Слайд 1Храмовое искусство
Древней Руси.
Слайд 2План урока
Православный храм.
История.
Устройство храма.
Символика христианского храма.
Слайд 3Христианский храм – сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное
Горнее.
Слайд 4Основные принципы архитектуры храма,
его внутреннего устройства и росписи передаются в
церковном предании.
Детальное раскрытие символика храма получает в IV–VIII вв. в трудах святых отцов –
творцов канонов:
Максима Исповедника, Софрония, Германа, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского.
Слайд 5Храм – «дом Господень»
Храм – это священное место,
где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах.
Храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения.
Храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир.
Слайд 6
Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день
для обозначения Церкви.
Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая
Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море.
Поэтому до сих пор «кораблем» называется срединная часть храма.
Храм Преображения Господня в Переславле-Залесском. XII век
Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль и должен иметь три двери как указание на Святую Троицу.
Слайд 7 Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой богослужебного чина,
которая формировалась в VI-IX вв. одновременно со сложением чина Литургии в Византии.
Именно тогда был выработан
крестово-купольный тип храма,
идеально соответствующий богослужебному чину и создающий архитектурными формами зрительные образы того, что
провозглашается словом и священнодействиями богослужения.
Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ
Слайд 8 Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что
должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества
С принятием христианства в храмовой архитектуре была принята художественная система, разработанная Византией.
Основу крестовокупольного храма составляет квадрат, расчленённый четырьмя опорами –
на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой, на плане образует крест.
Крестовокупольная
система перекрытия.
Слайд 9– Константинопольская София
– мать всех православных храмов, древнейший христианский храм.
Слайд 10На Руси, с принятием христианства, православные храмы изначально имели своеобразную белокаменную
архитектуру и оформление, несмотря на то, что каменные храмы строились под руководством греческих, итальянских и немецких мастеров.
Храм Св. Софии в Киеве
Слайд 11купол
барабан
закомара
апсида
портал
арочное окно
Одноглавый четырехстолпный храм
крестовокупольной системы
Слайд 12Символика храма
Основная тема, определяющая всю символику храма-
это сближение человеческого и
божественного,
это движение к будущему Царству Божию, горнему Иерусалиму.
В храме верующий оказывается причастным к искупительной жертве Спасителя и, пройдя своим крестным путем, может достичь Царства Небесного.
Слайд 13 Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя
часть) и алтарь.
Слайд 14Стены храма
Стены означают народы,
их четыре, потому, что они принимают сходящихся
с четырех сторон
Слайд 15Восточная часть -
Область света, «страна
живых», страна райского блаженства. Потерянный нами рай был на Востоке, в Эдеме.
Восток так же место вознесения Христа.
Пришествие будущего Царства Божьего,
«восьмой день творения»,
символизируется восходом солнца, востоком.
Слайд 16Алтарь –
наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной
стороне храма.
Слово «алтарь» - означает «высокий жертвенник» (altaaru).
Алтарь – основная святыня храма, освящающая все здание, это часть храма, которая символически изображает «селение Божие» и отождествляется с раем.
Слайд 17Солея –
«возвышение» (от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на
запад, к молящимся), то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому называющееся внешним престолом (в отличие от внутреннего, что в середине алтаря).
Солея также есть место для певцов и чтецов, которые называются «ликами», они символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу.
Слайд 18Амвон – полукруглый выступ солеи против царских врат, обращенный внутрь храма
к западу,
Алтарь не оканчивается на самом деле преградой – иконостасом, он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что именно для людей, стоящих в храме, и совершается все то, что происходит в алтаре.
На престоле внутри алтаря совершается таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне совершается таинство причащения этими святыми дарами верующих.
Величие этого таинства требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и это место уподобляется в некоторой степени престолу внутри алтаря.
В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл.
Амвон, «восхождение», знаменует собой гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос.
Амвон возвещает также о воскресении Христовом, означает камень, отваленный от дверей гроба Господня
Слайд 19У греков оно называется афоликон – Вселенная.
В храм входят все
верующие -
«род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел».
Эта часть храма вмещает в себя людей, готовящихся к восприятию благодати, получаемой в таинстве Евхаристии.
Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже обоженный, освященный, оправданный. Это и есть в полном смысле «новое небо» и «новая земля».
Средняя часть храма-
«корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь.
Слайд 20Иконостас
показывает становление и жизнь Церкви во времени.
Иконостас – это ярусное
бытие, все роды его, в конечном счете, являются ни чем иным, как раскрытием смысла первой и основной иконы – образа Иисуса Христа.
Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.
Слайд 21Иконостас
Верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона
Моисеева
Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа
Третий ряд – праздничный, здесь изображена земная жизнь Христа
Четвертый ряд – символизирует моление Церкви за весь мир.
Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь.
Слайд 22В иконостасе сверху вниз идут пути Божественного откровения и осуществления спасения.
В ответ на Божественное откровение снизу вверх идут пути восхождения человека:
через принятие евангельского благовестия (евангелисты на царских вратах),
сочетание воли человеческой с волей Божией (образ Благовещения здесь и есть образ сочетания этих двух воль)
через молитву, и
через причащение осуществляет человек свое восхождение к тому, что изображает деисусный чин, – к единству Церкви»
Слайд 23Притвор (соответствует двору скинии) – символ мира необновленного, еще лежащего во
грехе, даже сам ад.
Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая.
Здесь стоят оглашенные, те, кто готовится войти в Церковь, стать ее членами, и кающиеся, находящиеся под епитимьей, то есть те, кого Церковь не допускает к причащению святых таин.
Они находятся между Церковью и миром. Они не изгоняются из храма и могут пребывать в нем до определенного момента, но не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее таинствах
Притвор храма.
Слайд 24
Все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве
храма, включены в сложную символическую иерархию.
На северных и южных стенах храма – изображения Вселенских соборов – важных событий церковной истории.
Вся роспись храма – символ Церкви Небесной.
Слайд 26Многоглавие храмов
Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию
устроения Небесной Церкви.
Итак, мы разобрали значения внутренних символических частей храма, рассмотрим теперь
внешние символические составляющие.
Слайд 27Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма.
Купола
с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир.
Купол — это как пламя горящей свечи,
недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов.
Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию.
Далеко не каждому известно, как устроен православный храм.
А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение.
Слайд 28Форма главы купола– полусфера – образ ровного сияния или света Бога,
сходящего с неба .
Образ пламени – символ молитв, обращенных верующими к Богу
Слайд 29Одна глава знаменует единство Бога.
Слайд 30 Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.
Слайд 31Три главы знаменуют Святую Троицу.
Слайд 32 Четыре главы обозначают Четвероевангелие и
его распространение на четыре стороны света.
Слайд 33 Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Слайд 34 Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого
Духа, семь Вселенских соборов.
Слайд 35 Девять глав связаны с образом Небесной Церкви, состоящей из
девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
Слайд 36 Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати
апостолов.
Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице древнейшего акафиста, в зависимости от посвящения храма.
Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.
Слайд 37Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в
нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Вид креста указывает и на таинство Троицы:
своей вертикалью он указует нам на Высочайшего Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа
Напрестольный крест — в Православной церкви распятие, хранящиеся на престоле в алтаре храме.
Слайд 38Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля
Спасения и имеет соответствующую символику
Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами.
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когдаКонстантинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи.
Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы:
Церковь Покрова на Нерли, 1165 г., Димитриевский собор во Владимире,1197 г. и др.
Слайд 39Крест “терновый венец”
Изображение креста с терновым венцом употребляется
на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как
последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.
Слайд 40Крест осмиконечный
Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме
креста, на котором был распят Христос
Слайд 41Четырёхконечный крест
“А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда
крест был еще четырехконечном;
потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...)
Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе”, — обличал раскольников Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24).
Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала “распяли Его” (Ин. 19; 18), а потом только “Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте” (Ин. 19; 19).
Слайд 42Крест “виноградная лоза”
«Я есмь истинная виноградная лоза,
а Отец Мой — виноградарь
Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы.
Главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения”
Слайд 43И еще несколько слов о символике самих материалов, из которых созидались
храмы Божии – о камне и о дереве.
Великий Исаия называет Христа «камнем преткновения и скалою соблазна», о который споткнутся многие «и упадут и разобьются… Камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится»
Если стены храма – все народы, из которых Христос создал Свою Церковь,, а камень – символ верного Господу христианина, то камни в стене храма символизируют души праведных людей, составляющих Церковь Христову.
Камень – символ прежде всего Самого Христа.
Храм в Марьино
Слайд 44Дерево – символ Древа жизни райского сада,
в котором пребывают праведные
души.
Таким образом, даже сама материальная основа храма несет в себе глубокие христианские символы. Поэтому в наше время новых технологий и материалов необходимо бережное и разумное отношение к традиции строительства православных храмов.
Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Тольятти.
Слайд 45В России гораздо чаще строили небольшие деревянные терема-церквушки, которые часто страдали
от пожаров.
Архитектура русских каменных храмов, колоколен и звонниц бывает нескольких стилей:
древнее зодчество,
русское барокко,
классицизм,
ампир и др.
Слайд 46Храм, как правило, имеет колокольню или звонницу с колоколами для созыва
верующих на богослужения. Колокольни, чаще всего, бывают трёхярусными: нижний — притвор, выше — темничка, верхний — звонница.
Слайд 47Звонницы были важным элементом древнерусского зодчества XIV—XVII веков.
Слайд 48Изучение русского православного храма как явления прекрасного,
наиболее открытого миру и
воплощающего в себе символы Православной веры может стать
для ищущего спасения человека ступенью лестницы, возводящей его к
Самому Создателю
Добра, Любви и Красоты.
Слайд 49Портал – архитектурно украшенный вход.
Слайд 50Апсида – полукруглый или граненый
выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым
Слайд 51Закомара - полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания в
русской архитектуре, повторяет очертания расположенного за ней свода.
закомара
Слайд 52Арка
(арочное окно) – криволинейное перекрытие проёма
в стене
или пространства между
двумя опорами
(столбами, колоннами, пилонами).
арка
Слайд 53Церковь Спаса на Нередице.
Новгород 1189 – 1199 г.г.
XI –
XII в. на Руси – период феодальной раздробленности.
В это время образуются новые княжества со своими художественными школами.
Выделяются два центра:
Новгород и
Владимиро -суздальское княжество.
Новгородская церковь
Спаса на Нередице
отличается во внешнем облике земной простотой и кажется живой формой самой природы.
Слайд 54Церковь Спаса на Нередице. Новгород 1189 – 1199 г.г.
Слайд 55Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.) наиболее совершенное творение
владимирских зодчих.
В его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не только путем выделения пилястр и закомар, но и очень рациональным использованием декора.
Слайд 56Храм называют поэмой, запечатленной в камне. Поэма русской природы, тихой грусти
и созерцания.
Легкость удлиненных форм создает впечатление невесомости.
Храм посвящен
Покрову Богородицы.
Церковь Покрова на Нерли
В Боголюбове. XII в.
Слайд 57"Как мера и красота укажут..." Этой формулой руководствовались зодчие, возводя храм
Покрова на Нерли. Оказалось, что размеры его относятся примерно как 2:3:5:8, т. е. совпадают с числами Фибоначчи, а высота храма и его длина составляют золотую пропорцию.
Стены храма украшает традиционная белокаменная резьба, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую.
Аркатурный пояс
Ряд Фибоначчи используется для вычисления гармоничных пропорций, например, соотношение высоты помещения к высоте декорирования стен различными материалами или соотношение высот нескольких деревьев в группе
Чи́сла Фибона́ччи — элементы числовой последовательности, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел
Слайд 58На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь
Давид, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 59 Храм построен из тесаного белого камня князем Андреем
Боголюбским в 1165 г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на насыпанном и укрепленном холме.
Является памятником победы над волжскими болгарами.
Сохранилось предание о том, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава–в память о нём.
Слайд 60Храм отличают идеальные пропорции и великолепная каменная резьба.
Кажется что перед
нами драгоценный ларец.
Храм являлся образом мироздания,
«кораблем спасения»,
центром
общественной жизни и синтезом всех искусств.
Дмитриевский собор
во Владимире.
1194 – 1197 г.г.
Слайд 61Дмитриевский собор во Владимире.
Белокаменная резьба фасада.
Слайд 62 Общие черты в архитектуре XII в.:
строились одноглавые четырехстолпные и шестистолпные храмы,
внушительна толщина стен,
купол шлемообразной формы.
Храм – как вобравшая в себя силы твердыня, как богатырь.
Знаменита Киевская Русь своими ремесленниками:
гончары, кузнецы, плотники, резчики, златокузнецы.