Слайд 1«Проектно-исследовательская деятельность школьников одна из увлекательных форм внеклассной работы»
Хулугурова Инна Ивановна
учитель математики
МБОУ «Боханская СОШ №1»
п. Бохан, Иркутская область
Слайд 2- Как организовать обучение через желание? ;
-Как активизировать учащегося, стимулируя его
природную любознательность? ;
-Каким методом мотивировать интерес учащихся к самостоятельному приобретению новых знаний?
Слайд 3« Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. »
Э. Кант.
Слайд 4 Цели обучения.
Развить логическое и алгоритмическое мышление.
Создать ситуацию «
погружения» в нетрадиционные задачи.
Выработать навыков устной монологической речи.
Создать ситуацию эффективной групповой учебной деятельности.
Познакомить учащихся с основными приемами научно – исследовательской деятельности
Научить работать с научной литературой, осуществлять поиск необходимой информации.
Прививать навыки публичного выступления
Слайд 5Основные педагогические принципы, обеспечивающие
реализацию программы
1. Учет возрастных и индивидуальных
особенностей каждого ребенка;
2. Доброжелательный психологический климат на занятиях;
3. Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
Подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
Оптимальное сочетание форм деятельности;
Преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
Доступность
Слайд 6 Основной тезис метода проектов
«Все, что я познаю, я знаю, для
чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»
Слайд 7Учебные и научно – исследовательские проекты
Слайд 8Учебный проект
«Школьный коридор»»
Цель: составить смету расходов на покраску панелей в
школьном коридоре, полов в актовом зале, спортивном зале, библиотеке школы
Задание: измерить площадь пола в актовом зале, спортивном зале, библиотеке
рассчитать стоимость затрат на покраску пола.
Слайд 9Учебный проект «Лист из учебника математики»
Слайд 10Учебный проект «Безопасный маршрут»
Цель:
разработка безопасного маршрута движения школьника от дома
до школы
Задание:
1) Разработать кратчайший безопасный маршрут движения от дома до школы
2) Рассчитать длину маршрута, время пребывания в пути, скорость движения .
Слайд 11Научно – исследовательский проект
« Оригами и логика»
Слайд 12Изготовление моделей оригами
на математическом кружке
Слайд 13Для оригами нужны квадратный лист бумаги, умелые руки и терпение.
Слайд 14
Победитель районной научно – практической конференции «Шаг в будущее-2009»
Исаков
Лев
Ученик 5»А» класса
Диплом (2 место)
Сертификат
Тема «Оригами и логика»
Слайд 15Научно исследовательский проект
« Геометрия танграма»
Слайд 16Победитель районной научно – практической конференции «Шаг в будущее-2009» ,
Участник 1Х
региональных интеллектуальных соревнований юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор»
Медведев Алексей
Ученик 6«б» класса
Диплом (2 место)
Сертификат
Свидетельство
Тема «Удивительный квадрат –Танграм»
Слайд 17Российская научно - социальная программа
для детей и молодёжи «Шаг в будущее»
IX
региональные интеллектуальные соревнования юных исследователей
«Шаг в будущее, Юниор»
«Танграм в моей жизни»
Медведев Алексей
Учащийся 6 «б» класса
МОУ «Боханская СОШ №1»
Слайд 19Цель работы:
изучение особенности игры «Танграм» и выявление
её значения в
жизни учащихся.
Слайд 20Задачи:
- научиться составлять фигуры классического танграма;
- научиться составлять фигуры из
танов разной сложности;
- выявить знания учащихся нашей школы об игре танграм
- показать учащимся, как можно применить знания о танграме в своей жизни.
Слайд 21Объект исследования –
учащиеся 5-11 классы школы
Предмет исследования -
изучение практической значимости танграма
Слайд 22Методы исследования:
- изучение и анализ литературы по теме исследования;
- создание
фигур (разными средствами);
- эксперимент среди учащихся школы по изучению связи между умением составлять фигуры из танграма и уровнем пространственного мышления и геометрической интуиции;
- показ практического применения танграма в нашей жизни.
Слайд 23 Реализация проектного метода на практике ведет к изменению позиции
учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на занятиях, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. Хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим.
Слайд 24Задача 1.
научиться составлять фигуры классического танграма
Слайд 26Систематика изучаемого объекта:
Квадрат - плоская фигура
Задача на разрезание
Игрушка – китайская головоломка
Квадрат из 7 танов -
5 треугольников , квадрат, параллелограмм
Танграм – «тань» - «китаец» и «грамма» «линия»
Танграм – « Чи - Чао-Ту»
Слайд 27Задача 2.
научиться составлять фигуры из танов разной сложности
Слайд 29Задача 3.
выявить знания учащихся нашей школы об игре танграм
Слайд 30Знания учащихся нашей школы об игре танграм
я выявил с помощью
эксперимента
Слайд 31
Ученики получали задания и решали задачи, применяя фигуры танграма.
Слайд 32Задание 1.
Выполнить композицию из танграма по образцу
Слайд 33Задание 2.
Выполнить композицию из танграма по собственному желанию
Слайд 34 Задание 3.
Выполнить композицию из танграма по расчлененному образцу
Слайд 35Задание 4.
Выполнить композицию из танграма по устному заданию
Слайд 36Задание 5.
Выполнить композицию из танграма по части силуэта
Слайд 37 Задание 6.
Исследование вопроса о равновеликости фигур
Слайд 39Задание 7.
Сложить композиции выпуклых многоугольников из частей танграма
Слайд 40Известно что, из частей танграма можно сложить 13 выпуклых многоугольников
Слайд 41Задание 8.
Составить наибольшее количество фигур танграма с наименьшей затратой времени
Слайд 42Выяснилось, что самое
минимальное время – 20 сек.
максимальное время
-1мин. 20 сек.
Слайд 43Задание 9.
Анкетирование
Из 130 учащихся, принявших участие в анкетировании:
1.54% - не знали
об игре танграм;
2. 26% - читали о танграме ;
3. 20% - занимались головоломкой танграма на уроках труда в начальных классах (по развивающей программе Занкова Л.В.
Слайд 44
По мнению учащихся, математическая игра «Танграм»:
1. 78 %
- игра развивает геометрическую интуицию, образное мышление;
2. 22% - можно играть, чтобы скоротать время .
Слайд 45
С математической игрой «Танграм» они знакомятся:
1. 35% - в
журналах, газетах, книгах;
2. 18% - в Интернете;
3. 25% - с внеклассных занятий и на уроках математики;
4. 22% - начальная школа
Слайд 46
При ответе на вопрос, какие игры знакомы учащимся, обнаружили,
что учащимся знакомы такие игры как:
1. ребусы- 45%
2. шахматы - 87%
3. головоломки - 35%;
4. фокусы- 20%.
Слайд 47
При ответе на вопрос, какие игры играете:
1. ребусы- 50%
2.
шахматы- 65%
3.головоломка«Танграм»- 8%
4. фокусы- 10%
Слайд 48Задача 4.
Показать учащимся, как можно применить знания о танграме в своей
жизни
Слайд 49 Итальянский дизайнер Даниэль Лаго придумал полки, с помощью которых
можно создавать на стене различные фигуры. За основу для своих полок он взял старую игру «Танграм», в которой можно создавать всевозможные фигуры с помощью набора семи геометрических фигур .
Слайд 50Модели полок для дизайна комнаты
Слайд 57Мы с братишкой в своей комнате меняемся полочками, то по форме,
то по цвету, то передвигаем на новое место, создавая новые фигуры. У каждого есть свое место для своих предметов - это мои диски для компьютера, модели машин моего брата, его детские книжки
Слайд 61Выводы.
Главными целями моих исследований были:
а) доказать значимость игры «Танграм»;
б) провести анкетирование
учащихся школы;
в) выяснить какими особенностями обладает игра «Танграм»;
г) дать советы как можно применить танграм в жизни.
Слайд 62В результате исследований:
а) доказана значимость игры «Танграм», ребята в свое
свободное время с удовольствием познавали азы игры «Танграм»;
б) проведено анкетирование, которое показало:
1. В ходе эксперимента геометрическую интуицию, образное мышление имеют многие учащиеся;
2. В ходе второго опроса выяснилось, что теперь ребята желают играть в игру «Танграм»;
в) показано учащимся, как в и жизни можно применить танграм для того чтобы, приукрасить дизайн любого помещения.
Слайд 63 Реализация проектного метода на практике ведет к изменению позиции
учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на занятиях, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. Хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим.