Слайд 1Брейн- ринг
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
8 ПРОТИВ 8
Слайд 2 Сегодня мы рассмотрим несколько вопросов ,которые связаны с математикой.
Чтобы ответить на них нужны и математические знания, и общий кругозор, и умение логически мыслить. Вы узнаете то, о чём может и не знали, поэтому время, проведённое вместе с нами не будет для вас бесполезным. Победителей ждёт приз.
Слайд 3Какой город России назван «в честь» знака математической операции?
(Минусинск, Красноярский
край.)
Что отличает один поезд от другого с точки зрения математика?
(Номер.)
Какую формулу прославили Фанхио, Лауда, Сенна, Прост, Шумахер?
(Автогонки «Формула–1».)
Какие мужские имена имеют «математическое» происхождение?
(Константин, от латинского слова «constant» – стойкий, постоянный. Максим, от латинского слова «maximus» – самый большой, величайший.)
Какое число можно найти в каждом автомобильном бензобаке?
(Октановое число)
Какой математический знак напоминает движение губ верблюда, когда он жует жвачку?
(Знак бесконечности. Чтобы в этом убедиться, сходите в зоопарк.)
Слайд 5Диалог в хозяйственном магазине:
- Сколько стоит один? - спросил посетитель.
- 10
рублей, - ответил продавец.
- А двенадцать?
- 20 рублей.
- Хорошо. Дайте мне пятьсот двенадцать.
- С вас 30 рублей.
О чем идет речь?
Слайд 7 Кто из выдающихся русских писателей
XIX
века окончил
физико-математический факультет?
Слайд 8А.С.Грибоедов
Грибоедов Александр Сергеевич (1795 - 1829), драматург, поэт.
Родился 4
января в Москве в семье офицера русской гвардии, дворянина. Получил разностороннее домашнее образование. Семи лет отдан в Московский университетский пансион. Одиннадцати лет Грибоедов - студент Московского университета. Окончив словесное отделение философского факультета, он поступил на юридическое отделение и получи. второй диплом - кандидата прав. В 1810 учится в естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи.
Слайд 9 Кто из великих русских писателей
занимался составлением
арифметических задач?
Слайд 10
Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам
и думает:
"Вот дай унесу мешок огурцов, продам; на эти деньги курочку куплю. Нанесет мне курица яиц, сядет наведочкой, выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят, продам, куплю поросеночка - свинку; напоросит мне свинка поросят. Продам поросят, куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю жеребят, продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам-то пойду сторонкой да крикну: "Эй вы, караульте крепче!"
Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку.
Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.
Мужик и огурцы
Сказки Толстого Льва Николаевича
Слайд 11 Задача Льва Толстого
Задачка для второго класса церковноприходской
школы. Сейчас ее правильно могут решить только 30% старшеклассников и только 20% студентов ВУЗов. ЗАДАЧА
Продавец продает шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдает 10+10+5. Продавец отдает шапку и сдачу в 15 руб. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать? Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.
ВОПРОС: КАКОВ УБЫТОК ПРОДАВЦА?
Слайд 12 Ответ: рассуждаем: соседка осталась при своих деньгах (25р отдала на
размен, потом 25р забрала у торговца), т.е. ее можно не учитывать. Покупатель ушел с 15р сдачи и шапкой за 10р, т.е. убыток торговца составил как раз 25р (15р сдачи + 10р шапка)
Слайд 13
Считается, что ОН первым сформулировал
и доказал несколько геометрических теорем, а именно:
вертикальные углы равны;
имеет место равенство треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам;
углы при основании равнобедренного треугольника равны;
диаметр делит круг пополам;
вписанный угол, опирающийся на диаметр, является прямым.
Это ОН научился определять расстояние от берега до корабля, для чего использовал подобие треугольников. В основе этого способа лежит теорема, названная впоследствии ЕГО именем : если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.
Легенда рассказывает о том, что ОН, будучи в Египте, поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.
Назовите его имя
Слайд 14Показательны истории, связанные со славой и именем Фалеса.
Однажды гружённый солью мул,
переходя вброд речку, внезапно поскользнулся. Содержимое тюков растворилось, а животное, поднявшись налегке, сообразило в чём дело, и с тех пор при переправе мул намеренно окунал мешки в воду, наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками. Гружёный ими мул попытался проделать старый трюк, но добился обратного результата: поклажа стала значительно тяжелее. Говорят, что впредь он переходил реку так осторожно, что ни разу не замочил груз даже нечаянно
· Всегда и у всех учись лучшему.
· Что легко? - Давать советы другим.
· Многословие еще не залог разумения.
· Все страдания человека - от невежества.
· В себе ищи недостатки, а в людях - заслуги.
· Мудрее всего - время, ибо оно раскрывает все.
· Человека, клевещущего на других, изгоняй из дома.
· Надо не с виду быть хорошим, а характером пригожим.
· Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума - в знании.
· Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях.
· Думая о плохом, получите плохое, думая о хорошем - получите хорошее.
· О друзьях должно помнить не только в присутствии их, но и в отсутствие.
· Что самое общее для всех? Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть.
Афоризмы от Фалеса
Слайд 15 С теоремами Фалеса, в частности его умением установить высоту пирамиды, были
знакомы герои одного приключенческого романа. Назовите этот роман, автора и тему из раздела геометрии, которую использовали в своей жизни герои романа.
Слайд 16В 1865году четверо мужчин и один мальчик попадают на заброшенный в
Тихом океане необитаемый остров. Благодаря знаниям своего руководителя Сайреса Смита и благодаря своему собственному уму герои романа Ж.Верна сумели поставить себе на службу животных, растения и минералы острова.Но для этого нужно было знать координаты острова.Чтобы их вычислить,нужно определить высоту острова над уровнем моря.А как это сделать,не имея под рукой никаких измерительных приборов?
Чтобы узнать это прочитайте главу 14 романа «Таинственный остров»и вы узнаете как с помощью подобных треугольников колонисты запросто справились с этой задачей!
Слайд 17 Первыми из множества чисел были натуральные числа – числа
для счёта предметов. Интересно, что разные народы, жившие в отдалённых друг от друга странах и в разные времена, изобретали для записи первых чисел собственные, но всё же чем-то сходные с другими записи чисел. Например, в Египте первые числа изображали вертикальными черточками, а в Китае – горизонтальными, в Америке – точками, а в Вавилоне – клинышками на глиняных пластинках.
Вопрос: Запишите самое маленькое натуральное число, используя все цифры, и хотя бы одно действие.
Слайд 19 У Пифагора было много учеников, которых он обучал в
течение 15 лет. Первые пять лет они должны были молчать: это приучало их к сосредоточенности. Вторые пять лет ученики могли только слушать речи учителя, но не видеть его: Пифагор говорил с ними ночью и из-за занавеси. И только последние пять лет ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу.
Вопрос:
Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?
Вот сколько, - ответил философ.- Половина изучает математику, четверть – музыку. Седьмая часть пребывает в молчании, и, кроме того, есть ещё три женщины.
Задание командам от Пифагора
Сочтите же, сколько у меня учеников.
Слайд 20Школу посещали 28 человек; из них математикой занимались 14,
музыкой – 7,
находились в молчании 4 человека и 3 женщины.
[x - (1/2)x - (1/4)x - (1/7)x = 3, x = 28]
Слайд 21 От какого латинского слова произошло слово “циркуль”?
Слайд 22 Многими словами мы обязаны латыни. Первоначальный смысл слова циркуль (circulus)
— «круг, окружность» — объясняет назначение инструмента для вычерчивания окружности
Слайд 23 Рене Декарт в 1637 году предложил метод координат. Это
вы сейчас с его лёгкой руки строите параболы на координатной плоскости…
Каким его изобретением мы пользуемся сейчас, посещая театры?
Рене Декард, француз(1596–1650)
Слайд 25
Как называли нуль до XVII века?
Слайд 260 (ноль, нуль от лат. nullus — никакой)
В Европе долгое время нуль
считался условным символом и не признавался числом; даже в XVII веке Валлис писал: «Нуль не есть число». В арифметических трудах отрицательное число истолковывалось как долг, а ноль — как ситуация полного разорения. «НИЧЕГО». Полному уравнению его в правах с другими числами особенно способствовали труды Леонарда Эйлера.
Памятник нулю находится в центре города Будапешт (Венгрия). От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии.