Презентация, доклад на тему Айвазовский - ЗВЕЗДА ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ.

Содержание

Айвазовский родился 17(29) июля 1817 года на юге России, в Феодосии, древнем крымском городе. Его отец, армянин, поселившийся в Крыму в самом начале XIX века, был сравнительно, образованным человеком, владеющим несколькими восточными языками. Небогатый торговец, он

Слайд 1
Имя Ивана Константиновича Айвазовского вот уже более ста лет остаётся одним

из самых популярных среди имён русских художников. Редко кому доводилось при жизни завоевать такую славу, какую узнал Айвазовский ещё в молодые годы.
Эта необычная слава была вполне оправданна. Не было тогда другого художника, который мог бы так убедительно, так блестяще и вместе с тем свободно и легко справиться с труднейшим мотивом живописи - изображением изменчивой стихии моря.

А.В.Тиранов.
Портрет И.К.Айвазовского.
1841 г.

Имя Ивана Константиновича Айвазовского вот уже более ста лет остаётся одним из самых популярных среди имён русских

Слайд 2Айвазовский родился 17(29) июля 1817 года на юге России, в Феодосии,

древнем крымском городе. Его отец, армянин, поселившийся в Крыму в самом начале XIX века, был сравнительно, образованным человеком, владеющим несколькими восточными языками. Небогатый торговец, он всё же занимал некоторое положение в коммерческой жизни города. Но вспыхнувшая в 1812 году в Феодосии эпидемия чумы привела его к разорению, и когда родился будущий художник, семья уже испытывала нужду. Имеются сведения, что Айвазовскому в детстве приходилось работать в кофейне, чтобы помочь родным.
Айвазовский родился 17(29) июля 1817 года на юге России, в Феодосии, древнем крымском городе. Его отец, армянин,

Слайд 3Феодосия к этому времени утратила значение крупного международного торгового порта, но

всё же, у её причалов стояли суда под флагами разных стран, а в портовых кофейнях звучала разноязычная речь. Слышались итальянские, греческие, турецкие, татарские, армянские напевы. Ведь пёстрым и многонациональным было и коренное население города.
Мальчик жадно схватывал и удерживал в памяти многообразные впечатления. От природы музыкально одарённый, он исполнял на скрипке народные напевы. Некоторые из них Айвазовский в последствии сообщил композитору Глинке (1804-1857), использовавшему эти мелодии в своих сочинениях, например в опере «Руслан и Людмила».
Но более всего подростка влекло рисование. Иных возможностей не было, и он рисовал углём на белых стенах крымских домиков целые сцены. Эти рисунки заметил и оценил феодосийский градоначальник А.И.Казначеев. С его помощью мальчик поступил в симферопольскую гимназию, а затем, в 1833 году, в Петербургскую Академию художеств.

Феодосия к этому времени утратила значение крупного международного торгового порта, но всё же, у её причалов стояли

Слайд 4Годы учения Айвазовского в Петербурге совпали со сложным и противоречивым периодом

в истории России. Это была пора Жестокой реакции и произвола Николая I, но это была и пора бурного расцвета русской культуры, наступившего после Отечественной войны 1812 года, время Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Глинки, Брюллова.
Годы учения Айвазовского в Петербурге совпали со сложным и противоречивым периодом в истории России. Это была пора

Слайд 5К.П.Брюллов. «Последний день Помпеи».
В памяти художника навсегда остался грандиозный успех «Последнего

дня Помпеи» К.П.Брюллова, знаменовавший и триумф романтического направления в русской живописи. И картина, и личность Брюллова сыграли большую роль в становлении творчества Айвазовского.
К.П.Брюллов. «Последний день Помпеи».В памяти художника навсегда остался грандиозный успех «Последнего дня Помпеи» К.П.Брюллова, знаменовавший и триумф

Слайд 6В духе романтизма воспитывал своих питомцев и руководитель пейзажного класса Академии

М.Н.Воробьёв, учеником к которому, был определён Айвазовский.
В духе романтизма воспитывал своих питомцев и руководитель пейзажного класса Академии М.Н.Воробьёв, учеником к которому, был определён

Слайд 7Большой рейд в Кронштадте 1836.
В 1836 году молодой художник принял участие

в плавании Балтийской эскадры, куда он был прикомандирован для изучения действий боевых кораблей. Осенью того же года на академической выставке были показаны работы Айвазовского. Одна из этих работ «Большой рейд в Кронштадте».

Хотя передний план картины с наивно изображенными человеческими фигурками напоминает произведения старых голландцев, перспективная композиция построена смело и широко, насыщенные влагой облака уходят в даль, и даже в застывших пока неподвижно волнах уловлен специфический облик холодной Балтики.

Большой рейд в Кронштадте 1836.В 1836 году молодой художник принял участие в плавании Балтийской эскадры, куда он

Слайд 8Ветряная мельница на берегу моря. 1837.
В октябре 1837 года Айвазовский

окончил академический курс и был удостоен большой золотой медали, дававшей право на длительную заграничную поездку за счёт Академии. Однако, учитывая характер дарования Айвазовского, совет Академии принял необычное решение. Сначала художника посылали на два лета в Крым, где он должен был на натуре совершенствоваться в избранном жанре, писать виды крымских приморских городов, представляя каждый год свои картины в Академию, а затем уже отправиться в Италию.

В Феодосии он сразу же принялся за работу. Работоспособность Айвазовского всегда удивляла знавших его. Крымские виды один за другим появлялись на его мольберте. В них ощущались живое наблюдение и романтическая увлечённость родной природой.

Ветряная мельница на берегу моря. 1837. В октябре 1837 года Айвазовский окончил академический курс и был удостоен

Слайд 9Сюжеты морских сражений, горделивая красота парусных кораблей стали близки Айвазовскому ещё

в годы учения. Этому способствовали и занятия в батальной мастерской Зауэрвейда, и участие в учебном плавании Балтийского флота. В Крыму Айвазовскому представилась возможность вернуться к этим темам. Начальник Кавказской береговой линии, герой 1812 года, генерал Н.Н.Раевский посетил Айвазовского и предложил ему принять участие в десантных операциях черноморского флота.

В 1839 году Айвазовский трижды ходил в плавание, участвовал в боях у абхазских берегов, много рисуя с натуры. В плавании он познакомился с М.П.Лазаревым, В.А.Корниловым, П.С.Нахимовым - будущими великими русскими флотоводцами.

Сюжеты морских сражений, горделивая красота парусных кораблей стали близки Айвазовскому ещё в годы учения. Этому способствовали и

Слайд 10Кронштадский рейд. 1840.
Русский военный флот принял его в свою семью

и навсегда сохранил к нему высокое уважение, как к художнику и человеку.

Кронштадский рейд. 1840. Русский военный флот принял его в свою семью и навсегда сохранил к нему высокое

Слайд 11Морской берег. 1840.

Летом 1840 года Айвазовский вернулся в Петербург и почти

сразу за границу. В сентябре он был уже в Риме, а вскоре совершил путешествие по другим городам Италии. Здесь он, как и в Петербурге, сблизился с наиболее замечательными людьми своего времени: подружился с Н.В.Гоголем, хорошо был знаком с А.А.Ивановым и другими русскими художниками, находившимися в Риме.
Морской берег. 1840.Летом 1840 года Айвазовский вернулся в Петербург и почти сразу за границу. В сентябре он

Слайд 12 Айвазовский много и быстро пишет. Его картины систематически появляются на

итальянских выставках и приносят молодому художнику необычайный успех. Его выдающееся мастерство и талант признавали крупнейшие художники того времени. Так, в 1842 году находившийся в Италии знаменитый английский маринист Д.Тепнер был настолько поражён картиной Айвазовского, что обратился к нему со стихотворным дифирамбом на итальянском языке: «…Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твоё высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений». Некоторые мастера стали усиленно подражать ему, итальянские картинные лавочки наполнялись многочисленными маринами, которых раньше здесь почти не писали.
Айвазовский много и быстро пишет. Его картины систематически появляются на итальянских выставках и приносят молодому художнику

Слайд 13Побережье в Амальфи. 1841.
Не меньший успех выпал на долю Айвазовского в

Париже, куда он в 1842 году приехал с разрешения Академии со своими картинами. Совет Парижской Академии присудил ему золотую медаль, а позднее и редкую для иностранца награду - Орден Почётного Легиона. Орас Верне заявил Айвазовскому, что его талант делает честь его родине.
Побережье в Амальфи. 1841.Не меньший успех выпал на долю Айвазовского в Париже, куда он в 1842 году

Слайд 14Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842.
Чем же покорял Айвазовский и художников,

и влиятельных особ, и рядовых людей, просто любивших искусство? Тернер отчасти ответил на этот вопрос: необыкновенной, ошеломляющей зрителей близостью картин к натуре.
Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842.Чем же покорял Айвазовский и художников, и влиятельных особ, и рядовых людей,

Слайд 15Неаполитанский залив ночью. 1842.
Однако это не было простой достоверностью документально «списанных»

видов. О действительности напоминали прежде всего трудно уловимые для живописца эффекты движения воды, отражение солнечного и лунного света, воспроизведённые с удивительным правдоподобием и поэтической живостью. Правдивое и вместе с тем, и театрально-приподнятое изображение моря покоряло зрителей. Айвазовский не сразу сумел найти ключ к созданию таких удивительно живых образов.
Неаполитанский залив ночью. 1842.Однако это не было простой достоверностью документально «списанных» видов. О действительности напоминали прежде всего

Слайд 16Все годы учения и первое время пенсионерства были периодом поисков. Всего

за 10 лет до его появления в Италии здесь скончался замечательный русский художник Сильвестр Щедрин. Айвазовский, которому были близки мотивы знаменитого художника, был покорён волшебным искусством своего соотечественника и стремился во всём ему следовать .
Все годы учения и первое время пенсионерства были периодом поисков. Всего за 10 лет до его появления

Слайд 17Побережье в Амальфи. 1841.
Основным требованием Щедрина являлась работа с натуры. Так

Айвазовский писал в Крыму, так начал писать в Италии. Пытаясь постичь секрет искусства Щедрина, он работал даже с его «точки» (картина «Побережье в Амальфи»). Но будучи художником иного творческого темперамента, да и другого времени, Айвазовский не мог к приблизиться к своему кумиру. Всё было верно, но холодно, лишено трепета жизни. Зрители видели хорошо знакомые места, тщательно написанные подробности, но оставались равнодушными. Тогда Айвазовский попытался в мастерской по памяти воспроизвести картину мерцающего, колышущегося моря. И произошло чудо. Море как бы действительно заискрилось, замерцало, наполнилось движением. Художник открыл свой метод изображения стихий, обязательно по памяти, даже без этюдов, ограничиваясь лишь беглыми набросками карандашом.
Побережье в Амальфи. 1841.Основным требованием Щедрина являлась работа с натуры. Так Айвазовский писал в Крыму, так начал

Слайд 18Берег моря. 1843.
В мастерской ничего не должно было мешать ему сосредоточиться

на ярком воспоминании. Обосновывая этот метод, художник говорил: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого художник должен запомнить их и этими случайностями, равно как эффектами света и теней обставлять свою картину». Феноменальная память и романтическое воображение позволяли ему делать это с неповторимым блеском.
Берег моря. 1843.В мастерской ничего не должно было мешать ему сосредоточиться на ярком воспоминании. Обосновывая этот метод,

Слайд 19Мальта. Порт Ла – Валлетта. 1844.
В 1844 году Айвазовский, попросив разрешение

досрочно вернуться, отправился на родину через Голландию. В Амстердаме он устроил выставку картин, снискал большой успех, в Амстердамской Академии был удостоен звания академика.
Мальта. Порт Ла – Валлетта. 1844.В 1844 году Айвазовский, попросив разрешение досрочно вернуться, отправился на родину через

Слайд 20Ревель (Таллин). 1844.
Когда художник прибыл в Петербург, Совет Академии сразу

возвёл его в звание академика, а царским указом он был причислен к Главному морскому штабу «со званием живописца сего штаба, с правом носить мундир Морского Министерства с тем, чтобы звание сие считать почётным». Айвазовский сразу же получил большой заказ: написать виды Кронштадта, Ревели (Таллина) и других приморских городов и местностей на Балтике. Заказ был в течение зимы выполнен. В этих больших и, в общем, официальных полотнах Айвазовскому удалось сочетать документальность с поэтической настроенностью.
Ревель (Таллин). 1844. Когда художник прибыл в Петербург, Совет Академии сразу возвёл его в звание академика, а

Слайд 21Вид Константинополя при лунном свете. 1846.
Весной 1845 года Айвазовский снова

отправляется в интересное путешествие к берегам Малой Азии и Греческого архипелага под начальством адмирала Ф.П.Литке, замечательного учёного, основателя Русского Географического общества. И опять напряжённая работа. Листы альбомов заполняются многочисленными рисунками. По возвращении Айвазовский остаётся в Крыму и пишет виды черноморских городов и недавно узнанных мест.
Вид Константинополя при лунном свете. 1846. Весной 1845 года Айвазовский снова отправляется в интересное путешествие к берегам

Слайд 22Вид Одессы в лунную ночь. 1846.
Теперь его талант достигает вершины. Картины

1845-1946 годов принадлежат к лучшим произведениям художника. Особенно хороши виды Константинополя и Одессы.
Вид Одессы в лунную ночь. 1846.Теперь его талант достигает вершины. Картины 1845-1946 годов принадлежат к лучшим произведениям

Слайд 23Прощание Пушкина с морем. 1887. Совместно с И.Е.Репиным
В лёгком золотистом свечении

неба и воды, в озарённых лунным сиянием строениях, и величественно-романтических силуэтах парусников, во всём живописном строе этих картин воплощена мечта о прекрасном юге, выраженная во многих стихах А.С.Пушкина. Айвазовский, как один из талантливых учеников был представлен Пушкину на академической выставке 1836 года. Всю жизнь преклонялся он перед гением великого русского поэта, много раз изображал его на берегу моря. Одна из лучших картин на эту тему написана им совместно с И.Е.Репиным в 1887 году.
Прощание Пушкина с морем. 1887.  Совместно с И.Е.Репиным В лёгком золотистом свечении неба и воды, в

Слайд 24К середине сороковых годов у Айвазовского созрело решение навсегда поселиться в

Феодосии. Он глубоко любил родной город, более всего ценил возможность постоянно жить на берегу Чёрного моря. И Айвазовский остался в Феодосии на всю жизнь. Он систематически приезжал в Петербург, бывал в Москве, ездил на Кавказ, по Волге, предпринимал путешествия по Европе, был в Турции и в Америке, продолжал работать и с успехом выставляться. Но настоящим его домом навсегда осталась Феодосия, где он построил мастерскую на берегу моря. Здесь были написаны его лучшие произведения. Потом, сорок лет спустя, в Феодосии им была построена галерея, ныне носящая его имя. Теперь здесь собрано много произведений Айвазовского.

К середине сороковых годов у Айвазовского созрело решение навсегда поселиться в Феодосии. Он глубоко любил родной город,

Слайд 25Живя в Феодосии, Айвазовский заботился о благе её жителей и о

развитии края, как о самом важном деле. Из своего имения он провёл в город воду, открыл художественную школу, начал первые археологические раскопки, организовал постройку исторического музея. Наконец, благодаря его хлопотам, в Феодосии был устроен морской порт и подведена к городу железная дорога. Своими делами Айвазовский заслужил горячую любовь и самое высокое уважение сограждан. В 1880 году он стал почётным гражданином Феодосии. Картинная галерея и могила художника у древнего армянского храма и поныне остаются в числе главных достопримечательностей города.

Живя в Феодосии, Айвазовский заботился о благе её жителей и о развитии края, как о самом важном

Слайд 26В сороковых годах связь Айвазовского с русским военным флотом ещё более

укрепилась. Глубокое уважение к нему флотских военачальников порой принимало формы поистине беспредельные. Так было в 1846 году, когда Айвазовский праздновал десятилетие творческой деятельности. Приветствовать пришла эскадра боевых кораблей, которую привёл из Севастополя адмирал Корнилов.
В сороковых годах связь Айвазовского с русским военным флотом ещё более укрепилась. Глубокое уважение к нему флотских

Слайд 27Чесменский бой. 1848.
1846-1848 годах Айвазовский пишет несколько выдающихся полотен на сюжеты морских

сражений, возрождая славное прошлое русского флота. Картины очень разнообразны, в них нет и намёка на композиционный шаблон, зато чувствуется романтический порыв и взволнованность.

Эти свойства таланта Айвазовского, как и его стремление к световым эффектам, особенно проявились в картине ночного Чесменского сражения, преисполненной драматизма, несмотря на внешнюю неподвижность стоящих в боевых линиях кораблей.

Зрелище сплошного пожара подожжённого русским брандером и гибнущего турецкого флота необыкновенно эффектно. Отсветы пламени на облаках спорят с сиянием выглянувшей из-за туч луны, клубы дыма перемешаны с облаками. Багровое и чёрное смешалось в общей тревожной гамме.

Чесменский бой. 1848.1846-1848 годах Айвазовский пишет несколько выдающихся полотен на сюжеты морских сражений, возрождая славное прошлое русского

Слайд 28Бой в Хиопском проливе. 1848.
В иной тональности решена полная внутреннего напряжения

картина «Бой в Хиопском проливе». Художник великолепно показал глубину пространства, чередуя силуэты ближних и дальних кораблей.
Бой в Хиопском проливе. 1848. В иной тональности решена полная внутреннего напряжения картина «Бой в Хиопском проливе».

Слайд 29Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими линейными кораблями встречается с

русской эскадрой. 1848.

В третьей, написанной тогда же картине «Бриг Меркурий» бой уже позади. Небольшой корабль с изорванными парусами после подвига, совершённого командой, как бы, отдыхая, плывёт навстречу показавшейся на горизонте эскадре.

Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими линейными кораблями встречается с русской эскадрой. 1848. В третьей, написанной

Слайд 30Девятый вал. 1850.
К пятидесятым годам романтические черты в творчестве Айвазовского чувствуются

всё сильнее. Это проявилось особенно ярко в одной из наиболее известных картин - «Девятый вал». Громады волн вот-вот обрушатся на людей, потерпевших кораблекрушение. Великолепно передано непрестанное, неотвратимое и грозное движение стихии. Волны катятся, вздымаются и с силой рушатся. Непрерывное движение облаков и клочьев пены усиливает впечатление всё сметающего урагана. А люди на обломке мачты всё-таки продолжают бороться за жизнь.
Девятый вал. 1850.К пятидесятым годам романтические черты в творчестве Айвазовского чувствуются всё сильнее. Это проявилось особенно ярко

Слайд 31Девятый вал. 1850.
Только что взошедшее солнце пронизало лучами мечущийся хаос воды

и тумана, и надежда на спасение стала чуть больше. Трагическое в картине отодвинуто, приглушено её красочной эффектностью. Ужас шторма воспринимается логически, а чувство покорено его красотой.

Девятый вал. 1850.Только что взошедшее солнце пронизало лучами мечущийся хаос воды и тумана, и надежда на спасение

Слайд 32Девятый вал. 1850.
Это типично для Айвазовского. Но так ведь было и

в знаменитой картине Брюллова. «Последний день Помпеи» и «Девятый вал», хотя и отстоят по времени на семнадцать лет, различны по жанру, по значению в истории искусства, тем не менее, находятся в одном стилистическом ряду и знаменуют собой взлёт романтического направления как в русском искусстве в целом, так и в творчестве обоих авторов.
Девятый вал. 1850.Это типично для Айвазовского. Но так ведь было и в знаменитой картине Брюллова. «Последний день

Слайд 33На острове Крит. 1867.
Шестидесятые годы в творчестве Айвазовского ознаменовались рождением ещё

одной темы, уже давно близкой ему. В 1867 году на острове Крит началось восстание греков против ига Турции. Айвазовский, с детства воспитанный на сочувствии освободительной борьбе Греции, встрепенулся душой. Он многое сделал, чтобы материально помочь восставшим, тогда же написал картину «На острове Крит», изобразив драматический момент прощания повстанцев с женщинами и стариками, которых вывозили на русском судне.

Природа как бы отвечает чувствам людей. Безоблачное светлое небо над морем, а над островом сгущаются тревожные тучи, омрачающие долины и ущелья, сгибаются под порывами ветра деревья: быть буре. Эта картина написана пятидесятилетним художником накануне важного перелома в его творчестве, происшедшего в начале семидесятых годов

На острове Крит. 1867.Шестидесятые годы в творчестве Айвазовского ознаменовались рождением ещё одной темы, уже давно близкой ему.

Слайд 34Семидесятые - девяностые годы для русского искусства были порой расцвета реализма

во всех жанрах. Именно в этом тридцатилетии созданы лучшие картины передвижников, во всей значительности раскрылись имена Репина, Крамского, Сурикова, Шишкина, Левитана. По-новому проявилось в те годы и дарование Айвазовского.
Семидесятые - девяностые годы для русского искусства были порой расцвета реализма во всех жанрах. Именно в этом

Слайд 35Радуга. 1873.
Всё более побеждало в его творчестве реалистическое видение

мира, вытесняя излишнюю цветистость, слащавую картинность ранних произведений. Романтическая напряжённость не исчезает, но приобретает более строгий, сдержанный характер. Уже в «Радуге» (1873) заметен новый принцип цветового построения, новая тональность.
Радуга. 1873. Всё более побеждало в его творчестве реалистическое видение мира, вытесняя излишнюю цветистость, слащавую картинность ранних

Слайд 36Радуга. 1873.
Интенсивная расцвеченность исчезла и уступила место более сдержанному и

тонкому решению. Художник как бы взглянул на знакомое ему море проникновеннее и строже. Волны, насыщенный влагой воздух написаны реальнее, ближе к действительности.

Радуга. 1873. Интенсивная расцвеченность исчезла и уступила место более сдержанному и тонкому решению. Художник как бы взглянул

Слайд 37Чёрное море. 1881.
Высшим достижением творчества Айвазовского этого периода стала картина

«Чёрное море» (1881). Это обобщённый образ морской стихии в её обычной, вечно сущей жизни.
Чёрное море. 1881. Высшим достижением творчества Айвазовского этого периода стала картина «Чёрное море» (1881). Это обобщённый образ

Слайд 38Айвазовский сохранил работоспособность, энергию, светлый творческий ум до последнего дня жизни.

Им написано более шести тысяч картин, помимо множества мастерски выполненных рисунков. Многие его работы остались в истории искусства как произведения весьма значительные, а порой и совершенно исключительные. Крамской назвал Айвазовского звездой первой величины и при этом определил место живописца среди наиболее примечательных явлений русского искусства.
Айвазовский сохранил работоспособность, энергию, светлый творческий ум до последнего дня жизни. Им написано более шести тысяч картин,

Слайд 39Судьба была благосклонна к художнику, обладавшему ясным умом и богатой душой.

Всю жизнь он работал в той обстановке, которую считал для себя наиболее благоприятной, получил при жизни все заслуженные официальные почести, завоевал искреннюю и горячую любовь сограждан и всеобщее признание своего таланта. Умер Айвазовский 19 апреля (2мая) 1900 года, на пороге XXвека, не успев завершить начатой им в этот день новой картины. И как бы далеко ни ушло вперёд русское искусство, имя Айвазовского навсегда останется одним из славнейших имён в его истории

Судьба была благосклонна к художнику, обладавшему ясным умом и богатой душой. Всю жизнь он работал в той

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть