Слайд 1
Античные сюжеты
в русской и зарубежной живописи 19 века
Карл Брюллов. Нарцисс
Очирова
Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы, МХК
МАОУ СОШ №49 г. Улан-Удэ, Бурятия
Слайд 2Примечание
Античность, термин, восходящий к лат. antiquitas - древность, старина; в широком смысле
слова он вполне равнозначен русскому «древность», либо - в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции и Древнему Риму.
Античность во все времена вдохновляла людей искусства. В разные эпохи античность оказывала воздействие на другие культуры. Античное наследие живо всегда, но лишь начиная с эпохи Возрождения оно было осознано как образец, мерило, своего рода точка отсчета. При сохранившемся в ней стремлении к прочным опорам, «вечным истинам» она на протяжении нескольких веков черпала из неиссякаемого источника классического искусства с его завершенностью, уравновешенностью, гармонией.
Античная мифология служила и служит благодатным источником художественных образов для искусства прошлого и современного. Миф стоит у истоков искусства. Через эпические сказания и литературные произведения миф становится основой для живописных и скульптурных творений.
Я в своей работе попыталась проследить за античными сюжетами в живописи.
Слайд 3
Афродита, богиня любви, наказала Нарцисса... любовью к самому себе! Юноша наклонился
к водной глади, чтобы напиться , и застыл, пораженный своей красотой. Так и не смог отвести глаз от своего отражения - забыл обо всем на свете, перестал есть и пить - только смотрел и смотрел на дивный лик в зеркале вод. И так сильно было его безответное чувство, что прекрасный юноша зачах. Но боги не смогли позволить такой красоте исчезнуть с лица земли и обратили несчастного в дивный цветок, нарцисс.
Слайд 4Зарубежная живопись
Адольф Виллиам Бугро - французский живописец, крупнейший представитель салонной академической
живописи. (1825-1905)
В. Бугро родился в 1825 году в г. Ла-Рошель. Он изучал живопись в Королевской школе изящных искусств. По окончании школы получил главный приз - поездку в Италию. По возвращении из Рима некоторое время занимался росписью фресок в стиле итальянского Возрождения в домах французских буржуа. Собрав необходимый капитал, окончательно посвятил себя любимому делу - академической живописи. Его картины на исторические, мифологические, библейские и аллегорические сюжеты были композиционно тщательно выстроены и кропотливо выписаны, вплоть до мельчайших деталей. За свою жизнь Виллиам Бугро написал 826 картин.
Слайд 5Адольф Бугро
«Танец» 1850
Рождение Венеры
Слайд 6
Французский художник Гюстав Моро родился в 1826 г. В 1857–1859 гг.
художник посетил Италию, где большое впечатление на него произвело искусство мастеров болонской школы. Моро подолгу копировал произведения итальянских художников, что не могло в какой-то мере не отразиться на его стиле. В то же время яркий колорит картин Моро, глубокий драматизм и живость образов идут от искусства Т. Шассерио и Э. Делакруа, а изысканность линий и ясность композиционного строя — от живописи Ж. О. Д. Энгра.
Моро использовал для своих картин мифологические и библейские сюжеты (акварель «Ночь»; «Гесиод и Муза», 1891). Нередко в его живописи появляются необычные образы, навеянные античными легендами или восточными сказаниями («Химеры», 1884).
Гюстав Моро
Слайд 7Гюстав Моро
«Гесиод и Муза» 1891
«Ночь» 1880
Слайд 8Жак Луи Давид
Французский художник, основоположник французского неоклассицизма. Стремясь получить хорошее профессиональное
образование, в 1756 году Давид записывается в ученики Королевской Академии живописи и скульптуры и начинает заниматься у одного из ведущих мастеров исторической живописи раннего неоклассицизма Жозефа Мари Вьена. Педагогическая система последнего была основана на изучении античного искусства, Рафаэля, Микеланджело, требовании достижения в живописи "правды" и "величия". Вьен несколько лет провёл в Италии, был увлечен античностью, прославился изображениями очаровательных "гречанок" в духе образов живописи Геркуланума и Помпеи.
Слайд 9 «Леонид при Фермопилах» 1814
Жак Луи Давид
Слайд 10Русская живопись
Брюллов Карл Павлович (1799—1852), русский художник. В
1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; "Вирсавия", 1832, ТТГ); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика.
Слайд 11Карл Брюллов
«Последний день Помпеи» 1833
Слайд 12Первый свой успех художник переживает в восемнадцать лет за картину "Приам,
испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" (1824, ГТГ) ему присуждают Малую золотую медаль.
Сюжет заимствован из "Илиады" Гомера. Царь побежденной греками Трои, старый Приам с помощью бога Гермеса проникает в лагерь греков и предлагает их предводителю Ахиллу выкуп за тело своего сына Гектора, погибшего в поединке с Ахиллом. В глубине изображены соратники Ахилла, на первом плане – кадуцей, жезл Гермеса, знак его незримого присутствия.
Иванов создал картину, следуя правилами классицизма, но выбрал наиболее эмоциональный момент. Он стремится наполнить живым чувством широко известный античный сюжет. Подобное решение художника согласуется с романтическими веяниями времени.
Александр Иванов
Слайд 13В 1830 году А.А. Иванов едет в Италию, посещает Австрию и
Германию. В 1831-1858 годах он постоянно жил в Италии. Изучение античных памятников и живописи великих мастеров нашло отражение в его картине "Апполон, Гиацинт и Кипарис" (1831-1834, ГТГ).
Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением 1832г.
Александр Иванов
Слайд 14Александр Иванов
Портрет Виттории
Кальдони-Лапченко
1830г, холст, масло
Шел 1830 год. Александр Иванов и
Григорий Лапченко, два молодых русских художника, ехали в Италию. Позади осталась родина, Академия художеств, властно формировавшая их вкусы, учившая стремиться к совершенному. И оставил портрет прекрасной итальянской девушки Виттории Кальдони. В нем, как в капле утренней росы,отразилось искусство Александра Иванова: нежность его сердца, бесконечное преклонение перед красотой человека, жажда свободы и счастья...
Слайд 15Лапченко Г. И.
Сусанна и старцы.
Григорий Лапченко объявил Иванову, что Виттория
— его суженая.
Солнце, Виттория, Италия, свобода слились для него в одно целое.
Лапченко пишет картину «Сусанна и старцы» — Виттория позирует ему для Сусанны. Повторяется вечная сцена: художник преображает любимую женщину в художественный образ. Но счастье было коротким: художник ослеп.
«Не следуй примеру Лапченко,— пишет сестра Александру Иванову из Петербурга,— итальянки вскружили голову ему своими прелестями. Бог наказал его, лишив зрения».
Слайд 16Лапченко Г.И. (1796-1876)
Купальщица
Начало 1830-х г, ГТГ
По канонам греческой красоты прекрасное лицо
сочетало прямой нос, большие глаза; расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот в полтора раза больше глаза. Большие выпуклые глаза подчеркивались округлой линией бровей. Красоту лица определяли прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб, обрамленный завитками волос с прямым пробором. Греческий профиль — одна из важнейших характеристик красоты того периода, до сих пор является синонимом совершенства.
Слайд 17Жером Жан-Леон
Автопортрет
Французский живописец и скульптор. Ученик Делароша, которого он сопровождал
в Италию (1844), Жером был страстным поклонником античности, вдохновившей его на создание энгристских произведений. И в дальнейшем античность, наряду с историей Людовика XIV и Наполеона, давала сюжеты его иллюстративным по своему характеру работам. Он много путешествовал и был покорен колоритной экзотикой костюмов и пейзажей; арабские наездники и одалиски стали его излюбленными темами.
Слайд 19Пигмалион и Галатея
Рождение Венеры
Жером Жан-Леон
Слайд 20Жером Жан-Леон
Диоген 1860 г., Галерея Уолтера, Балтимор
Слайд 21Жерар Франсуа
Амур и Психея, или Психея, получающая первый поцелуй любви.
Рим,
1770 — Париж, 1837
Приобретена Лувром в 1822 г.
Французский живописец и литограф. Учился в парижском "Королевском пансионе«. С 1814 "первый живописец короля".
В творчестве Жерара французский классицизм утрачивает свой революционный дух и художественную значимость. Жерар выполнял картины на исторические и мифологические сюжеты, в которых живописный язык классицизма пытался применить к романтическим темам.
Слайд 22Русский и польский живописец, представитель поздней академической живописи, мастер стиля "неогрек",
автор эффектных картин на сюжеты из античности и раннего христианства. Учился в АХ. Жил и работал преимущественно в Риме.
Семирадский Генрих
(1843-1902)
Слайд 23Цыдыпова Саяна, Улан-Удэ, Бурятия
Фрина в живописи…
В основе идеала красоты лежит гармония
духа и тела. Известна история известной греческой гетеры Фрины. Фрина была натурщицей для многих знаменитых статуй богинь красоты. Пракситель запечатлел ее образ в знаменитой Афродите Книдской, а придворный художник Александра Македонского Апеллес в Афродите Анадиомены. На суде Фрине хотели вынести смертный приговор за то, что она развращала мужчин и богохульствовала. Её адвокат выбрал необычный способ защиты – он сдернул с девушки одежду. Судьи, увидев столь прекрасное тело, посчитали, что в нем просто не может жить порочный дух и оправдали её.
Слайд 24«Фрина перед ареопагом», Ж.-Л. Жером 1861
Слайд 25Цыдыпова Саяна, Улан-Удэ, Бурятия
Уильям Тёрнер
Фрина в образе Венеры
направляется в публичные
бани,1838
Слайд 26Генрих Семирадский «Фрина на празднике Посейдона»