Слайд 2Осирис —
бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судья душ усопших. Обычно
изображался в виде спеленутой мумии с зелёным лицом, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти хекет и нехеху (скипетр и цеп). Основными центрами культа бога были Бусирис в Дельте и Абджу (Абидос).
Слайд 3Сехмет, Сахмет, Сохмет — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха.
Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца,
грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, и поэтому, на её голове изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой.
Слайд 4Сет —
в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти,
входящий в гелиопольскую Эннеаду.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой.
Слайд 5Анубис
Божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших
в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мёртвых, хранитель ядов и лекарств.
Слайд 6Ра — древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце» . Центром
культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено.
Слайд 7Исида —
одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства.
Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Она покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетенным, но прислушивалась и к молитвам богачей, девушек, аристократов и правителей. Также она известна как защитница мертвых и богиня-покровительница детей.
Слайд 8Мут («мать») - в египетской мифологии богиня неба, жена Амона и мать
Хонсу. Считалась «владычицей озера Ашеру» около Фив, на берегу которого стоял её храм. Изображалась в виде женщины. Священное животное М.- корова. Имя М. писали иероглифом коршуна, который читался «мут». Эпитет М.- «мать матерей». М. сближалась с различными богинями-матерями - Нехбет, Уто, Нут и др. Так как Амон отождествлялся с Птахом, на М. были перенесены образ и функции жены Птаха богини-львицы Сехмет (много львиноголовых статуй Сехмет стояло в фиванском храме М.). Отождествляли М. и с другими богинями-львицами - Хатор, Тефнут, Meхит, с кошкой Баспг. Поскольку Амон был объединён в единый образ с Ра, М. иногда называли Райт («жена Pa»).
Мут изображалась в облике дамы, с грифом и коронами — ее иероглифом — на голове.
Слайд 9Птах или Пта, — одно из имен Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции. Его жену звали Сехмет.
Так, различным проявлениям Единой Божественной природы древние египтяне давали различные имена, символическим образом их выражавшие. Каждому имени соответствовал и свой иконографический канон. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». К имени Птах часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной», (юг в египетской символике — образ вечности), иным словом Птах — это Бог по ту сторону творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе, Творец за пределами Своего творения.
Слайд 10Хор, Гор — бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и, предположительно, Осириса .
Хор — бог неба, царственности и солнца;
живого древнеегипетского царя представляли воплощением бога Хора.
Гор (Хор) с головой сокола первоначально был богом неба, глаза которого - солнце и луна, на голове пшент (объединенная корона правителей верхнего и нижнего египта). Позже он ассимилировался в популярный миф об Осирисе и Исиде в качестве ребенка божественной пары. Возрожденный Исидой и Хатхор после убийства Осириса его братом Сетом, Гор отомстил за смерть отца в битве у Эдфу. Сет был низложен, а Гор сел на трон, Озирис управлял через него из подземного мира. Таким образом все фараоны утверждали себя воплощением Гора, "живого царя".
Слайд 11Маат (Аммаат) — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму.
Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой (женой) бога мудрости Тота, так как народ Египта считал, что правда и мудрость — это хорошая пара.
Богиня истины, справедливости, гармонии, этики, божественного установления, равновесия, порядка, мудрости, знаний, правосудия, законов, морали, регулирующих звёзд, годовых циклов.
Слайд 12Себе́к — древнеегипетский бог воды и разлива Нила, изображавшийся с головой крокодила; считается, что
он отпугивает силы тьмы и является защитником богов и людей. Его культ был особенно распространён во времена Среднего царства, в период правления XII династии (19-18 вв. до н.э.), многие фараоны которой имели резиденции в Файюме и иногда носили имена, производные от имени Себек (например, Себекхотеп или Нефрусебек). В поздний период появилась сопутствующая Себеку богиня Себектет.