Презентация, доклад на тему Французская живопись первой половины XIX века. Романтизм в творчестве Т. Жерико и Э. Делакруа (презентация)

Содержание

Романтизм во Французской живописи XIX века.Романтическое направление в различных областях искусства возникает в Европе в виде отдельных явлений в конце VIII века. В начале второго десятилетия XIX века создаются уже группы художников, которые представляют это направление

Слайд 1ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ Т. ЖЕРИКО

И Э. ДЕЛАКРУА.

Урок подготовила преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна

ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.  РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ  Т. ЖЕРИКО И Э. ДЕЛАКРУА.Урок подготовила

Слайд 2Романтизм во Французской живописи XIX века.
Романтическое направление в различных областях искусства

возникает в Европе в виде отдельных явлений в конце VIII века. В начале второго десятилетия XIX века создаются уже группы художников, которые представляют это направление в искусстве различных стран. Наибольшего своего расцвета в изобразительном искусстве романтизм достигает в период 1820—1830 годов, а затем начинается длительный период спада и вырождения романтического направления.
Крупнейшим направлением во французском искусстве 1-й трети XIX в. был романтизм (направление в искусстве конца VIII – 1-й трети XIX вв., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Оно проникнуто оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека). Опираясь на некоторые традиции живописи Давида, художники следующего поколения отходят от принципов суровой гражданственности и строгости художественной формы. Увлечение Востоком стало характерно для романтиков, недовольных окружавшей их буржуазной действительностью. Восток привлекал своеобразием народных традиций, характеров обычаев, сочностью красок, яркими диковинными пейзажами. Теодор Жерико и Эжен Делакруа – художники-романтики – в своих исторических и аллегорических произведениях стремились раскрыть конфликты современного им буржуазного общества.
Романтизм во Французской живописи XIX века.Романтическое направление в различных областях искусства возникает в Европе в виде отдельных

Слайд 3Теодор Жерико (1791-1824)
Жан Луи Андре Теодор Жерико первым во французской живописи

выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей.

Жерико Теодор (1791–1824), французский живописец и график.

Теодор Жерико (1791-1824)Жан Луи Андре Теодор Жерико первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности

Слайд 4Уже ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн с её отчаянной

бравадой, чувством растерянности и трагическим концом, выделяются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные тона, оживленные интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками.

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812

«Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814

Уже ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн с её отчаянной бравадой, чувством растерянности и трагическим концом,

Слайд 5После поездки в 1816–17 гг. в Италию под влиянием классического искусства,

особенно Микеланджело, в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, чёткость рисунка, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным.

«Бег свободных лошадей в Риме», 1817

После поездки в 1816–17 гг. в Италию под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в живописи Жерико усиливается

Слайд 6Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – «Плот

Медузы», написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс; придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени.

“Плот «Медузы»” (1818–1819, Лувр, Париж)

Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – «Плот Медузы», написанное на остро злободневный сюжет

Слайд 7При кораблекрушении из 140 человек экипажа спаслись только 15. Они сумели

высадиться на плот, и их 12 дней носило по морю, пока спасенных не подобрал бриг «Аргус». Как утверждали многие, катастрофа произошла по вине капитана, который был взят на судно по протекции.
На огромном полотне изображены люди на плоту, только что заметившие на горизонте корабль. Они ведут себя по-разному. Некоторые уже сошли с ума и никак не реагируют на это событие, другие полумертвы от усталости. Но есть и те, кто с надеждой всматривается в даль горизонта. Жерико выбрал верхнюю точку обзора. Это позволило ему разместить всех персонажей на переднем плане. Контраст лежащих без сил фигур и фигур, подающих сигналы кораблю, создает динамику картины.

“Плот «Медузы»” (1818–1819, Лувр, Париж)

При кораблекрушении из 140 человек экипажа спаслись только 15. Они сумели высадиться на плот, и их 12

Слайд 8Автопортрет
Портрет Делакруа (1818-19) .
В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819) и автопортретах выражено представление

о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности; в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико.

Портрет сумасшедшей, 1822


«Умалишенный, воображающий себя полководцем»1822-23

АвтопортретПортрет Делакруа (1818-19) .В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной

Слайд 9В 1820–21 в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта,

изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях сцены из народной жизни, скачки.

«Дерби в Эпсоме», 1821.

В 1820–21 в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта, изображает в своих богатых и тонких

Слайд 10В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822)

будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира.
Жерико – один из пионеров литографии; сохранились также его скульптурные работы. В скульптурных работах он разрабатывал мотивы, которые позднее переносил на живописное полотно.

«Пейзаж с печью для обжигания извести». 1822

В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822) будничный мотив – повод для романтически-напряженного

Слайд 11Фердинан Виктор Эжен ДЕЛАКРУА (1798-1863)
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа, французский живописец и

график.
Сын дипломата, получил разностороннее образование.
В 1816–22 учился в мастерской классициста П. Н. Герена, где сблизился с Теодором Жерико, испытав его сильное влияние;
изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно П. П. Рубенса),
увлекался современной английской живописью (Дж. Констебл), в 1825 посетил Англию.
Фердинан Виктор Эжен ДЕЛАКРУА (1798-1863)Фердинанд Виктор Эжен Делакруа, французский живописец и график. Сын дипломата, получил разностороннее образование.

Слайд 12"Ладья Данте". 1822 г.х., м. 189х242 см. Лувр, Париж.
Первая самостоятельная работа

Э.Делакруа "Данте и Вергилий" ("Ладья Данте", 1822, Лувр, Париж), написанная на сюжет "Божественной комедии", принесла ему широкую известность и заставила заговорить о рождении нового художника-романтика.
В ней изображены Данте и Вергилий, переезжающие в ладье Харона через адскую реку Ахерон. Все здесь полно романтической напряженности. Тьма ночи озарена кровавыми отблесками адских огней.
Мощное эмоциональное воздействие этого полотна в первую очередь объясняется нетрадиционным использованием цвета. Э.Делакруа считает цвет важнейшим элементом живописи. Цветовое звучание "Данте и Вергилия" усиливается использованием контрастных тонов: яркие пятна красного и синего в изображении одежды – красный плащ Вергилия и белый талар Данте, и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне ночного неба и создают драматические контрасты, содействующие силе общего впечатления.

Слайд 13Картиной «Резня на Хиосе» (1823–24) Делакруа откликнулся на современные события (в

основу картины было положено нападение турок на греческий остров Хиос, разгром этого острова, уничтожение городов и поселений, убийство и угон в рабство беззащитных людей) изобразив страдания греков под турецким игом. Проникнутое драматизмом и горячим сочувствием к бедствиям греческого народа, полотно Делакруа прозвучало протестом против жестокости и насилия, а также и против поощрения турок французской политикой на Балканах. Гражданская позиция художника, жизненность его образов, необычная свежесть живописи (под впечатлением пейзажей Констебла Делакруа переписал картину в светлых тонах) вызвали яростные нападки реакционной критики.

"Резня на Хиосе". 1824 г.х., м. Лувр.

Картиной «Резня на Хиосе» (1823–24) Делакруа откликнулся на современные события (в основу картины было положено нападение турок

Слайд 14В картине «Греция на развалинах Миссолунги» (1827) Делакруа вновь обратился к

борьбе греков за национальную независимость. Холодной и условной, оторванной от жизни официальной академической живописи Делакруа противопоставил взволнованное и напряжённое искусство, проникнутое гуманистическим пафосом, духом активного действия и борьбы.

"Греция на развалинах Миссолонги«.1827 г.
Музей изящных искусств, Бордо, Франция.

В картине «Греция на развалинах Миссолунги» (1827) Делакруа вновь обратился к борьбе греков за национальную независимость. Холодной

Слайд 15«Казнь дожа Марино Фальеро», 1826
(«Тассо в доме умалишённых», 1824
Новизной, красноречивостью и

одухотворённостью отличались и живописные приёмы Делакруа: динамичная композиция, экспрессивный мазок, насыщенный колорит со звучными контрастами светотени и цвета.
Во второй половине 20-х годов Делакруа пишет много картин на литературные мотивы.
Во время пребывания в Англии (1825) Э.Делакруа знакомится с ее литературой, живописью и театром, большое впечатление на него производит творчество Дж.Констебла, Дж.Байрона и У.Шекспира. Впечатления от этого путешествия вылились в целый ряд картин, при написании которых он использовал новые живописные методы, заимствованные им у английских мастеров.
В поисках захватывающих сюжетов, мужественных, благородных героев, глубоких и сильных страстей Делакруа нередко обращался к произведениям У. Шекспира, И. В. Гёте, Дж. Байрона, В. Скотта («Тассо в доме умалишённых», 1824; «Казнь дожа Марино Фальеро», 1826; «Смерть Сарданапала», 1827; «Убийство епископа Льежского», 1829); в литографиях на темы «Фауста» (1827–28) и «Гамлета» (1834–1843) Делакруа выразил тончайшие оттенки переживаний, заслужив похвалу Гёте.

"Смерть Сарданапала". 1827 г. х., м. 392х496 см. Лувр, Париж.

«Убийство епископа Льежского», 1924

Фауст и Мефистофель в горах.

Гамлет и тело Полония.

«Казнь дожа Марино Фальеро», 1826(«Тассо в доме умалишённых», 1824Новизной, красноречивостью и одухотворённостью отличались и живописные приёмы Делакруа:

Слайд 16В 1830 под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно

«Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»). Изобразив реальных участников восстания рядом с аллегорической фигурой Свободы, он создал величественный образ народной революции, где воедино слиты героическая действительность и прекрасная романтическая мечта о свободе. В центре композиции символический образ Свободы в виде полуобнаженной молодой женщины с трехцветным республиканским флагом в поднятой руке. Красный фригийский колпак – древний символ освобождения от рабства – украшает ее голову. Поднявшись на баррикады, Свобода зовет народ на подвиг. Рядом с фигурой Свободы – мальчик, размахивающий двумя пистолетами, отчаянно смелый. Его образ ассоциируется с Гаврошем из «Отверженных» В. Гюго. Динамическая напряженность композиции усилена живописью. Кажется, что фигура Свободы излучает свет. Густой дым, обволакивая здания, врывается в город, охваченный революционной бурей. Цветовая насыщенность, резкое сопоставление тонов, смелое композиционное решение. Цвета республиканского флага – белый, красный, синий – являются как бы ключом к колористическому решению картины. За эту картину Делакруа был удостоен ордена Почетного легиона.
В 1830 под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»).

Слайд 17В 1831 Делакруа написал две картины на темы Великой французской революции

(«Буасси д'Англа в Конвенте»; «Мирабо и Дрё-Брезе»). В батальных композициях («Битва при Пуатье», 1830; «Битва при Нанси», 1831–34; «Битва при Тайбуре», 1837), посвящённых событиям национальной истории, Делакруа не только ярко воссоздал обстановку сражения и облик его участников, но и передал драматическое напряжение, ожесточение битвы, где сталкиваются массы воинов. В этих картинах Делакруа средневековье предстало с его жестокими нравами и народными бедствиями.

Битва при Пуатье 1831г.

Битва при Нанси 1831г.

В 1831 Делакруа написал две картины на темы Великой французской революции («Буасси д'Англа в Конвенте»; «Мирабо и

Слайд 18В 1204 году средневековый мир потрясло взятие Константинополя крестоносцами. Армия западных

феодалов отправилась на восток, желая отбить у мусульман Иерусалим, а в итоге захватила столицу христианской Византийской империи. Рыцари с небывалой жадностью и жестокостью разграбили богатейший город и практически уничтожили прежнюю греческую державу...

"Вход крестоносцев в Константинополь 12 апреля 1204 года". 1840 г. х.,м. 411х497 см. Лувр, Париж.

В 1204 году средневековый мир потрясло взятие Константинополя крестоносцами. Армия западных феодалов отправилась на восток, желая отбить

Слайд 19Совершив в 1832 путешествие по Северной Африке, в Алжир и Марокко,

Э.Делакруа по многочисленным зарисовкам с натуры написал ряд картин («Алжирские женщины», 1833–34, и «Еврейская свадьба в Марокко», 1839; «Арабские комедианты», 1848; «Львиная охота в Марокко», 1854); эти романтически красочные образы Востока отмечены поэтичностью замысла, красочностью и экзотикой, живым ощущением своеобразия местного колорита, быта, традиций, нравов и характеров персонажей.

"Алжирские женщины в своих комнатах".1834 г. х., м. 180х229 см. Лувр, Париж.

"Львиная охота в Марокко". 1854 г. х., м.. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Совершив в 1832 путешествие по Северной Африке, в Алжир и Марокко, Э.Делакруа по многочисленным зарисовкам с натуры

Слайд 20Э.Делакруа вошел в историю мирового искусства как один из величайших мастеров

цвета, он первым из художников выдвинул проблему цвета и научно обосновал ее. На протяжении всего своего творчества он интересовался проблемой гармонического сочетания красок, применения цветовых контрастов и дополнительных цветов.
Реалистические завоевания Делакруа ярко выразились в его психологических портретах (автопортрет, 1829, портреты Ф. Шопена, писательницы Жорж Санд, 1838), оригинальных пейзажах и натюрмортах.
Его достижения в этой области были восприняты и развиты в творчестве импрессионистов.

Автопортрет, 1829

"Фредерик Шопен". 1838

Портрет писательницы Жорж Санд

Парный портрет писательницы Жорж Санд и Фридерика Шопена

Вид на море с холмов в Дьеппе

Натюрморт с омаром

Эжен Делакруа «Букет цветов»

Э.Делакруа вошел в историю мирового искусства как один из величайших мастеров цвета, он первым из художников выдвинул

Слайд 21Вопросы для повторения:
Какое направление во французском искусстве 1-й трети 19 в.

стало основным?
Что характерно для романтиков?
Какой картиной Делакруа откликнулся на современные события в Греции?
Какое большое полотно Делакруа написал под впечатлением Июльской революции?

увлечение Востоком

«Резня на Хиосе»

«Свобода на баррикадах»

романтизм

Вопросы для повторения:Какое направление во французском искусстве 1-й трети 19 в. стало основным?  Что характерно для

Слайд 22Источники
Михайлов А.М. Искусство акварели: Учеб. пособие.–М.: Изобраз. искусство, 1995, С.

34–38;
Краснов Н.В. Беседы по искусству в средней школе.–М.: Искусство, 1970, С. 42–46;
Калитина Н.Н. Французский портрет XIX века.–Л.: Искусство, 1986, С. 81–101;
Этюды об изобразительном искусстве – М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др. – М.: Просвещение, 1993, С. 113–120;
Долгополов И.В. Рассказы о художниках: 1 т.–М.: Изобраз. искусство, 1982, С. 215–241.

Источники Михайлов А.М. Искусство акварели: Учеб. пособие.–М.: Изобраз. искусство, 1995, С. 34–38; Краснов Н.В. Беседы по искусству

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть