Слайд 1Доходные дома
эпохи модерна
в архитектуре
Санкт-Петербурга
Часть 2
Павлова
Вероника Дмитриевна
Администратор
Детского клуба
«Квартирка MEL»
Санкт-Петербург
Слайд 2Музейное пространство Санкт-Петербурга делает жизнь наших воспитанников насыщенной и интересной, раздвигает
границы познания окружающего мира, помогают сформировать творческую личность.
Путешествие в мир познания начинается в «Школьном автобусе», достаточно, внимательно посмотреть из окна на дома, парки, каналы и они начинают оживать… Наш маршрут начинается в Приморском районе, он связан с Петроградской стороной, Васильевским островом, нас сопровождают великолепные архитектурные ансамбли города. Сегодня дома и улицы поведают нам об архитектурных стилях города
Все то, чего коснется человек,
Озарено его душой живою
С. Маршак
Слайд 3Путешествие в школьном автобусе начинается
Облик современного Петербурга создавался на протяжении нескольких
веков. В исторической части города переплетены десятки архитектурных стилей, переводящих нас из эпохи в эпоху. Мосты и скульптуры, парковые комплексы, загадочные дворы-колодцы, дворцы, музеи и соборы — всё это отражает несколько веков жизни Петербурга.
В формировании города участвовало множество талантливых архитекторов, скульпторов, художников. Многие из них были приглашены из Италии, Голландии, Германии. Мы хотим представить юным исследователям нашего города архитектурные стили домов, дворцов, каналов
Наш северный модерн, наш серый, моложавый,
Ампиру не в пример, обойден громкой славой
И, более того, едва не уличен
В безвкусице, меж тем как, сумрачно-шершавый,
Таинствен, многолик и неподделен он.
Александр Кушнер
Слайд 4Художественные принципы модерна
Доходный дом Хренова1909 года постройки на Таврической улице 5.
Уход
от симметрии, отказ от ордерной системы - это не только протест против жестких правил классических стилей. Изменилось само отношение к назначению и функциональности здания. На первый план выходит планировка и интерьер. Эркеры, большие окна и другие элементы фасада появляются, исходя из логики внутреннего пространства, и помимо декоративной функции имеют функциональную подоплеку.
Слайд 5Культура "северных соседей" прославилась Россией благодаря Сергею Дягилеву. В 1897 году Дягилев
организовал выставку скандинавских художников в училище барона А. Л. Штиглица. Возможно, именно этим он открыл архитекторам суровую поэзию нового для того времени направления, и в начале века в Петербурге начали строить дома в стиле «Северный модерн».
Архитектура Петербурга, формировавшаяся под влиянием национального романтизма и работ финских и шведских архитекторов, имела своих лидеров - Ф. Лидваля, Р. Мельцера и А. Шульмана, Н. Васильева и А. Бубыря, А. Зеленко и И. Претро, Г. Макаева и В. Апышкова. Именно они формировали облик русской столицы Российской империи.
Слайд 6Дом страхового общества «Россия» на Большой Морской был построен в начале
XX века архитекторами Гимпелем и Ильяшевым. Первый этаж из четырех изначально занимали магазины, второй и третий – офисы страхового общества, четвертый – квартиры. Под карнизом фасад здания украшает майоликовый фриз, выполненный керамистом Петром Кузьмичом Ваулиным. Сохранились треугольные вставки между окнами второго и третьего этажей. Они выполнялись по картонам Николая Константиновича Рериха на тему походов древнерусского войска.
Доходный дом страхового общества Россия
Архитекторы: А.А. Гимпель, В.В. Ильяшев.
Адрес: Большая Морская, дом 35
Слайд 7Вестибюль и парадную лестницу украшают рельефы, изображающие природу и животных Севера.
Они сочетаются с яркими витражами в окнах. Внутри парадной лестницы находятся красивые пролеты, украшенные витражами и лепниной морской тематики: Посейдон и волны в окнах, гипсовые лягушки под сводами этажей. Сама лестница украшена тяжелыми коваными перилами с медными вставками.
Слайд 8На стенах – звериные морды,
Русалки с улыбкой усталой, –
Как накипь на
стенах реторты,
Где варево века вскипало.
Вглядеться в изогнутость линий,
В растительно-зыбкий орнаменнт –
Поля стилизованных лилий
Качнуться, заходят волнами.
В.С. Шефнер
Слайд 9Финны, желая осознать свою идентичность, стремятся переосмыслить прошлое и обращаются к
народным сказкам, легендам.
Слайд 10Стремительный рост населения столицы требовал достаточного количества жилья. Решение задачи на сравнительно небольших
по площади земельных участках мог обеспечить тип зданий «Доходный дом».
В центре города, в солидных и респектабельных доходных домах аристократы, высшие офицеры, знаменитости, предприниматели и крупные чиновники снимали целые этажи «барских квартир» со всеми удобствами, да и семьи самих домовладельцев нередко проживали в одной из них. Обогреваемые каминами квартиры были с 2-мя лестницами - парадной, нарядно оформленной и выходившей на улицу, и чёрной, выходившей во двор, для прислуги и торговцев-разносчиков. Прислугу размещали в кухне и комнатах возле чёрной лестницы.
Слайд 11Модерн — сочетание бесконечного множества симметричных частей, что дает асимметричное целое.
Доходный дом Глотовой.
Пр. Добролюбова, дом 21 Архитектор: Н.Я. Порубиновский
Слайд 12Доходный дом - многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в
аренду, а также тип архитектурного сооружения. Квартиры в доходном доме сгруппированы вокруг лестничных клеток, коридоров или галерей и однородны по планировке. Применить традиционные для модерна принципы свободной планировки к доходным домам было возможно в случае застройки обширных участков.
Слайд 13Стремление домовладельцев к повышению доходности участков, приводило их к более плотной
застройке, когда доходные дома или росли в вышину, или расширялись внутри своих тесных, по большей части, дворов, не всегда доступных свежему воздуху и не достаточно освещённых. Так и появились дворы-колодцы, придавшие характерные черты облику города.
Слайд 14Во дворах-колодцах принято смотреть в небо и загадывать желания
Нумерация домов и
названия улиц в Санкт-Петербурге появились лишь при генерал-губернаторе Федоре Трепове — в царствование Александра II, а до этого извозчики возили к «именным домам».
Строительный устав, утвержденный в 1857 году, разрешал строить многоэтажные флигели очень тесно, главное, чтобы между ними соблюдалось расстояние не менее двух сажень (1 сажень = 2,16 метра). К строительству доходных домов привлекались известные архитекторы, а дома получали названия по именам своих первых владельцев.
Слайд 15Доходный дом купца Полежаева
Адрес: Новгородская ул., дом 3,
Архитекторы: Яковлев
И. И. 1913-1915
Петербургский «Каркассон-на-Песках». Угловые части зданий на входе в него украшены комбинацией щипца с квадратной башенкой-эркером и играют роль своеобразных пропилеев. Этот дом выбрал режиссер Владимир Бортко, решив снимать фильм "Мастер и Маргарита"
Слайд 16Над магазинами находились так называемые барские этажи, в них сдавались самые
дорогие квартиры. Первоначально барские этажи были вторыми, но со временем — из-за роста домов в высь — барскими стали второй и третий. Больше всего декора, самые красивые печи, самые высокие потолки будут именно на втором и третьем этажах. Чем выше квартира находилась и глубже во двор, тем была дешевле. Самая дорогая квартира — в лицевом флигеле на втором и третьем этажах, а самая дешевая — в третьем и четвертом дворах, на пятом и шестом этажах.
Слайд 17Две лестницы, два мира
В романе «Бедные люди» бытописатель Петербурга Федор Достоевский
дал прекрасную характеристику этим двум лестницам.
Одна — «чистая, светлая, широкая, все чугун да красное дерево», другая — «винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты; лоханки стоят со всякой нечистью, с грязью, с сором, с яичной скорлупою да с рыбьими пузырями; запах дурной... одним словом, нехорошо».
Слайд 18Во времена модерна проектировались доходные дома. Проект был задачей для одного
архитектора.
Индивидуальный образ. Любая постройка будет не похожа на остальные, она сохраняет свою индивидуальность.
Все элементы здания становятся и декоративными, и конструктивными одновременно.
Архитектор должен был полностью создать новый проект: от деревянных ручек на двери подъезда до светильников. Очень важно, чтобы все элементы, включая мелкие, были сделаны в одном стиле.
Технологии, которые использовались для украшения различных частей интерьера помещения, были использование эмали, витражей, латуни и мозаики.
Слайд 19Здания в стиле «Северный модерн» 5-6 этажей
Характерными чертами, присущими этому архитектурному
направлению, являются:
ассиметричный фасад здания
эркеры, устроенные на разных уровнях: полуовальные, прямоугольные
оконные проемы различной формы
контраст фактур
башенки
мансарды
внутренние дворы «Колодцы» для увеличения доходности площади здания
Слайд 20В конце XIX — начале XX века доходные дома чаще всего
содержали небольшой внутренний двор-колодец, а всё остальное пространство участка, принадлежащего домовладельцу, было занято самим зданием. Под двором-колодцем нередко размещались различные хозяйственные помещения такого доходного дома. Декоративное архитектурное оформление получал лишь парадный фасад, выходящий на улицу
Фасадная отделка природными и искусственными материалами.
Облицовка гранитными блоками (неотесанными или с гладкой фактурой).
Отказ от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов.
Сохранение симметрии, использование прямоугольных башен.
Цветовая гамма фасадов ассоциируется с неприступными северными скалами и средневековыми замками.
Эркеры, устроенные на разных уровнях: полуовальные, прямоугольные
Слайд 21На рубеж XIX и ХХ веков пришелся пик использования природного камня
горшечного и гранита в отделке фасадов зданий, что, несомненно, произошло под влиянием эстетики модерна. Любил и широко применял в своих проектах природные материалы Ф. И. Лидваль. Например, он использовал сочетание тесаного и грубоколотого гранита в оформлении доходного дома своей матери, И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр., 1–3), в угловом доме на Б. Конюшенной, 19, в доме для выборгского жителя Коллана на Большом пр. Васильевского острова, 92, в доходном доме М. П. Толстого
Слайд 22В доходном доме штабс-капитана гвардии С. Муяки
ул. Восстания, д.18 —
пер. Ковенский, д.17
Дом был построен в 1902-1903 годах знаменитым русским архитектором Александром Хреновым и отличается многоцветной облицовкой из кирпича, текучей сочной лепкой и кружевным металлическим декором. Лестница внутри парадной очень оригинально оформлена, а круглая шахта лифта установлена не в самом пролете, а посередине лестничных площадок, построенных в круглой форме. Витражные окна, кованые решетки лифта
Слайд 24Расцвет северного модерна не был долгим, однако он привнёс значительные изменения
в облик Петербурга.
Это находит большой отклик в архитектуре: на фасадах появляются сказочные мотивы, животные и растения, декоративные детали наполнены символизмом. Используется много натуральных материалов, особенно камень.
Слайд 25Дом на Стремянной 11 считается одним из лучших образцов северного модерна
в Санкт-Петербурге. Весь декор продуман до мелочей, в том числе кованые ворота и перила лестничных пролетов.
Фасад дома наполнен изображениями стилизованных змей, рыб, человеческих голов, символов солнца. Переднее крыльцо охраняется резными каменными птицами. Этот причудливый декор сочетается с затемненными стенами этого асимметричного здания.
Слайд 26Некоторые историки считают, что в приоконных камнях первого этажа запечатлены портреты
авторов дома. Справа — портрет Алексея Бубыря, слева — Николая Васильева. Возможно, и наоборот. Главное — в другом: два архитектора превосходнейших объединились, как Ильф и Петров, и «написали» — вычертили и построили — очень веселый дом. А может быть, и грустный… Как придется на зрительский взгляд.
Слайд 27«Но ты, о лестница, в полночной тишине
беседуешь с былым. Твои
перила помнят,
как я покинул блеск еще манящих комнат
и как в последний раз я по тебе сходил,
как с осторожностью преступника закрыл
одну, другую дверь и в сумрак ночи снежной
таинственно ушел – свободный, безнадежный…»
В.Набоков. «Лестница». 1918
Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 47.
Этот адрес знаком каждому читателю произведений Владимира Владимировича Набокова. Будущий великий писатель, великий изгнанник, на весь мир прославивший русскую литературу ХХ века, родился в этом доме на Большой Морской. В доме сохранились и отреставрированы уникальные интерьеры эпохи модерна.
Слайд 28В апреле 1900 года гражданский архитектор М.Ф.Гейслер представил в Санкт-Петербургскую городскую
управу на одобрение «Проектируемый фасад дома жены камер-юнкера Елены Ивановны Набоковой».
Набоков называл дом на Большой Морской «единственным домом в мире». И понимать это можно буквально — Набоков и его семья никогда не имели никакого собственного жилья после отъезда из Петербурга 15 ноября 1917 года.
Слайд 29Одним из самых важных архитекторов северного модерна был Фёдор Лидваль. Работы
Лидваля есть и в Петербурге, и в Стокгольме, и во многих других городах. Здания, спроектированные Лидвалем, являются образцами модерна, и он внёс, наверное, самый значимый вклад в развитие северного модерна в Петербурге.
Слайд 30Один из его ранних домов, созданный им для семьи по заказу
матери. Дом находится на Каменоостровском д. № 1-3, его можно считать образцом жилого доходного дома в стиле "Северный модерн".Несмотря на то, что общий план дома имеет неправильную форму, Ф. И. Лидвалю удалось обойтись без комнат с острыми и тупыми углами. Неудобные помещения использовались как вспомогательные. Все квартиры были одинаково благоустроены и отличались лишь величиной, по этажам и выходом окон на стороны света.
Дома Ф. Лидваля - памятники северного модерна
в Санкт-Петербурге
Слайд 31Огромный шестиэтажный дом, расположенный на длинном узком участке. Основой планировки дома
являются три двора, соединенные проездами. Они образуют целый жилой квартал с великолепной внутренней планировкой. В отделке фасадов использовались тесаный известняк, кирпич и штукатурка. Декоративное оформление фасадов сдержанное.
Слайд 32 Жилой городок завода «Людвиг Нобель»
Дом на Лесном проспекте, 20 был
построен
Ф. Лидвалем для рабочих.
Здание отличается интересной задумкой: его купол является отсылкой к башне шведского замка Вадстен. Имея шведское происхождение и являясь шведским подданным, Лидваль часто обращался к шведской архитектуре. В целом же здания северного модерна той или иной деталью, частью или конструкцией могут напоминать замки и крепости. Художественный образ дома отличается свежестью и удивительным своеобразием, выделяющим его на фоне других построек Лидваля.
Слайд 33Дом разноэтажный. Основная часть, левая, насчитывает 5 этажей, а более узкая,
правая — 4 этажа. Соединяет обе части поддерживаемая пятью парами гранитных колонн тройная аркада-проезд, над которой архитектор планировал устроить террасу с беседкой, однако вместо этого надстроен четвертый этаж с лоджией. Необычны в этом доме и окна — нехарактерно большие для того времени, широко расставленные
Слайд 34Работы Лидваля есть и в Петербурге, и в Стокгольме, и во
многих других городах. Здания, спроектированные Лидвалем, являются образцами модерна, и он внёс, наверное, самый значимый вклад в развитие северного модерна в Петербурге.
Мотив трех арок, который оформляет проезд со стороны Лесного проспекта, завораживает и является ярким подтверждением градостроительной роли пластических композиций в зодчестве модерна.
Слайд 35Фасад дома немного отодвинут от линии улицы, и узкий палисадник отделен
невысокой оградой с цветочницами. Основным украшением дома являются окна, их около 25 видов. На каждом этаже размещены три большие квартиры в 5, 6 и 7 комнат.
Состав жильцов обычных доходных домов отличался «пёстрой социальной палитрой», что находило отражение в своеобразном порядке их расселения по периметру дома и этажам. Состоятельные чиновники и служащие селились вдоль наружных фасадов, а квартиры по внутреннему периметру обживали студенты и разночинцы
Слайд 36Буквально все в этом доме было продумано до мелочей, даже подъемник.
Лифт был изготовлен на чугунолитейном и механическом заводе у прославленного Франца Сан-Галли, который выпускал и декоративные безделушки, и сейфы, но прославился как изобретатель радиатора отопления. Устройство приводилось в движение установленной в подвале паровой машиной, но сейчас это не более чем часть интерьера. Ради проверки механизма его включают только раз в год. Здесь и изящные ажурные решетки, которые были призваны пропускать много солнечного света. Зеркало в кабине, кожаный диван, светильник авторской работы.
Легендарный доходный дом был построен в 1903 году по заказу штабс-капитана гвардии С. Муяки, яркий памятник первых лет петербургского модерна.
Ул. Восстания дом № 18, Архитектор А.С. Хренов
Слайд 37Со временем дома оснащались самыми совершенными для того времени системами коммуникаций:
встроенными лифтами, паровым отоплением, электричеством, телефонами и гаражами. Как правило, многие из них оборудовались своей электростанцией, котельной, прачечной, мусоросжигательной печью, снеготаялкой. В цокольных этажах зданий размещались лавки и магазины
Слайд 38
В подвале устанавливался котел с оборудованием для угольной топки (упоминания об
электрическом нагревании котла — единичны), радиаторы располагались в каждом помещении. Самыми распространенными были вертикальные радиаторы — вертикальная труба с вертикальными ребрами, отходившими от нее по кругу во все стороны.
Слайд 39
С середины XIX века начались попытки перенесения отхожих мест внутрь квартиры
в виде клозета. Первым в Петербурге появился ватерклозет системы «Монитор» по цене 6 рублей. Постепенно стали входить в обиход английские ватерклозеты «Торнадо» и «Пьедестал» с «фаянсовыми чашками особой ладьеобразной формы».
Слайд 40
Оригинальный доходный дом построил для себя инженер Александр Маркович Эрлих в
1912–1913 годах.
Адрес: Ул. Ленина, 52.
Инструкция по использованию дровяной колонки
Слайд 41Лифт в доходном доме А. Хренова, ул. Таврическая, дом 5
Лифт в парадной
обязательно должен гармонировать с остальными частями в интерьере. Те элементы, которые используются в кабине лифта, могут украшать внутреннюю сторону здания и даже ее внешний вид.
Слайд 42«Ромашка» парадная в одном из домов купца Г.Г. Елисеева.
Слайд 43Декоративно-прикладная направленность стиля отразилась и в интерьерах домов. Каждая деталь дома
- от кованых ограждений и авторских рельефов на фасадах до лестниц, светильников и даже дверных ручек - проектировалась индивидуально для создания цельного, законченного образа.
Доходный дом Захаровых построили в 1913 году. Самая интересная деталь – это камин, украшен двумя павлинами с пышными хвостами бирюзового цвета.
В рекламных объявлениях того времени единственное, что указывало на качественную характеристику квартиры, было не количество комнат, а именно состояние парадной лестницы. Лестница являлась своеобразной визитной карточкой квартиры. Сформировался даже несколько нелепый рекламный штамп — «мраморная лестница с ковром и швейцаром». Лестницы отапливались чаще всего каминами.
Слайд 44Спасибо за цветы на лестничных перилах!
Гирлянды и жгуты чугунные за милых
Наставников
сойти в младенчестве смогли,
Воспитывая глаз, и всё, что было в силах,
Всё делали для нас, в ущербе и пыли. А Кушнир
Слайд 45Расположен на пересечении улицы Ленина и Малого проспекта. Здание также известно как Дом
с котами. Здание построено А. Л. Лишневским при участии П. П. Светлицкого в 1907—1908 годах. Этаж здания декорирован кирпичом, его прорезают большие витринные окна. Остальные этажи отделаны штукатуркой – гладкой и рифленой.
Дом с котами. Доходный дом И. Ф Алюшинского
Слайд 46Лепной декор на фасаде:
кошки на вытянутых лапах, с поднятыми хвостами
дикие коты
в зарослях чертополоха
бурые медведи со щитами в лапах
химеры
Слайд 48В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для
дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.
Мозаика, эмаль, витражи, латунь – любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели
Слайд 49В 1909 г. Зазерский организовал "Товарищество для устройства постоянных квартир" для
борьбы с жилищной нуждой. Бассейное товарищество предназначалось для солидной зажиточной публики. Все квартиры предполагалось обеспечить лифтами, водяным отоплением и горячим водопроводом, вентиляцией и пылевсасывающим устройством.
Слайд 50Жилой комплекс громаден: «скомпонован как целый кусок города» — утверждали современники.
По желанию приобретающих квартиры, отдельные квартиры могут быть соединены вместе, равно как присоединением отдельных комнат от соседних квартир одни квартиры могут быть увеличены, другие уменьшены.
Слайд 51Фасады были покрыты серой терразитовой штукатуркой, расшитой тонким графическим рустом, а
в нижних этажах еще и обработанной насечкой под камень. Возникла пластически цельная, мощная композиция, полная суровой романтики.
Слайд 52Стилю модерн свойственен принцип единства целого. Здание проектируется «изнутри наружу», то
есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все – от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов – решено в одном ключе.
Слайд 53https://annawwts.com/sev-modern/https://annawwts.com/sev-modern
https://kudago.com/spb/list/shedevryi-peterburgskogo-moderna
https://humaninside.ru/gde-kultura/2768-sanktpeterburg-dom-s-sovami.html
https://indie2k.livejournal.com/532912.htmlhttps://indie2k.livejournal.com/532912.htm
http://www.citywalls.ru/search-architect414.htmll
https://spbpeterhof.ru/aleksandr-fon-gogen
https://www.azbuka-stroy.ru/projects/ideas/unikalnost_i_izyashchestvo_moderna/
https://paradisetours.ru/trips/obzornye/peterburgskiy-modern/
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=603331
https://aaa-decor.ru/a98568-istoricheskie-stili-lepnogo.html
https://fishki.net/2484136-obsharpannaja-krasota-piterskie-kommunalki-v-starom-fonde.html
http://www.lafrimeuse.com/en/the-north-art-nouveau/
Источники информации