Презентация, доклад на тему Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе для детей с ЗПР

При подготовке к уроку следует помнить:Тема урока.Тип урока.Основная цель урока.Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.Формы и методы обучения.Оценка учащихся.Анализ урока.Типы уроковУрок изучения нового материала.Урок закрепления знаний.Урок обобщения

Слайд 1Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе для детей с ЗПР Учитель

должен владеть учебным предметом, методами обучения. Урок должен быть воспитывающим и развивающим. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся. На уроке должны осуществляться межпредметные связи. Урок должен быть оснащен: техническими средствами обучения; дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.); Весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока. На уроке должны осуществляться инновационные процессы. Необходимо введение в обучение компьютеров. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим: проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка, при письменных видах работ – зарядка для глаз); Соответствие мебели возрасту детей; Соответствие дидактического материала по размеру и цвету; Соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка; Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой: Оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно ребенку с ОВ; Способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе для детей с ЗПР  Учитель должен владеть учебным предметом,

Слайд 2При подготовке к уроку следует помнить:
Тема урока.
Тип урока.
Основная цель урока.
Задачи урока

(образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
Формы и методы обучения.
Оценка учащихся.
Анализ урока.

Типы уроков
Урок изучения нового материала.
Урок закрепления знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок проверки и оценки знаний.
Комбинированный урок.
Урок-игра.
Урок-экскурсия.
Урок-диалог.

Этапы урока
Организация начала урока.
Проверка домашнего задания.
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Изучение нового материала.
Первичная проверка усвоения знаний.
Закрепление знаний.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль и проверка знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании и выставление оценок.
Наличие того или иного этапа урока зависит от типа урока.
При подготовке к уроку следует помнить:Тема урока.Тип урока.Основная цель урока.Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).Как все этапы урока

Слайд 3

Образовательные задачи:
формировать (формирование) у учащихся представления о …;
выявить (выявлять)…; знакомить, познакомить,

продолжать знакомить…; уточнить…;
расширить…; обобщить…; систематизировать…; дифференцировать…;учить применять
на практике…; учить пользоваться…; тренировать…; проверить….


Коррекционно-развивающие задачи:
корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение
внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая
функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение,
пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая
и монологическая речь) через выполнение…;
коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными
текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
коррекция и развитие зрительных восприятий…;
развитие слухового восприятия…;
коррекция и развитие тактильного восприятия…;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости,
развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза,
выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Образовательные задачи:формировать (формирование) у учащихся представления о …;выявить (выявлять)…; знакомить, познакомить, продолжать знакомить…; уточнить…;расширить…; обобщить…; систематизировать…; дифференцировать…;учить

Слайд 4Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать умение работать в парах, в

команде;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …,
трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)









Методы обучения:
объяснение;
рассказ;
демонстрация;
наблюдение;
работа с книгой;
игра;
упражнение;
лабораторно-практическая работа;
практическая работа;
самостоятельная работа;
применение технических средств обучения;
программированное обучение;
проблемное обучение.

Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений
применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий,
выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за
правильностью выполнения задания.

Воспитательные задачи:воспитывать интерес к учебе, предмету;воспитывать умение работать в парах, в команде;воспитывать самостоятельность;воспитывать нравственные качества (любовь, бережное

Слайд 5Оценивая эффективность проводимого занятия, следует учитывать ряд показателей:

I Оценка основных личностных

качеств педагога
Знание преподавателем учебного предмета и его общая эрудиция.
Уровень педагогического и методического мастерства преподавателя.
Качество его речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность,
а также общая грамотность.
Позиция преподавателя по отношению к учащимся (заинтересованная или
равнодушная) и оптимальность выбранного им стиля руководства, т.е. степень его
тактичности и демократичности в общении с учащимися.
Внешний вид преподавателя, мимика, жесты и культура поведения.

II Оценка основных характеристик и поведения учащихся
Степень познавательной активности учащихся в ходе занятия, степень их творчества
и самостоятельности.
Уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как
совершенствовались на занятии).
Наличие и навык коллективной работы (парной, групповой и т.п.).
Степень организованности, дисциплинированности, заинтересованности и
эмоциональности учащихся.

III Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся
Анализ и оценка эффективности степени реализации основных принципов обучения:
научности, доступности и посильности предлагаемой для усвоения информации.
Актуальность и связь обучения и воспитания с жизнью.
Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала для
учащихся.
Оптимальность объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации
(объема изучаемого нового материала).




Оценивая эффективность проводимого занятия, следует учитывать ряд показателей:I Оценка основных личностных качеств педагогаЗнание преподавателем учебного предмета и

Слайд 6






















IV Оценка способов деятельности преподавателя и учащихся
Рациональность и эффективность использования времени

занятия, а также оптимальность темпа и чередования основных видов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятия.
Наличие, целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО.
Рациональность использованных приемов (методов) и форм работы, их соответствие возрасту и развитию учащихся.
Наличие и эффективность обратной связи со всеми учащимися и в свете этого степень оптимальности сочетания индивидуального, дифференцированного и фронтального подходов к учащимся.
Эффективность контроля за степенью обученности учащихся и уровень требований, на котором производится ее проверка и оценка.
Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.
Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.


V Оценка цели и результата занятия
Степень четкости, лаконичности и конкретности формулировки цели учебного занятия.
Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели в одно и то же время.
Степень обучающего воздействия занятия на развитие учащихся (чему и в какой степени научились).
Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятия).
Степень воздействия проведенного занятия на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию)
IV Оценка способов деятельности преподавателя и учащихсяРациональность и эффективность использования времени занятия, а также оптимальность темпа и

Слайд 7Примерный план урока
Тип урока – комбинированный
Тема урока
Задачи урока:
образовательная;
коррекционно-развивающая;
воспитывающая.
Оборудование урока

1) Организационный этап
Цель

– подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные варианты):
по звонку найти свое место;
взаимное приветствие;
рапорт дежурного, определение отсутствующих;
запись числа;
настрой учащихся на работу, организация внимания;
проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
сообщение темы и цели урока.
2) Проверка домашнего задания
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос с вызовом к доске;
фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
индивидуальный письменный опрос;
уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
практическая работа;
программированный контроль;
проверка тетрадей;
технические средства обучения.
3) Коррекционная минутка
Примерный план урокаТип урока – комбинированныйТема урокаЗадачи урока:образовательная;коррекционно-развивающая;воспитывающая.Оборудование урока1) Организационный этапЦель – подготовка учащихся к работе на

Слайд 8






























4) Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Цель – организовать познавательную деятельность

учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:
загадка;
ребус;
кроссворд;
игра "Четвертый лишний";
словарная работа (связь с новым материалом);
проблемный вопрос.

5) Сообщение нового материала
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:
в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный,
последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и
использования учебника;
вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
чередование беседы и рассказа;
применение ТСО.
4) Подготовка учащихся к усвоению нового материалаЦель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи

Слайд 9





6) Закрепление полученных знаний
Цель – закрепит знания и умения, необходимые для

самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы:
беседа;
работа с учебником;
работа с тетрадью;
практическая работа;
программированные задания;
дидактические игры;
ТСО;
таблицы, схемы, тесты;
самостоятельная работа.


7) Подведение итогов
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
выводы;
вопросы на понимание изученного материала;
разбор и запись домашнего задания;
оценка работы учащихся.
6) Закрепление полученных знанийЦель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу,

Слайд 10Самоанализ урока учителем

Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности).
Осуществление на

уроке индивидуально-дифференцированного подхода в
зависимости от этих особенностей.

Цель и задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитывающие).
Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.
Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе;
обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы
работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач.
Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.
Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).
Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует
способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества
и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения
поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех
отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично)
оценивает собственные действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует
те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели
глаза и лица детей.
Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя
тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным,
естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его
возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в
развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если
выставление оценки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу.
Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать гостям, если это
необходимо, а ни в коем случае не «проглатывать» возможно, несправедливые,
ошибочные оценки.
Самоанализ урока учителемКраткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от

Слайд 11















Учитель должен быть готов к тому, что конспект урока может заинтересовать

кого-то из гостей, и хорошо бы иметь несколько экземпляров конспекта урока, дабы раздать гостям.

При подготовке и проведении открытого урока учителю следует избегать ряда ошибок:
ничем не обоснованное отклонение от конспекта урока и наоборот, неспособность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое, исключив какой-то вид работы;
отсутствие взаимосвязи между этапами урока;
перегруженность урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий
забывание об учениках и демонстрация своей эрудиции;
при проведении урока в необычной форме (урок – КВН, урок – викторина, «Поле чудес» и т.п.) следует не забывать о том, что этот урок не только должен восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих, а, прежде всего, обучать; появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока; недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа: «Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала и надеялась» и т.п.
Учитель должен быть готов к тому, что конспект урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть