Слайд 1«Бубновый валет» (1910-1917)
Автор учитель русского языка, литературы и МХК МОУ Нижнебузулинской
СОШ Пушкарева Наталья Сергеевна
Слайд 2Почему именно такое название для выставки?
Это не означает, что они отожествляли
себя с хулиганами
Напротив, они вели здоровый образ жизни, увлекались спортом и многие, несмотря на молодой возраст, обзавелись почтенным семейством
Просто, молодые художники хотели эпатировать публику, бросить вызов привычному восприятию искусства
Слайд 3«Бубнововалетцы» стремились утвердить нарочито вульгарным названием своё полнокровное, жизнерадостное ощущение мира
Если
выставка «Голубой Розы» напоминала часовню, то образ «Бубного валета» – ярмарочный балаган
Видя на вывеске бубного валета, народ валом валил на их выставку, думая, что там что-то вроде игорного дома, но войдя, оказывался перед лицом новаторской живописи, в которой ничего не смыслил
Слайд 4На выставке были представлены картины молодых художников: Ларионова, Натальи Гончаровой, Петра
Кончаловского, Ильи Машкова, Лентулова, Александра Куприна, Петра Фалька и других
Слайд 9«Бомба» Машкова для выставки
Слайд 10Описание парного автопортрета
Машков изобразил себя и Кончаловского полуобнажёнными цирковыми силачами, проявляющими
сентиментальную слабость к музицированию. В глубине комнаты виднеются натюрморты, в которые превращены портреты их жён
Коричневыми красками работа напоминает старую фотографию, а манерой исполнения – вывеску или лубочную картину
Слайд 11Любимые жанры «бубнововалетцев»
Автопортрет, в котором они перевоплощались в самые неожиданные амплуа.
Они стали своеобразными живыми картинами
Натюрморт, кстати, женская фигура для них стала частью натюрморта наряду с другими предметами: фруктами, вазами, цветами
Слайд 12Пётр Кончаловский. Натюрморт с самоваром. 1916
Слайд 13Описание картины
Как истинный московский хлебосол, Кончаловский не мог обойти вниманием самовар.
Словно важный генерал царит он на картине. Сияют его начищенные бока, играют блики на ручках. Вокруг сгрудилось «воинство»: чашки с блюдцами, чайник, корзинка для печенья. Фактура построена так осязаемо и «вкусно», предметы так вылеплены кистью, что их хочется потрогать. Свежо, ярко, доходчиво!
Слайд 14И. Машков. Натюрморт. Синие сливы. 1910.
Слайд 15Описание картины
Здесь всё приведено в динамический контраст: наклонная кривизна и геральдическая
симметрия «витрин-ной» композиции, напряжённые конт-расты цветов, в которые раскрашены фрукты, и серый фон. Наконец, спор углов и округлостей, иллюзии объёма и плоскости, ощущение сверхреальной убедительности фруктов и одновре-менно их несъедобности. Однако все эти кричащие контрасты приведены в стройную гармонию.
Слайд 17А.Куприн. Натюрморт со скульптурой. 1919
Слайд 18Александр Куприн – самый лиричный из мастеров объединения «Бубновый валет». Если
живопись Кончаловского и Машкова можно сравнить с литаврами, духовыми инструментами, то купринские произведения – это скорее задумчивое звучание арфы или свирели.
Эта картина создана под влиянием кубизма. Всё внимание художника обращено на синтез линейных и цветовых ритмов. Формы скомпонованы так, что образуют прихотливый гротеск
Слайд 20Описание картины
Эта картина является ярким примером эмоцио-нальной накалённости интерьера при полном
отсутствии людей. Красные кресла и диваны, своими очертаниями напоминающие фигуры, собрались вокруг стола, составляющего единство чёрного и белого. Бутылка на столе играет роль своеобразного восклицательного знака, который приковывает наше внимание к взаимоотношению чёрного и белого как непримиримому спору противоположностей. А вокруг в сложном взаимодействии пламенеющих красных оттенков кипят непримиримые страсти незримых собеседников.
Слайд 21Ярким воплощением живописи «бубнововалетцев», как площадного театрального действа и одновременно национальной
самобытности, стали архитектурные композиции Лентулова, созданные под влиянием кубизма
Слайд 22А.В.Лентулов. Василий Блаженный. 1913
Слайд 23Описание картины
Для «бубнововалетцев» не существовало исторически конкретного времени. Для Лентулова это
архитектурный миф, существующий над всем ходом истории. Собор разрастается до универсального образа храма-града и одновременно напоминает своей многокрасочностью восточный базар или ярмарку. Подобный криталл, храм, отрываясь от земли, дерзко врезается в небесную твердь.
Слайд 24Ещё раз о выставке 1910г.
О выставке было заранее объявлено в прессе,
и ещё до своего открытия она вызвала шквал негодования, приобрела скандальную попу-лярность, как и предполагали её устроители
Буря эмоций и пафос разрушения сопровож-дали лишь первые шаги нового искусства.
Впоследствии, когда страсти улеглись, все художники этого направления состоялись как крупнейшие мастера живописи.
И всё же лучшие их картины были созданы в бубнововалетский период 1910-1917гг.