Слайд 1урок открытия новых знаний.
«СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ.
Среднее значение величины»
5
К
Л
А
С
С
Слайд 2 Я.А.Коменский.
“Считай несчастным тот день
или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию”.
Слайд 3Цели урока
Образовательные:
ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения;
научить решать
задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
отрабатывать навыки действий с десятичными дробями;
развивать умение составлять задачи, используя цифровые данные из жизни.
Развивающие:
содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
способствовать развитию познавательного интереса;
развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
способствовать формированию правильной математической речи;
создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Воспитательные:
содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания в жизни.
Слайд 4Актуализация опорных знаний
Часто мы и в жизни слышим фразы со
словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д.
Как вы понимаете эти выражения?
В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы
познакомимся с одним из этих
понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется.
Слайд 5Актуализация опорных знаний
Что могут означать выражения из ленты новостей ?
Как бы
вы объяснили?
Средний возраст футболистов.
Среднее число туристов.
Среднемесячная температура.
Среднее число продаж.
Среднесуточная температура.
Средний рост.
Средняя производительность.
Слайд 6Изучение нового материала
Оля, Саша, Катя и Игорь пошли в кинотеатр.
После просмотра фильма они решили съесть конфеты. У Оли было 4 конфеты, у Саши-5, у Кати-3, у Игоря-4. Все конфеты ребята сложили и разделили поровну. Сколько конфет съел каждый?
Как вы ответили на вопрос ?
Делаем вывод.
Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на количество слагаемых.
Слайд 7Задание № 1
Найдите среднее арифметическое чисел 4 и 12. Изобразите
на координатном луче числа 4 и 12 и их среднее арифметическое.
Сделайте вывод.
Слайд 8Решение Задания № 1
Найдем среднее арифметическое чисел 4 и 12 :
( 4 + 12) : 2 = 16 : 2 = 8.
2. Отметим на координатном луче точки, соответствующие числам 4, 8 и 12.
А С В
4 8 12
Вывод :
точка С(8) является серединой
отрезка АВ.
Слайд 9Блиц - опрос
Что такое средние величины ?
Какое число называют средним
арифметическим нескольких чисел ?
Что нужно знать, чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел ?
Как найти среднее арифметическое нескольких чисел ?
Может ли среднее арифметическое быть дробным числом ?
Для чего используют среднее арифметическое ?
Слайд 10Закрепление изученного материала
ЗАДАНИЕ № 2.
Найдите среднее арифметическое чисел 30,6 и
32,8.
ЗАДАНИЕ № 3.
Найдите среднее арифметическое чисел 10,2 ; 11,4 и 9,9.
ЗАДАНИЕ № 4.
Массы трех овец были такими: 37,6 кг ; 34,9 кг и 38,1 кг. Вычислите среднюю массу овцы.
ЗАДАНИЕ № 5.
Средним арифметическим чисел Х и 15,9
является число 16,05.
Найдите число Х.
Слайд 11Задание № 6
Первую деталь рабочий выточил за 1,1 ч, вторую
– за 0,9 ч, третью – за 1,3 ч, четвертую – за 1, 5ч. За какое время, в среднем, рабочий вытачивал одну деталь ?
Решение :
( 1,1 + 0,9 + 1,3 + 1,5) : 4=1,2(часа)
Ответ : за 1,2 часа, в среднем, рабочий вытачивал одну деталь.
Слайд 12Задание № 7
Поезд ехал 4 часа со скоростью 64 км/ч
и 5 час. со скоростью 53,2 км/ч. Найдите среднюю скорость на протяжении всего пути.
Решение :
( 64 ·4 + 53,2 · 5) : (4 + 5) =
(256 + 266) : 9 = 522 : 9 = 58 (км/ч)
– средняя скорость поезда Ответ : 58 км/ч.
Слайд 13Задание № 7
Автомобиль ехал 3,4 ч по шоссе со скоростью 90
км/ч и 1,6 ч. по грунтовой дороге со скоростью 75 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля.
Решение :
1) 90·3,4 = 306 (км)- расстояние, пройденное автомобилем по шоссе;
2) 75· 1,6 = 120(км)- расстояние, пройденное автомобилем по грунтовой дороге.
3) ( 306 + 120) :( 3,4 + 1,6) = 426 : 5 = 85,2 (км/ч)- средняя скорость автомобиля.
Ответ : 85,2 км/ч.
Слайд 14 Среднее арифметическое нескольких чисел равно сумме этих чисел, деленной на
количество слагаемых в этой сумме.
Например:
среднее арифметическое a и b равно x = (a + b) : 2 ;
среднее арифметическое a, b и c равно x = (a + b + c) : 3 ;
среднее арифметическое a, b, c и d равно
x = a+b+c+d
4
Средняя скорость =
(Весь пройденный путь): (всё время движения).
З А П О М Н И !
Слайд 15 Что нового я узнал на уроке ?
Что я запомнил из
того, что рассказывал учитель ?
Доволен ли я тем, как работал на уроке ?
Достиг ли я поставленной цели урока ?
Р е ф л е к с и я