Презентация, доклад на тему Развитие логического мышления на уроках математики

Содержание

«МАТЕМАТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ К ЧИСЛУ НАУК, ИМЕЮЩИХ ГРОМАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ УМЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, ДЕЛАТЬ ОБОБЩЕНИЯ».

Слайд 1Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики по ФГОС НОО
учитель

начальных классов
МБОУ «УсолинскаяООШ»
Григорьева Раиса Никандровна

Развитие логического мышления  младших школьников на уроках математики по ФГОС НООучитель начальных классов МБОУ «УсолинскаяООШ»Григорьева Раиса

Слайд 2
«МАТЕМАТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ К ЧИСЛУ НАУК, ИМЕЮЩИХ ГРОМАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ УМЕНИЯ

ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, ДЕЛАТЬ ОБОБЩЕНИЯ».
Н.К. КРУПСКАЯ.
«МАТЕМАТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ К ЧИСЛУ НАУК, ИМЕЮЩИХ ГРОМАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ УМЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, ДЕЛАТЬ ОБОБЩЕНИЯ».

Слайд 3
Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает

формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем?
Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания,

Слайд 4
ПЕРЕД ПЕДАГОГАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОЗНИКЛИ НОВЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА

НЕ ТОЛЬКО ЧИТАТЬ, СЧИТАТЬ И ПИСАТЬ, НО И ПРИВИТЬ ДВЕ ГРУПППЫ НОВЫХ УМЕНИЙ.
Во- первых, это универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Во- вторых, формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий ( сравнение, классификация, обобщение, анализа и др.).
ПЕРЕД ПЕДАГОГАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОЗНИКЛИ НОВЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА НЕ ТОЛЬКО ЧИТАТЬ, СЧИТАТЬ И ПИСАТЬ,

Слайд 5К логическим универсальным действиям относятся:
анализ объектов с целью выделения признаков

(существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно- следственных связей;
построение логической цепочки рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
К логическим универсальным действиям относятся:анализ объектов с целью выделения признаков      (существенных, несущественных);синтез

Слайд 6
Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.
Основные

формы мышления

Что такое мышление?

Суждение

Умозаклю-
чение

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.Основные формы мышления Что такое мышление?СуждениеУмозаклю-чение

Слайд 8

Приёмы формирования логического мышления

Приёмы формирования логического мышления

Слайд 9
Приём сравнения предметов. 
В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими

умениями:
а) выделение признаков; б) установление общих признаков; в) выделение основания для сравнения; г) сопоставление по данному основанию.
Сравнение может идти по качественным характеристикам (цвет, форма), по количественным характеристикам: больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже и т.д.
Этот приём можно использовать на любом этапе урока.

Приём сравнения предметов. В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими умениями:а) выделение признаков; б) установление общих

Слайд 11
Приём анализа и синтеза.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления

образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при решении задач.

Приём анализа и синтеза.Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления образующие его части, выделение в нем

Слайд 12



Классификация .


1.Разбей на группы
по цвету по форме по размеру



2. Найди числа кратные 8 : 15, 18, 24, 36, 42,16, 54, 40, 48, 74, 28, 8, 12, 56, 64, 38,54,32, 54, 81, 72.

3.Разбей на группы числа.

2, 13, 46, 6, 55, 18, 7, 9, 108, 200, 132.

а) чётные в)однозначные д)круглые
б) нечётные г)двузначные е)трёхзначные

Классификация .               1.Разбей

Слайд 13




Приём обобщения.

Умения необходимые для овладения этого приёма:
Относить конкретный объект к

заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать общее понятие через единичные (действие отнесения),
Группировать объект на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения) группировку в уме.
Учащиеся мысленно объединяют предметы и явления в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.
Приём обобщения.Умения необходимые для овладения этого приёма:Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать

Слайд 14 Малыш 2 1 4 3

6 5

Какая фигура лишняя?

Карлсон 9 4 7 11 19 3 8 6

1.Малыш и Карлсон играли в игру: поочерёдно записывали цифры в ряды. Карлсон записывал любые цифры, а Малыш – по одному и тому же принципу.
- Подумай, по какому принципу записывал Малыш цифры, и допиши те, которые он не дописал.










Малыш  2  1  4  3  6  5Какая фигура лишняя?Карлсон

Слайд 15 

Приём классификации. Это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основа обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.


 

Слайд 1636
17
70
20
?
?
9
12
?

1. Вставь число.






2. Продолжи ряд.


0, 15, 30, 45…
3. Помоги заполнить таблицу.



36177020??912?1. Вставь число.

Слайд 17

Закономерность. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения (гипотезы).



Слайд 18 Обобщение 1. Назови, одним словом. 2, 4, 6, 8 _____________________ 1, 3,

5, 7, 9 _____________________ 18, 25, 33 ____________________ 131, 139, 216 ___________________

2. Зачеркни лишнее.



3. Чем похожи числа? Чем отличаются?
41 и 48 84 и 14








Обобщение 1. Назови, одним словом. 2, 4, 6, 8   _____________________ 1, 3, 5, 7,

Слайд 19Организация различных форм работы с логическими задачами

Организация различных форм работы с логическими задачами

Слайд 201. Задачи на смекалку.
2. Задачи-шутки.
3. Числовые  фигуры.
4. Геометрические задачи.
5. Логические

блоки.
6. Графические диктанты.
7. Логические упражнения со словами.
8. Математические игры и фокусы.
9. Кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы.
10. Комбинаторные задачи.
1. Задачи на смекалку.2. Задачи-шутки.3. Числовые  фигуры.4. Геометрические задачи. 5. Логические блоки.6. Графические диктанты.7. Логические упражнения со

Слайд 22Определи, на каких рисунках части фигур складываются в целые?
1
2
3
4
5
6
7
8

Определи, на каких рисунках части фигур складываются в целые? 12345678

Слайд 23Какую из фигурок А–Г нельзя составить из двух деталей, изображенных справа?
а)
б)
в)
г)
Ответ:

Г
Какую из фигурок А–Г нельзя составить из двух деталей, изображенных справа?а)б)в)г)Ответ: Г

Слайд 24Гном Забывалка записал такой пример и не
расставил в подходящих местах

знаки сложения
и вычитания. Исправь ошибки.

12 3 4 5 = 6

+

-

-

Гном Забывалка записал такой пример и не расставил в подходящих местах знаки сложения и вычитания. Исправь ошибки.

Слайд 25Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?
40

км
Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?40 км

Слайд 26У Ивана дома много кактусов. 5 из них не цветут. Сколько


кактусов цветёт?

Нельзя ответить

Исправь ошибки в задаче, чтобы её
можно было решить.

У Ивана дома много кактусов. 5 из них не цветут. Сколько кактусов цветёт?Нельзя ответитьИсправь ошибки в задаче,

Слайд 27
В магазине продают воздушные шары: красные, желтые, зеленые, синие. Какие наборы

можно составить из двух разных шаров? Сколько наборов у тебя получилось?













Комбинаторная задача

В магазине продают воздушные шары: красные, желтые, зеленые, синие. Какие наборы можно составить из двух разных шаров?

Слайд 28








6 наборов

6 наборов

Слайд 29

На подоконнике было 8 зелёных помидоров. Через

3 дня они покраснели. Сколько зелёных помидоров осталось?

5

6

0

Задача на смекалку

На подоконнике было 8 зелёных помидоров. Через 3 дня они покраснели. Сколько зелёных помидоров

Слайд 30Геометрическая задача

Геометрическая задача

Слайд 31Графические диктанты

Графические диктанты

Слайд 32 7
,
,
,
семена
Отгадай ребус.

7 , , , семена Отгадай ребус.

Слайд 33Вывод:
Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
Ребенку интересней мыслить, чем

запоминать.
Вывод:Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.Ребенку интересней мыслить, чем запоминать.

Слайд 34

Найденное в мышлении становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании

ребенка, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент. 
Найденное в мышлении становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании ребенка, тогда как запомненное часто остается

Слайд 35Уроки математики будут способствовать развитию логического мышления младших школьников в процессе

обучения, если

работа по развитию логического мышления младших школьников будет целенаправленной и систематичной с использованием логических задач.

учитель использует различные формы и методы по решению логических задач.

логические задачи подбираются с учетом возрастных особенностей детей.

Уроки математики будут способствовать развитию логического мышления младших школьников в процессе обучения, еслиработа по развитию логического мышления

Слайд 36 «Не мыслям надобно учить, а мыслить»

И. Кант


«Не мыслям надобно учить, а мыслить»

Слайд 37Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть