Слайд 1Франческо Борромини — гениальный архитектор эпохи барокко
Железнова Н.А.
Слайд 2Франческо Борромини (Francesco Borromini) – экспрессивный и иррациональный архитектор эпохи барокко
из Италии. Крупнейший мастер пространственных строительных решений, автор нескольких зданий и множества интерьерных оформлений
Слайд 3Биография
Франческо родился 25 сентября 1599 года в Тичино (Ticino), италоязычном кантоне
на юге Швейцарии. Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца. Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia). Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Città del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность.
Слайд 4На формирование стиля архитектора оказали влияние Микеланджело (Michelangelo) и Андреа Палладио
(Andrea Palladio), визитной карточкой архитектора стало использование овалов вместо кругов, дополненных волнистостью архитектурных композиций. Он предпочитал работать с малыми формами, не стремясь к крупном градостроительным проектам.
Любимыми материалами мастера стали: кирпич, камень, гипс и штукатурка. При этом Борромини предпочитал разламывать линии, создавать тонкие узоры декора, подсвечивать работы неярким светом.
Слайд 5
Бернини против Борромини
Главным соперником Франческо Борромини на протяжении всей жизни
стал Джованни Бернини (Giovanni Bernini), которому постоянно покровительствовали многие монаршие особы Ватикана.
Бернини мог проявить себя в архитектуре, в живописи, в скульптуре, в механике и в написании пьес (хотя до наших дней почти ничего не сохранилось). Борромини же оставался лишь архитектором, но в техническом плане он всегда оказывался грамотнее и дальновиднее соперника.
Дж. Л. Бернини
Слайд 6Бернини работал легко и непринужденно, без труда получая наиболее значимые заказы
церкви. Борромини всего приходилось добиваться тяжелым трудом, неоднократно выслушивая жесткую критику экстравагантного стиля своих работ. Некоторые общие произведения двух архитекторов принесли славу только Бернини (например, балдахин в соборе Святого Петра), при этом имя второго автора оказалось не упомянутым.
Борромини злился на соперника не на шутку, не упуская возможности унизить и оскорбить его. Узнавая о просчетах Джованни в строительстве зданий и сооружений, Франческо никому не спешил об этом сообщать. Он ждал удобного момента, чтобы насладиться победой, уничтожив Бернини в урочный час.
Слайд 7Так было при реконструкции Пантеона (Рantheon), когда Джованни построил две колокольни,
напоминающие ослиные уши. Или при строительстве фонтана Четырех рек (Fontana dei Quattro Fiumi), когда Бернини допустил ошибку в расчетах, но смог сам вовремя исправить ее, не дав Борромини повода для ликования.
Слайд 8
Смерть
За некоторое время до окончания строительства храма «Святого Карло у Четырех
Фонтанов» (San Carlo alle Quattro Fontane), Борромини переживал сильнейшую депрессию, из-за чего уничтожил все новые проекты будущих строений. После этого, 8 августа 1667 г. он совершил самоубийство.
Слайд 9
Работы во дворцах
Склонность к причудливым архитектурным деталям начала проявляться у
Борромини с первых дней работы на больших папских и значительных заказах. Тщательная проработка деталей вместе с головокружительной планировкой идеально отражали мастерство художника. Нарядные, величественные дворцы с открытыми дворами занимают почетное место в барочной архитектуре.
Палаццо Барберини
Слайд 10Палаццо Барберини (Palazzo Barberini) возведен на улице Делле-Кватро-Фонтане (delle Quattro Fontane)
на востоке Рима. Сегодня в нем расположена национальная художественная галерея (Galleria Nazionale d’Arte Antica). Здесь Борромини впервые встретился со своим будущим соперником Бернини.
Начало строительству положено в 1627 г. по проекту Мадерно и по указанию папы Урбана VIII (Urbanus PP. VIII). После смерти Мадерно, руководство работами взял на себя Бернини, закончив их в 1633 г. Борромини стал автором винтовой лестницы, заднего фасада, двойных колонн и окон.
Слайд 11
Галерея Спада
Дворец Спада (Palazzo Spada) – римский дворец кардинала Бернардино
Спада (Bernardino Spada), строительство которого пришлось на начало XVI в. Находится на площади Капо ди Ферро (Piazza Capo Di Ferro) в историческом центре Рима.
Слайд 12Спада купил здание в 1632 г. у кардинала Пьетро Паоло Миньянелли
(Pietro Paolo Mignanelli) и сразу же приступил к реконструкции, доверив работы Борромини. Знаменитая Галерея Спада (Galleria Spada) – это галерея протяженностью 9 метров, идущая через низкий садовый корпус к статуе Меркурия (высотой 60 сантиметров) в маленьком садике. Архитектор наклонил пол и установил колонны и арки вдоль помещения, постепенно уменьшая их размер. Оптический эффект удлиняет коридор в 4 раза и втрое увеличивает статую.
Слайд 13
Дворец Памфили
Фасад дворца Памфили (Palazzo Pamphilj) смотрит на площадь Навона
(Piazza Navona). Здание по проекту Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi) строилось с 1644 г. по 1650 г. для папы Иннокентия Х (Innocentius PP. X). Борромини пригласили, чтобы он внес корректировки в план облика дворца. По замыслу архитектора главный зал украсили лепными декорациями и изменили декор галереи на первом этаже, украсив ее фресками Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona). Овальные лестницы также принадлежат замыслу Борромини
Дворец Пропаганда Фиде
Слайд 14Дворец Карпенья
Во дворце Карпенья (Palazzo Carpegna) на площади Академии ди Сан-Лука
(Piazza dell’Accademia di San Luca) с 1932 г. оборудована Галерея академии Святого Луки. Авторству Борромини здесь принадлежит лестница и главный портал, значительное расширение пространства помещения.
Слайд 15Церкви
Проекты соборов и базилик Борромини отличаются самобытностью. Как общие композиции, так
и отдельные элементы декора несут в себе строгую индивидуальность автора, часто не принимаемую и критикуемую современниками.
Сан Карло алле Kуатро Фонтане (церковь «Святого Карло у 4-х фонтанов»)
Слайд 16Храм в белых тонах возводился по эскизам Борромини с 1638 г.
по 1677 г. и стал ярким примером криволинейности эпохи барокко. Наличие на скрещении улиц Делле-Куатро-Фонтане (delle Quattro Fontane) и Дель-Kвиринале (del Quirinale) 4-х фонтанов отразилось в наименовании церкви. Заказчиком строительства работы выступал Орден Пресвятой Троицы (Ordo Sanctissimae Trinitatis). Здание с обрезанными углами и волнообразными карнизами предусматривалось как место погребения автора проекта, там ему была отведена капелла слева, так и не ставшая могилой талантливого итальянца.
Слайд 17
Сант Aньезе ин Агоне
Работы по её возведению начались в 1651
г. архитектором Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi), заказчиком выступил папа Иннокентий Х (Innocentius PP. X), с 1652 г. по 1655 г. над проектом трудился Борромини, закончилось строительство в 1672 г. Базилика освящена в честь святой христианки Агнессы. В 12 лет она приняла обет безбрачия и все мужчины, которые приближались к ней с дурными мыслями, лишались мужской силы. В центре собора 8-угольной формы возведены четыре алтаря, в правом трансепте хранится череп мученицы.
Слайд 18Сант Андера делле Фратте
Храм функционирует с XII века как национальная церковь
шотландцев, впоследствии он много раз подвергался реконструкции. В 1585 г. папа Сикст V (Sixtus PP. V) передал ее монашескому ордеру минимов (Ordo Minimorum). Борромини работал над зданием с 1653 г. до самой смерти. По его проекту перестроены танцующая колокольня, церковный купол и прилегающий полукруглый выступ здания. Здесь захоронены художники Анжелика Кауфман (Angelica Kauffmann) и Орест Кипренский, скульптор Рудольф Шадов (Rudolf Schadow).
Слайд 19Сант Иво алла Cапиенца
Заказчиком строительства стал папа Урбан VIII. Архитектору предлагалось
встроить церковь между двумя зданиями университета. Он разработал шестиугольное строение с вогнутым фасадом и спиральным куполом, органично вписав все это великолепие в небольшое пространство. Строительство университетской церкви шло с 1642 по 1662 год.
Слайд 20Оратория Филиппо Нери
Оратория филиппинских монахов должна была включать в себя молельню
Филиппо Нери (Filippo Neri), помещение для хранения риз и церковной утвари, кельи, монастырскую столовую и читальню. По проекту, она прилегает к Новой церкви (Chiesa Nuova) на самой уютной улице в городе Дель Говерно Веккьо (del Governo Vecchio). Борромини соединил архитектуру римских дворцов и церковные темы, соорудив фигурную арку верхнего фронтона, пилястры и интересное чередование фронтонов и окон. Вогнутый фасад кладки из кирпича и корпуса по бокам из двух компонентов призваны олицетворять приветственные руки церкви.
Слайд 21Сант Андреа делла Валле
Церковь святого Андрея в долине (Sant’Andrea della Valle)
– самый большой храм, над которым работал Борромини, строился разными мастерами и архитекторами с 1590 по 1650 год
Расположен на римской площади Пьяцца Видони (Piazza Vidoni), на пересечении улиц Corso Vittorio Emmanuele и Corso del Rinascimento. В 1622 г. Борромини, под руководством Мадерно, трудился над возведением церковного купола.
Слайд 22
Источник:
http://italy4.me/izvestnye-lyudi/francesco-borromini.html