Слайд 2Древний Египет – это, в первую очередь, пирамиды. Эти сооружения, где подлинное
искусство сочетается с тонким научным расчетом, поражают воображение до сих пор. Больше всего пирамид в Гизе.
Слайд 3В конце 4 тыс. до н.э., в то время когда Европа
жила в каменном веке, в Северной Африке, в долине Нила уже созревала высокоразвитая цивилизация.
Слайд 4Верования египтян и их отражение в искусстве
В первую
очередь в искусстве Древнего Египта отразилась забота древних египтян о вечной жизни и потустороннем мире. Это – гробницы, саркофаги, заупокойные и ритуальные статуи.
Древние египтяне верили, что для благополучного существования духовного человека в загробном мире необходима сохранность его «материальной оболочки». Отсюда капитальные каменные сооружения - гробницы и появление портретных статуй покойного и его приближенных (заместитель мумии).
Слайд 5Многое делалось для благостной вечной жизни в потустороннем мире.
Древние египтяне, как
и многие люди в давние эпохи, и в наше время, верили в то, что у человека есть душа, которая покидает его тело после смерти. Они считали, что душа после смерти летает между двумя мирами – земным и потусторонним. Чтобы душа могла свободно выходить из могилы и затем туда возвращаться, в стене надземной части гробницы устраивался символический выход в виде слегка заглубленной ниши.
Слайд 6Культ фараона
Еще одна важная составляющая египетского искусства: культ
фараона – богоравного властителя Египта. Это было необходимо для укрепления власти и единства государства. В искусстве культ фараона отразился в грандиозной монументальности архитектуры и создании многочисленных статуй, колоссов, сфинксов, рельефов и росписей.
Маска фараона Тутанхамона
Слайд 7Архитектура
Помимо жилых помещений,
египтяне строили гробницы, храмы, дворцы.
Более всего известны гробницы – «дома вечности». В гробницы помещали саркофаг с мумией, так как считали, что тело надо сохранить для продолжения жизни души в загробном мире. Стены погребальной камеры покрывались надписями, содержащими магические формулы и заклинания. Это должно было помочь, как считали египтяне, переправиться фараону в мир иной.
Живопись и скульптура должны были сопровождать душу в иной мир. Египтяне верили, что все изображенное на стенах гробницы оживет в загробном мире.
Пирамиды– гробницы фараонов.
Слайд 8Гробница Тутанхамона в Луксоре –
величайшее археологическое открытие ХХ века. Она
таит в себе еще немало секретов.
Слайд 9Пирамида Хеопса
Её также называют пирамидой Хуфу, или просто Великой пирамидой.
Начало строительства: 2584 г. до н.э.
Слайд 10Ученые никак не могут прийти к согласию относительно того, как строились
пирамиды - тянулись ли блоки, или катились, или вообще везлись. Греки полагали, что использовался рабский труд миллионов египтян, в то время как современные исследования доказали, что на строительстве работали несколько десятков тысяч квалифицированных рабочих, разделенных на бригады согласно их квалификации и навыкам.
Вход в пирамиду Хеопса.
Слайд 11 Пирамида Хефрена (точнее – Хафры) — вторая по
величине древнеегипетская пирамида. Расположена рядом с Великим Сфинском, а также Хеопса (Хуфу) и Микерина в Гизе. Построена в сер. XXVI в. до н. э. Сооружение имеет площадь 215,3 × 215,3 м и высоту 143,9 м) .
Пирамида Хафры и великий сфинкс на плато в Гизе
Слайд 12Основные особенности искусства Древнего Египта
Египетская цивилизация явилась создательницей:
- великолепной монументальной каменной
архитектуры
- скульптурного портрета, замечательного своей реалистической правдивостью
- прекрасных изделий художественного ремесла.
Слайд 13Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям в искусстве и
соблюдение определенных канонов.
Слайд 14В искусстве Древнего Египта сохранялся ряд условностей, восходящих ещё к первобытному
искусству и ставших каноническими:
- изображение предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой);
- изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев);
- сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах. Например, птица изображалась в профиль, а хвост сверху.
Слайд 15Сочетание разных ракурсов использовалось и при изображении фигуры человека: голова в
профиль,
глаз в фас, плечи в фас, руки и ноги - в профиль.
Слайд 16Скульптура
В Древнем Египте ваятель назывался «санх», что
значит «творящий жизнь». Воссоздавая образ умершего, он как бы воссоздавал двойника на случай, если мумия истлеет.
Египетское искусство воссоздавалось во славу царей и идей божественности фараона. Важно, что оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон – «бог благой», согласно его официальному титулу.
Слайд 17Особенности скульптуры
В эпоху Древнего царства сложились основные черты скульптуры:
-
симметрия и фронтальность в построении фигур
- четкость и спокойствие поз.
- геометризм и обобщенность формы.
- обязательное сохранение портретных черт.
Изображение фигуры целиком:
1. стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения в вечности.
2. Сидящей на кубообразном троне.
3. В позе «писца» со скрещенными ногами на земле.
Слайд 18Фараон Хефрен и фараон Микерин в сопровождении богинь (Древнее царство)
Слайд 19Памятники Нового царства – Храм царицы Хатшепсут
Слайд 20Храм царицы Хатшепсут - 1500 г. до н.э.
Все части храма
расположены по горизонтальной оси. Три террасы возвышаются одна над другой. Чередующиеся горизонтали олицетворяют бесконечность или вечность. На террасах помещались водоемы, густо обсаженные деревьями. Залы храма высечены в скале.
Слайд 21Луксор. Колонный зал Аменхотепа III
Слайд 22Аменхотеп III был одним из величайших фараонов-строителей, которых когда-либо знал Египет.
Возле
развалин его заупокойного храма в 1830 году была раскопана аллея из сфинксов, изваянных из розового асуанского гранита. Два из них в 1835 году были перевезены в в Санкт-Петербург и поныне стоят на Университетской набережной напротив Академии художеств.
Слайд 23Искусство середины Нового царства Время правления Аменхотепа IV (Эхнатона)
Неферти́ти — «главная
супруга» древнеегипетского фараона Эхнатона. В 1912 году германским археологом Людвигом Борхардтом был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры.
Бюст был тайно перевезен в Германию, где он ныне и хранится.
Слайд 24Выводы:
Основные черты искусства Древнего Египта: каноничность, символичность,
геометричность, массивность, сочетание стилизации и натуралистичности в одном изображении, устойчивость традиций и др.
Древнее царство – создание единой державы, искусство выражало прежде всего мощь государства и непостижимость обожествляемой власти.
Среднее царство – колебание устоев, переоценка ценностей.
Новое царство – период расцвета, торжество египетской мощи.