Слайд 2
Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства
человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека.
Слайд 3Искусство Древней Греции.
1) Геометрика 12-8(в.до н.э.)
2) Архаика 7-6 (в. до
н.э.)
3) Классика 5-4 (в. до н.э.)
4) Эллинизм 3-1 (в до н.э.)
История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.
Слайд 4
1.Геометрика, так называемая гомеровская Греция (12 - 8 вв. до н.э.)
- время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств.
Слайд 5
Роспись сосуда несла информацию -геометрический стиль- рисунки в виде ромбов, линий,
прямоугольников и т. д. Каждый сосуд рассказывал о мире.
В 8 веке в Греции не было архитектурных стилей картин, монументальные скульптуры, поэтому язык памятников использовалось условие: письменные знаки- символизм (лежащая – смерть, стоящая- готовность к жертвопринашению)
Слайд 7
2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7 - 6 вв.
до н. э.). Это - время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии
Слайд 9
Развивается вазопись. Открываются мастерские. К первой половине 6 века вазопись процветает
в Коринфе, в восточном стиле. Изображали животных на светлом фоне черные фигуры. Во 2 половине конца 6 века Коринф уступает место Афинам, где приобретает популярность сосуды в черном фигурном стиле на светлом фоне черная фигура. В 30 годах 6 века развивается красно фигурный стиль –фон темный, фигура светлая .
Слайд 11
АРХАИКА: возникает строительство храмов . Главным достижением является появление колонн их
существовало 3 вида: дорическое, ионическое и коринфское.
Они отличались по строению. В дорической отсутствует база. Была самая древняя также называлась ордер- дорический ордер ( ордер – ордерная система которая предполагала при строительстве использовать единый модуль –( мерка)) . Дорический ордер- мужественный, суровый стиль.
Слайд 12
Ионический- это женственный, мягкий, стройный, изящный стиль.
Ионический ордер распространяется в 5
в.
Дорический 7-6 в.
Коринфский- девичий.
Слайд 15
3. Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть
4 в. до н.э.). Это - период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика - это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.
Слайд 17
Вазопись достигает высокого расцвета в период строгого стиля так называют
раннюю классику. Для строгого стиля характерны изображение битв, сражений, строгость наказаний и т.д.В 60 года 5 века отстраивается храм Зевса в Олимпии -важнейшее святилище, где раз в 4 года справлялись олимпийские игры. Идет борьба с Персией ,что отражается на работе скульпторов.
Слайд 19
Поздняя классика. Эллада переживает политический кризис :борьба афин со спартой ,в
конце войны погибает Перикл. Это отражается на живописи, искусстве. Принцип древнегреческого искусства нарушается, красота уступает место боли. Боль изменяет облик человека, из его груди вырывается стон (работы Скопаса).
Слайд 20
4. Эллинистический период (конец 4- 1 в. до н.э.) - период
кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества путем образования больших империй, консолидации класса рабовладельцев под эгидой эллинистических монархий. Очень скоро, однако, наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и народности и ту высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были свойственны. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском искусстве.
Слайд 21
Наиболее своеобразным и характерным периодом в развитии древнегреческого искусства является период
классики, период наивысшего расцвета античного искусства и культуры, когда раскрылись во всей полноте наиболее прогрессивные черты рабовладельческой демократии. Не случайно Маркс, сравнивая эпоху Перикла, вождя афинской демократии 5 в., и эпоху Александра Македонского, говорил о первой, как об эпохе наибольшего внутреннего расцвета, а о второй, как об эпохе наибольшего внешнего расцвета.
Слайд 22
Физическую силу и красоту высоко ценили в Греции повсеместно. Физическая и
волевая закалка имела огромное значение в подготовке полноценного участника народного ополчения - защитника отечества. Вместе с тем спорт, постоянная тренировка воспринимались как непременное условие воспитания гармонически развитого прекрасного человека. Общегреческие спортивные состязания в Олимпии (на Пелопоннесском полуострове) приобрели огромное значение: это был смотр физической и духовной доблести; на состязания не допускались люди, запятнавшие себя неблаговидными, противообщественными поступками. По олимпиадам велся счет времени, победителям сограждане воздвигали статуи.
Слайд 24
Созерцание на состязаниях прекрасных обнаженных тел и вместе с тем представление
о неразрывной связи физической силы и красоты с душевной значительностью безусловно способствовали расцвету искусства, в частности скульптуры. Большое значение в развитии эстетического чувства имели театральные представления, первоначально связанные с общенародными культовыми празднествами, так же как и состязания певцов на празднествах в честь богов. Способствовали развитию художественного вкуса и торжественные процессии в честь бога — покровителя полиса; так, например, традиционное шествие афинян в праздник Больших Панафиней, посвященное богине Афине, являлось по существу демонстрацией могущества и красоты афинского народа.
Слайд 25
Искусство Древней Греции во многом было связано с религиозным культом. Не
следует, однако, забывать, что и сама греческая религия при этом являлась одной из форм общественной государственной деятельности. Каждая община имела своего бога-покровителя, олицетворявшего единство общины. Боги эти (как, например, Афина Паллада, покровительница Афин) занимали вместе с тем свое особое место в общегреческом сонме богов, обитавших на Олимпе. В Греции отсутствовала специальная каста жрецов, подобная той, которая существовала в Египте или государствах Двуречья.
Слайд 26
Лишь при некоторых общегреческих святилищах существовали немногочисленные жреческие организации. Так, большое
значение имел Дельфийский оракул, как своего рода олицетворение идеи культурного и народного единства политически разрозненной Греции (но еще большее значение в этом отношении имели олимпийские игры).
Слайд 27
Искусство гораздо более непосредственно, чем наука, было связано с мифологией. Во-первых,
искусство того времени было связано с миром народных этических и эстетических представлений. Система же этических и эстетических взглядов древних греков воплощалась в значительной мере в известных каждому греку образах, олицетворениях и сюжетных ситуациях древних мифов. К мифам и мифологическим образам, которые были насыщены большим общественным и этическим содержанием, и обращается в первую очередь греческое искусство. Греческие мастера развивали или перерабатывали их в связи с изменением общественных и этических взглядов общества. Близкие и знакомые с детства каждому греку образы богов и героев, как и события их воображаемой жизни, получали соответственную духу времени трактовку.
Слайд 28
Характерная черта мифологической подосновы греческого искусства — это ее антропоморфизм, то
есть глубокое очеловечение мифологических образов. Именно интерес к человеку, утверждение величия и красоты мира его чувств, мыслей и поступков получили наибольшее развитие в Древней Греции, что и выделило ее мифологию среди мифологий других народов древности и сделало ее особенно благоприятствующей расцвету искусства.
Слайд 29
Памятники древнегреческого искусства доставляют нам огромное эстетическое наслаждение и дают яркое
представление о жизни и мировоззрении эпохи, ушедшей в далекое прошлое. Однако произведения греческого искусства, сохранившиеся до наших дней, — это лишь ничтожная часть былого богатства. Произведения ряда крупнейших мастеров Греции не дошли до нас в подлинниках. Поэтому восстановление истинной картины развития греческого искусства вызывает необходимость в сложной работе как по исследованию сохранившихся памятников искусства, так и по изучению всех косвенных сведений, дающих нам представление о художественной жизни Древней Греции.
Слайд 30
Основным источником наших знаний об искусстве Древней Греции являются сохранившиеся памятники.
Архитектурные и скульптурные памятники Афин, Пестума или Олимпии дают нам высочайшие образцы художественного творчества греческого народа. Но многие античные статуи, до нас дошедшие, не являются греческими подлинниками. О значительной части памятников мы можем иметь представление лишь по мраморным копиям, выполненным древнеримскими мастерами. В эпоху расцвета Римской империи (1 - 2 вв. н.э.) римляне стремились украшать свои дворцы и храмы копиями с прославленных греческих статуй и фресок. Так как почти все крупные греческие бронзовые статуи были переплавлены в годы гибели античного общества, а мраморные — в большей своей части разрушены, то часто только по римским копиям, обычно при этом неточным, мы можем судить о ряде шедевров греческой скульптуры.
Слайд 31
Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. Большое значение имеют
фрески позднеэллинистического характера (воспроизводящие иногда более ранние образцы), сохранившиеся в раскопанных из-под засыпавшего их пепла и лавы римских городах Помпеях и Геркулануме, а также некоторые фрески, найденные в развалинах древнего Рима, в Болгарии, на юге СССР и в ряде других мест. До некоторой степени представление о монументальной живописи Древней Греции могут дать изображения на греческих вазах. Но греческие вазы, прекрасные по форме и украшенные росписью, удивительной как по своему реализму, так и по тонкому чувству формы сосуда, дошедшие до нас в большом количестве, сами по себе представляют высочайшую художественную ценность.
Слайд 32
Памятники древнегреческого искусства доставляют нам огромное эстетическое наслаждение и дают яркое
представление о жизни и мировоззрении эпохи, ушедшей в далекое прошлое. Однако произведения греческого искусства, сохранившиеся до наших дней, — это лишь ничтожная часть былого богатства. Произведения ряда крупнейших мастеров Греции не дошли до нас в подлинниках. Поэтому восстановление истинной картины развития греческого искусства вызывает необходимость в сложной работе как по исследованию сохранившихся памятников искусства, так и по изучению всех косвенных сведений, дающих нам представление о художественной жизни Древней Греции.
Слайд 34Изображения на греческих монетах, маленькие статуэтки, ювелирные изделия, также художественно ценные
сами по себе, часто интересны и тем, что сохраняют нам более или менее приблизительные копии несохранившихся памятников монументального греческого искусства.
Слайд 35
Плиния, «Картины» Филостратов, Большое значение при изучении греческого искусства имеют также
письменные свидетельства древних авторов, описания памятников искусства и упоминания о них в древнегреческих и древнеримских литературных произведениях, стихах, философских трактатах и т. п. Наибольшее значение в качестве источников истории греческого искусства имеют «Описание Эллады Павсания, «Естественная история» старшего и младшего, «Описание статуй» Калли-страта, «Десять книг об архитектуре» Витрувия.
Слайд 36 Костюм Древней Греции.
Идеал красоты . Красивый человек – это воплощение
гармонии духа и тела . Мужчина – атлет, патриот , эрудит ; женщина –здоровая , цельная разносторонняя личность .Красивым считалось лицо с прямым носом, округлым подбородком, выпуклыми большими глазами.
Слайд 38 ВИДЫ И ФОРМЫ ОДЕЖДЫ. ТЕКСТИЛЬ.
Одежда греков была драпирующейся.Нижней одеждой служил хитон . Это был прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками – фибулами, подпоясанный ремешком. Ткани – лен , тонкая шерсть. Цвет одежды - голубого, нежно –розового, лилового, желтого цветов и др.. По темному фону хитона располагались красивый орнамент и узор. Верхняя одежда –гиматий из шерстяного прямоугольного куска ткани, драпировавшийся разными способами вокруг тела .
Слайд 39
Орнаменты ,применявшиеся в костюме и быту.
Слайд 42Мужская одежда.
Хитон, обычно был длиной до колена (дорический хитон). Мужчины знатного
происхождения и преклонного возраста носили ионический хитон длиной до щиколоток.
Главной верхней одеждой был гиматий. Он драпировался разными способами вокруг тела.
Хламида также являлась верхней одеждой. К ней прилагалась шляпа.
Слайд 46Женская одежда.
Они носили длинный хитон. Поверх хитона иногда надевали юбку. Ионический
хитон опоясывался не только на талии и бедрах, но и на груди крест – накрест.
Самым древним хитоном был пеплос.
Также носили дорический хитон с отворотом (диплоидием),низ украшался орнаментом. Диплоидий, разнообразный по форме и по длине, - очень важный декоративный элемент женского хитона.
Верхняя одежда- гиматий , плащи.
Слайд 48ОБУВЬ.
Обувь греков была из кожи, обычно ремешковая; парадная –из кожи
ярких цветов с отделкой из золота и серебра. Также носили мягкие кожаные полусапожки персикаи и высокие ремешковые сапоги эндромис, а также крепиды.
Слайд 50Головные уборы.
У мужчин это были фригийские колпаки, остроконечные пилосы, конусообразные пилеусы,
кине. Войны носили шлемы.
Женщины набрасывали на голову шарф калиптру или покрывало фарос, а также край гиматия.Соломенные шляпы –фолии.
Слайд 53Прически.
В эпоху архаики мужчины носили длинные волосы и длинные бороды .
В эпоху классики распространилась аккуратная спортивная прическа из коротких волос.
Женские прически – «греческий узел», «лампадион», «каримбос» и т. д.
Слайд 56Связь костюма с архитектурой.
Греческий хитон органично связан с архитектурой, особенно эпохи
классики, когда пропорции, масштабность и форма приобрели огромное значение.
Умело задрапированный хитон напоминал дорическую колону. Вертикальные складки хитона ассоциировались с каннелюрами колонн.
В пропорциональной фигуре верхняя часть , от головы до талии, относится к нижней, как 3:5. То же самое мы наблюдаем в храмах (храм Зевса в Олимпии).