище в 1961 году.
В мае 1967 был зажжён Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены,
В апреле 2010 был зажжён Вечный огонь на Поклонной горе.
Слайд 16Свет свечи…
А это что за символ?
В христианской традиции свеча —божественный
свет, сияющий в мире, свидетельство причастности человека к Божественному.
Чистота воска означала чистоту человека, мягкость — его способность слушать волю Бога.
Три совмещенные свечи — Святая Троица, триединство мира.
Свеча — вечный спутник человека на дороге жизни. Тропинка, выложенная горящими свечами, была символом пути, на котором человек не одинок: идущие впереди оставляли зажженные огоньки тем, кто идет следом….
Слайд 17Огонь – символ любви, ласковой, согревающей или сжигающей и уничтожающей
В эту
ночь я буду лампадой...
Максимилиан Волошин
В эту ночь я буду лампадой
В нежных твоих руках...
Не разбей, не дыши, не падай
На каменных ступенях.
Неси меня осторожней
Сквозь мрак твоего дворца,-
Станут биться тревожней,
Глуше наши сердца...
В пещере твоих ладоней -
Маленький огонек -
Я буду пылать иконной...
Не ты ли меня зажег? Художник Васильев«Ожидание»
Слайд 18ИКОНА «УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ»
Во время молитвы на
Елеонской горе Божией Матери
явился архангел Гавриил
и
сообщил радостную весть, что
скоро Господь возьмет Ее к
Себе. При прощании с
апостолами Богородица
обещала не оставлять их и
всех христиан после Своей
смерти. В час успения Сам
Господь Иисус Христос,
окруженный ангелами, явился
и принял Ее душу.
На иконе «Успение Богородицы» горящая свеча символизирует всякого святого, «горящего» молитвой, «тающего» в молитве, «умирающего» в молитве.
Слайд 20Передавая огонь от свечи к свече, мы заполняем светом весь храм.
Так христиане должны заполнить светом весь мир...
Слайд 21К. Васильев
«Человек с филином»
Как вы думаете, о чем картина К.Васильева?
Какой
смысл вложил художник в горящую свечу и горящий свиток на картине «Человек с филином»?
Слайд 22Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает
более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров.
Среди известных работ - циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия картин о Великой Отечественной войне, графические портреты, а также последняя работа художника - «Человек с филином».
С 1949 по 1976 гг. жил в доме, где открыт музей.
В 1976 г. трагически погиб, похоронен в пос. Васильево.
В 1984 г. семья Васильевых переехала в г. Коломну под Москвой, куда перевезла все принадлежавшие ей картины художника.
Музей занимает часть жилого дома, куда входит мемориальная квартира площадью 53,3 м2.
В основу экспозиции положена мемориальная коллекция, переданная сестрой художника В.А.Васильевой и его друзьями.
Слайд 23Эта картина – последнее творение Константина Васильева. Она, в отличие от
остальных картин, так и не получила название от создателя. И в то же время именно она дышит холодной уверенностью и твердостью, достаточно лишь внимательнее приглядеться к ней.
Картина полна символизма, для понимания которого не нужно быть экспертом, десятки лет изучающим тонкости творчества разных художников.
На картине изображен высокий старик. Года и утраты, оставившие морщины на его лице, не сломили сына великого Севера. Левую руку с кнутом он держит над головой – на кнутовище сидит филин, являющийся символом мудрости. В правой руке он сжимает свечу – символ истины. А возле ног старца лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – Константин Великоросс 1976.
Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом. А название картине не было дано по простой причине – в 1976 году он трагически скончался.
Что же это? Случайно ли великий художник дополнил картину со стариком горящим пергаментом, на котором указано его имя и год, в котором он погиб?
Что же приносит эта деталь общей картине? Обреченность и бессмысленность борьбы? Отнюдь. Ведь дым, поднимающийся от горящего пергамента, превращается в молодой дубок, которому суждено стать могучим великаном. Можно ли назвать и этот символизм простой случайностью? Или же мастер хотел сказать этим что-то тем, кто сможет его услышать?
Слайд 24А какой герой мифов Древней
Греции тоже связан с огнем?
Промете́й — один из
титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов, царь скифов, подаривший людям огонь
Слайд 26
Огонь, вдохновил поэтов на создание одного из самых лучших древнегреческих мифов,
мифе о Прометее.
Титан Прометей, двоюродный брат Зевса, создаёт людей по образу и подобию богов, чтобы сделать людей сильнее животных. Он учит их строить дома, корабли, пахать землю и собирать урожай, читать, писать, считать, приносить жертвы богам и устремляет их взор в небо, одаряет их способностью мечтать и творить. Но громовержец Зевс, убоявшись ума и возрастающей силы людей отнял у них огонь. Как прожить без огня? Людям грозит гибель!
Слайд 27По-гречески слово «прометей» означает «провидец», «смотрящий вперед».
Образ Прометея — одна из
вечных тем искусства.
С мифом о Прометее связывали Симфонию №5 Л. Бетховена, а финал Симфонии №3 («Героической») вырос непосредственно из музыки, которая первоначально была задумана как музыка балета «Прометей».
Слайд 28В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин
(1871/72—1915) — выдающийся русский
композитор,
пианист, педагог — создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»).
Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. Это было ново и необычно.
А.Скрябин
Композитор так определял содержание поэмы:
«Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это — активная энергия Вселенной, творческий принцип, это — огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль».
Слайд 29А. Скрябина вдохновляли две идеи:
1. Выражение энергии, движения, жизни,
творчества
2. стремление «пропеть гимн дерзновенной воле человека».
Не случайно музыкальные темы поэмы получили образные характеристики: «тема творческих устремлений», «тема воли»,
«тема разума», «тема наслаждения» и др.
Слайд 30При жизни Скрябину не удалось реализовать световой проект,
в котором композитор
мечтал воплотить движущиеся линии и
формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру».
Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно созвучной
художникам русского авангарда, дала толчок опытам с движущейся
абстрактной живописью и интереснейшим изобретениям.
Слайд 31Появились цветосветовые установки, аппарат «Цветомузыка»,
оптический синтезатор звука, который был назван
в честь
Александра Николаевича Скрябина — АНС.
Все эти направления позднее воплотились современной
электронной музыке
(Э. Артемьев, А. Рыбников, Ж.-М. Жарр и др.).
Слайд 32Мультфильм из серии « Легенды и мифы Древней Греции»
Художники студии Союзмультфильм
создали прекрасный фильм о Прометее, этот мультфильм является сплавом творчества поэтов Древней Греции, художников и композитора. Он прекрасно вводит детей в мир героев древнегреческих мифов и рассказывает об одном из лучших героев – Прометее.
Режиссер: Александра Снежко-Блоцкая.
Сценаристы: Алексей Симуков
Художник-постановщик: Александр Трусов
Художники:
Владимир Шевченко
Виктор Шевков
Николай Федоров
Олег Сафронов
Сергей Кушнеров
Ольга Орлова
Виолетта Колесникова
Звукооператор: Борис Фильчиков.
Композитор: Виталий Гевиксман
Оператор: Борис Котов
Слайд 33Древнегреческие мифы повествуют о множестве богов, героев и странных существах, их
жизни и героических подвигах. Прометей – один из значимых героев, участи которого сопереживают читатели и восхищаются его подвигом во благо всего человечества.
Миф о Прометее повествует о титане, царе скифов, который не побоялся бросить вызов верховному богу и защитил людей. Имя Прометея означает «предвидящий», «мыслящий прежде», и отображает его умение видеть будущее. В сказаниях он останется как герой, давший людям огонь и понесший мучительное наказание за свой поступок.
Теперь уже можно увидеть и фото, и видео о прикованном титане, так как главная тема мифа не теряет актуальность и теперь.
Слайд 34Если говорить кратко о содержании мифа, то следует отметить, что Прометей,
помогший Зевсу обрести власть над богами, украл огонь с Олимпа и отнес его людям. Титан сопереживал простому человеку и хотел облегчить его быт. Также он обучал людей, к примеру, строить корабли, писать и читать. Следовательно, факел с Олимпа стал не столько огнем, дающим тепло, а светом, раздвигающим мрак над неизведанным. Потому словосочетание «прометеев огонь » теперь является фразеологизмом и означает – стремление души человека к познанию, достижению цели, к новым научным открытиям во благо обществу.
Наказание за измену Зевсу было мучительным. Верховный бог придумал для титана самые жестокие наказания. Целью пыток было узнать у провидца, кто родит Зевсу сына, который свергнет своего отца. Но даже прикованный титан не соглашался сообщить желаемое своему мучителю. К Прометею каждое утро прилетал орел, который выклевывал ему печень, а обреченный титан не мог даже сопротивляться. Железный прут, вбитый ему в грудь Гефестом, не позволял защититься или скрыться от невыносимой боли. Печень отрастала и орел возвращался снова и снова.
Слайд 35
Хоть люди и переживали за своего благодетеля, но освободить истерзанного героя
смог лишь полубог Геракл. Были разбиты оковы, вырван из груди прут, убит орел, так долго терзавший Прометея.
Слайд 391.Кем был Прометей?
2. Как Вы думаете, почему поэты Древней
Греции сделали его богом?
3.Почему именно огонь стал центральной темой мифа?
4. Кого из известных Вам исторических персонажей можно сравнить с Прометем?
5. Почему Зевс решил, что забвение - самая тяжёлая кара?
6. Какие герои художественных произведений вам интересны? На кого из них хотелось бы быть похожим? Над какой важной жизненной проблемой они заставили вас задуматься?
Ответьте на вопросы: