Презентация, доклад на тему Проект по математике Эти разноликие четырёхугольники

Содержание

Гипотеза Четырёхугольники: просто, сложно, интересно!

Слайд 1
Проект выполнили:
учащиеся 8 класса-
Астафьева Наталья,
Заболотник Валентина,
Муратова Татьяна
Руководитель проекта:
Суручану Елена Александровна

Проект
«Эти разноликие

четырёхугольники»
Проект выполнили:учащиеся 8 класса-Астафьева Наталья,Заболотник Валентина,Муратова ТатьянаРуководитель проекта:Суручану Елена АлександровнаПроект«Эти разноликие  четырёхугольники»

Слайд 2 Гипотеза
Четырёхугольники: просто, сложно, интересно!

Гипотеза  Четырёхугольники: просто, сложно, интересно!

Слайд 3














«Явления всей вселенной подчинены определённым числовым соотношениям. Число – это
закон и связь мира, сила, царящая над богами и смертными. Всё упорядочивается
в соответствии с числами». (Пифагор)

«Геометрия – правительница всех мыслительных изысканий». (М.В.Ломоносов)

«Большая часть великих идей современных математиков, если не все, получили своё начало
в наблюдении». (Дж. Сильвестр)

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных
способностей и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать». (Галилео Галилей)

«Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – теорема Пифагора, другое – деление
отрезка в крайнем и среднем отношении». (Коняев)

« Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период.
Всё вокруг – геометрия». (Ле Корбюзье)

«И чем труднее доказательство, тем больше будет удовольствие тому, кто это доказательство
найдёт». (Рене Декарт)

« Преимущества десятичной системы не математические, а зоологические. Если бы у нас на
руках было бы не десять пальцев, а восемь, то человечество пользовалось бы восьмеричной
системой». (Н.Н.Лузин)

Мысли о матемактике

«Явления всей вселенной

Слайд 4 Геометрия одна из наиболее древних математических наук. Первые

геометрические сведения мы находим в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (третье тысячелетие до нашей эры). Название науки «геометрия» - древнегреческого происхождения, оно составлено из двух древнегреческих слов (ге – «земля» и «метрео» - измеряю). Возникновение геометрии связано с практической деятельностью людей. Это отразилось и в названии многих геометрических фигур, например: «трапеция» происходит от греческого «трапецион» - «столик». Термин «линия» возник от латинского «линум» - «лён, льняная нить». «Ромб» происходит от латинского «ромбус», означающего «бубен». От греческого слова «пара» в сочетаниии с «аллелос» - «идущий» и добавлением «грамма» - «черта» получается слово «параллелограмм». В книге I «Начала» древнегреческий математик Евклид впервые рассмотрел основные свойства треугольников, прямоугольников, параллелограммов, сравнил и вычислил площади этих фигур.  


Исторические сведения
о четырёхугольниках

Геометрия одна из наиболее древних математических наук. Первые геометрические сведения мы находим в вавилонских

Слайд 6Параллелограмм

так называется четырёхугольник, у которого противолежащие стороны

параллельны.



ДЛЯ НЕГО СПРАВЕДЛИВЫ УТВЕРЖДЕНИЯ:
- ПРОТИВОЛЕЖАЩИЕ СТОРОНЫ ПОПАРНО РАВНЫ;
- ПРОТИВОЛЕЖАЩИЕ СТОРОНЫ РАВНЫ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫ;
- ПРОТИВОЛЕЖАЩИЕ УГЛЫ ПОПАРНО РАВНЫ;
- СУММА УГЛОВ, ПРИЛЕЖАЩИХ К ЛЮБОЙ СТОРОНЕ, РАВНА 1800;
- ДИАГОНАЛИ ТОЧКОЙ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ ПОПОЛАМ.

Параллелограмм   так называется четырёхугольник, у которого противолежащие стороны параллельны.ДЛЯ НЕГО СПРАВЕДЛИВЫ УТВЕРЖДЕНИЯ:- ПРОТИВОЛЕЖАЩИЕ СТОРОНЫ ПОПАРНО

Слайд 7Свойства и признаки параллелограмма -СУММА КВАДРАТОВ ДИАГОНАЛЕЙ РАВНА СУММЕ КВАДРАТОВ ВСЕХ ЕГО

СТОРОН; -КАЖДАЯ ДИАГОНАЛЬ ДЕЛИТ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК НА ДВА РАВНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКА; -ОБЕ ДИАГОНАЛИ ДЕЛЯТ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК НА ЧЕТЫРЕ РАВНОВЕЛИКИХ ТРЕУГОЛЬНИКА; -ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ДИАГОНАЛЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕНТРОМ СИММЕТРИИ;
Свойства и признаки параллелограмма   -СУММА КВАДРАТОВ ДИАГОНАЛЕЙ РАВНА СУММЕ КВАДРАТОВ ВСЕХ ЕГО СТОРОН; -КАЖДАЯ ДИАГОНАЛЬ

Слайд 8 Свойство произвольного четырёхугольника, связанное с параллелограммом ЕСЛИ СОЕДИНИТЬ ОТРЕЗКАМИ СЕРЕДИНЫ СОСЕДНИХ

СТОРОН ЛЮБОГО ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКА, ПОЛУЧИТСЯ ПАРАЛЛЕЛОГРАММ.
Свойство произвольного четырёхугольника, связанное с параллелограммом

Слайд 9Ромб
так называется параллелограмм, у которого все стороны равны

Свойства и признаки

ромба:
ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ;
ДИАГОНАЛИ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ И ТОЧКОЙ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ ПОПОЛАМ;
ОБЕ ДИАГОНАЛИ ЯВЛЯЮТСЯ БИССЕКТРИСАМИ ВНУТРЕННИХ УГЛОВ;
ПРЯМЫЕ, СОДЕРЖАЩИЕ ДИАГОНАЛИ, ЯВЛЯЮТСЯ ОСЯМИ СИММЕТРИИИ.


Ромб  так называется параллелограмм, у которого все стороны равныСвойства и признаки ромба:ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ;ДИАГОНАЛИ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ И

Слайд 10Прямоугольник
так называется параллелограмм, у которого все углы прямые



Свойства и признаки

прямоугольника:
ДИАГОНАЛИ РАВНЫ И ТОЧКОЙ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ ПОПОЛАМ.
ДВЕ СТОРОНЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫ И УГЛЫ, ПРИЛЕЖАЩИЕ К ОДНОЙ ИЗ ЭТИХ СТОРОН, ПРЯМЫЕ.
ДВЕ ПРОТИВОЛЕЖАЩИЕ СТОРОНЫ РАВНЫ И УГЛЫ, ПРИЛЕЖАЩИЕ К ОДНОЙ ИЗ ЭТИХ СТОРОН, ПРЯМЫЕ.
ПЕРПЕНДИКУЛЯРЫ К СТОРОНАМ, ПРОХОДЯЩИЕ ЧЕРЕЗ ИХ СЕРЕДИНЫ, ЯВЛЯЮТСЯ ОСЯМИ СИММЕТРИИ.




Прямоугольник  так называется параллелограмм, у которого все углы прямыеСвойства и признаки прямоугольника: ДИАГОНАЛИ РАВНЫ И ТОЧКОЙ

Слайд 11
ЕСЛИ СОЕДИНИТЬ ОТРЕЗКАМИ СЕРЕДИНЫ СОСЕДНИХ СТОРОН ЛЮБОГО ПРЯМОУГОЛЬНИКА, ПОЛУЧИТСЯ РОМБ.

ЕСЛИ СОЕДИНИТЬ ОТРЕЗКАМИ СЕРЕДИНЫ СОСЕДНИХ СТОРОН ЛЮБОГО РОМБА, ПОЛУЧИТСЯ ПРЯМОУГОЛЬНИК.


Связь между прямоугольником и ромбом

ЕСЛИ СОЕДИНИТЬ ОТРЕЗКАМИ СЕРЕДИНЫ СОСЕДНИХ СТОРОН ЛЮБОГО ПРЯМОУГОЛЬНИКА, ПОЛУЧИТСЯ РОМБ. ЕСЛИ СОЕДИНИТЬ ОТРЕЗКАМИ СЕРЕДИНЫ СОСЕДНИХ СТОРОН

Слайд 12Квадрат
так называется прямоугольник, у которого все стороны равны

Свойства и признаки

квадрата:
ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ И СРЕДИ ВНУТРЕННИХ УГЛОВ ЕСТЬ ПРЯМОЙ УГОЛ.
ДИАГОНАЛИ РАВНЫ, ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ И, ПЕРЕСЕКАЯСЬ, ДЕЛЯТСЯ ПОПОЛАМ.
КВАДРАТ ИМЕЕТ ЧЕТЫРЕ ОСИ СИММЕТРИИ:
- ПРЯМЫЕ, ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ СТОРОНАМ И ПРОХОДЯЩИЕ ЧЕРЕЗ ИХ СЕРЕДИНЫ;
-ПРЯМЫЕ, СОДЕРЖАЩИЕ ДИАГОНАЛИ.


Квадрат  так называется прямоугольник, у которого все стороны равныСвойства и признаки квадрата:ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ И СРЕДИ

Слайд 13 Трапеция
ТАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ДВЕ СТОРОНЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫ (ОСНОВАНИЯ), А

ДВЕ ДРУГИЕ – НЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫ (БОКОВЫЕ СТОРОНЫ).
ТРАПЕЦИЯ С РАВНЫМИ БОКОВЫМИ СТОРОНАМИ НАЗЫВАЕТСЯ РАВНОБОКОЙ (РАВНОБЕДРЕННОЙ, РАВНОБОЧНОЙ).
ТРАПЕЦИЯ, У КОТОРОЙ ЕСТЬ ПРЯМОЙ УГОЛ, НАЗЫВАЕТСЯ ПРЯМОУГОЛЬНОЙ.


Свойства трапеции:

- СРЕДНЯЯ ЛИНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНА ОСНОВАНИЯМ, РАВНА ИХ ПОЛУСУММЕ И ДЕЛИТ ЛЮБОЙ ОТРЕЗОК С КОНЦАМИ, ЛЕЖАЩИМИ НА ПРЯМЫХ, СОДЕРЖАЩИХ ОСНОВАНИЯ, ПОПОЛАМ.

- СУММА УГЛОВ, ПРИЛЕЖАЩИХ К ЛЮБОЙ БОКОВОЙ СТОРОНЕ, РАВНА 180О.


Трапеция ТАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ДВЕ СТОРОНЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫ (ОСНОВАНИЯ), А ДВЕ ДРУГИЕ – НЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫ

Слайд 14Четырёхугольники в симметрии
СИММЕТРИЯ МНОГОЛИКА. ОНА ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВАМИ, КОТОРЫЕ ОДНОВРЕМЕННО И ПРОСТЫ,

И СЛОЖНЫ, СПОСОБНЫ ПРОЯВЛЯТЬСЯ И ЕДИНОЖДЫ, И БЕСКОНЕЧНО МНОГО РАЗ.
НЕКОТОРЫЕ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ ОБЛАДАЮТ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЙ, ТАК И ОСЕВОЙ СИММЕТРИЕЙ. СИММЕТРИЯ В ПРИРОДЕ - ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ МАТЕРИИ К СЕРЬЁЗНОСТИ И ПРОЧНОСТИ. ДАЖЕ ЧЕЛОВЕК, МАЛО ЗНАКОМЫЙ С ГЕОМЕТРИЕЙ, ВЫБЕРЕТ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ФИГУР НАИБОЛЕЕ СИММЕТРИЧНЫЕ. ИЗ ВСЕХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ САМЫЙ СИММЕТРИЧНЫЙ – РАВНОСТОРОННИЙ, А ИЗ ВСЕХ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКОВ – КВАДРАТ.
БОЛЬШИНСТВО ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКОВ МОГУТ БЫТЬ ОТОБРАЖЕНЫ НА СЕБЯ ТОЛЬКО ОДНИМ ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ.

Четырёхугольники в симметрииСИММЕТРИЯ МНОГОЛИКА. ОНА ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВАМИ, КОТОРЫЕ ОДНОВРЕМЕННО И ПРОСТЫ, И СЛОЖНЫ, СПОСОБНЫ ПРОЯВЛЯТЬСЯ И ЕДИНОЖДЫ,

Слайд 15
РОМБ ЖЕ МОЖНО СОВМЕСТИТЬ С САМИМ

СОБОЙ УЖЕ ЧЕТЫРЬМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ: ДВУМЯ ОСЕВЫМИ СИММЕТРИЯМИ ОТНОСИТЕЛЬНО ДИАГОНАЛИ; И СИММЕТРИЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕНТРА. НО СРЕДИ ВСЕХ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКОВ САМЫЙ БОГАТЫЙ СИММЕТРИЕЙ КВАДРАТ – У НЕГО ИХ ВОСЕМЬ.

РОМБ ЖЕ МОЖНО СОВМЕСТИТЬ С САМИМ СОБОЙ УЖЕ ЧЕТЫРЬМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ: ДВУМЯ ОСЕВЫМИ

Слайд 16

ЧЕЛОВЕК ИНСТИНКТИВНО СТРЕМИТСЯ

К УСТОЙЧИВОСТИ, УДОБСТВУ, КРАСОТЕ. НАВЕРНОЕ, ПОЭТОМУ НАМ КАЖУТСЯ БОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ ФИГУРЫ, У КОТОРЫХ БОЛЬШЕ СИММЕТРИИ. РАБОТАТЬ С ТАКИМИ ФИГУРАМИ ЛЕГЧЕ. ВОТ ПРОСТОЙ ПРИМЕР. КАКИЕ ФИГУРЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПЛОЩАДЕЙ? – КВАДРАТЫ, ВЕДЬ ОНИ БЕЗ ПРОПУСКОВ И НАЛОЖЕНИЙ МОГУТ ЗАПОЛНИТЬ ВСЮ ПЛОСКОСТЬ. ИСКУССТВУ КОНСТРУИРОВАНИЯ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ И У ПРИРОДЫ – СОЗДАТЕЛЬНИЦЫ ОРГАНИЗМОВ, ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ ИЗЯЩЕСТВУ КОТОРЫХ ПОЗАВИДУЕТ ЛЮБОЙ МАТЕМАТИК. РАЗЛИЧНЫЕ СИММЕТРИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. ЧАЩЕ ВСЕГО МЫ ВИДИМ РАЗНЫЕ ВИДЫ СИММЕТРИИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В РЕЗЬБЕ ПО ДЕРЕВУ, В НАСТЕННОЙ ЛЕПКЕ, В ВЫШИВКАХ, В КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИЯХ. НАГЛЯДНЕЕ ВСЕГО ВИДНА СИММЕТРИЯ В АРХИТЕКТУРЕ. ОСОБЕННО БЛИСТАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАЛИ СИММЕТРИЮ В АРХИТЕКТУРНЫХ СООРУЖЕНИЯХ ДРЕВНИЕ ЗОДЧИЕ. ПРИЧЁМ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ БЫЛИ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОНИ РУКОВОДСТВУЮТСЯ ЗАКОНАМИ, КОТОРЫЕ УПРАВЛЯЮТ ПРИРОДОЙ.
ЧЕЛОВЕК ИНСТИНКТИВНО СТРЕМИТСЯ К УСТОЙЧИВОСТИ, УДОБСТВУ, КРАСОТЕ. НАВЕРНОЕ, ПОЭТОМУ

Слайд 17Практические задания
НАРИСОВАТЬ ФИГУРЫ ТОГО ЖЕ КЛАССА СИММЕТРИЙ, ЧТО И КЛАСС СИММЕТРИЙ

РОМБА, ПАРАЛЛЕЛОГРАММА, КВАДРАТА, РАВНОБОКОЙ ТРАПЕЦИИ.
НА СТОРОНАХ РАВНОСТОРОННЕГО ТРЕУГОЛЬНИКА ПОСТРОЕНЫ КВАДРАТЫ. ОПРЕДЕЛИТЬ КЛАСС СИММЕТРИЙ ПОЛУЧИВШЕЙСЯ ФИГУРЫ. ЧЕМ ДЛЯ ЭТОЙ ФИГУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ БИССЕКТРИСЫ УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА, СТОРОНЫ КОТОРОГО СОЕДИНЯЮТ ЦЕНТРЫ КВАДРАТОВ ?


Практические заданияНАРИСОВАТЬ ФИГУРЫ ТОГО ЖЕ КЛАССА СИММЕТРИЙ, ЧТО И КЛАСС СИММЕТРИЙ РОМБА, ПАРАЛЛЕЛОГРАММА, КВАДРАТА, РАВНОБОКОЙ ТРАПЕЦИИ.НА СТОРОНАХ

Слайд 18Коллекция практических задач
НЕОБХОДИМО ИЗГОТОВИТЬ ПОДСТАВКУ В ФОРМЕ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКА. СКОЛЬКО РАЗМЕРОВ НАДО

СНЯТЬ И КАКИЕ, ЕСЛИ ОН ИМЕЕТ ВИД: а) параллелограмма; б) ромба; в) прямоугольника; г) квадрата.
ФРУКТОВЫЙ САД ИМЕЕТ ФОРМУ ПАРАЛЛЕЛОГРАММА, СТОРОНЫ КОТОРОГО ОТНОСЯТСЯ КАК 16:11, ПРИЧЁМ ЕГО ШИРИНА МЕНЬШЕ ДЛИНЫ НА 250МЕТРОВ. ЗА СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ СТОРОЖ МОЖЕТ ОБОЙТИ ВОКРУГ ЗАБОРА ВЕСЬ УЧАСТОК, ЕСЛИ ОН ИДЁТ СО СКОРОСТЬЮ 4 КМ/ЧАС?
ДОКАЖИТЕ, ЧТО ПОЧТОВЫЙ КОНВЕРТ СКЛЕИВАЕТСЯ ИЗ ЛИСТА БУМАГИ, ИМЕЮЩЕЙ ФОРМУ РОМБА?
МЕЖДУ ДВУМЯ ТЕЛЕГРАФНЫМИ СТОЛБАМИ НА ОДНОЙ С НИМИ ПРЯМОЙ И НА ОДИНАКОВОМ РАССТОЯНИИ ОТ НИХ РАСПОЛОЖЕН ТРЕТИЙ СТОЛБ. НА КАКОМ РАССТОЯНИИ ОТ ДОРОГИ НАХОДИТСЯ ТРЕТИЙ СТОЛБ, ЕСЛИ ДВА КРАЙНИХ СТОЛБА УДАЛЕНЫ ОТ ДОРОГИ НА 32 МЕТРА И 58 МЕТРОВ?
БАБУШКА ИЗ КОСЫНКИ РЕШИЛА ВЫРЕЗАТЬ ПЛАТОЧЕК КВАДРАТНОЙ ФОРМЫ. ДОКАЖИТЕ, ЧТО ДЛИНА СТОРОНЫ ПЛАТКА В ТРИ РАЗА МЕНЬШЕ НАИБОЛЬШЕЙ СТОРОНЫ КОСЫНКИ?
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ИМЕЛ ФОРМУ КВАДРАТА. ИЗГОРОДЬ БЫЛА УНИЧТОЖЕНА, ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО ДВА СТОЛБА – А И В НА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ СТОРОНАХ И СТОЛБ О В ЦЕНТРЕ КВАДРАТА. КАК ВОССТАНОВИТЬ ГРАНИЦЫ ТКА, ВСЕГДА ЛИ ЭТО ВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ?


Коллекция практических задачНЕОБХОДИМО ИЗГОТОВИТЬ ПОДСТАВКУ В ФОРМЕ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКА. СКОЛЬКО РАЗМЕРОВ НАДО СНЯТЬ И КАКИЕ, ЕСЛИ ОН ИМЕЕТ

Слайд 19
7. КРЕСТЬЯНИН ПАХОМ МЕЧТАЛ О СОБСТВЕННОЙ ЗЕМЛЕ. СОБРАВ НУЖНУЮ СУММУ

ДЕНЕГ, ОН ПРЕДСТАЛ ПЕРЕД ТРЕБОВАНИЕМ СТАРШИНЫ: «СКОЛЬКО ЗА ДЕНЬ ЗЕМЛИ ОБОЙДЁШЬ, ВСЯ ТВОЯ БУДЕТ ЗА 1000 РУБЛЕЙ. НО ЕСЛИ К ЗАХОДУ СОЛНЦА НЕ ВОРОТИШЬСЯ НА ТО МЕСТО, ОТКУДА ВЫШЕЛ – ПЛАКАЛИ ТВОИ ДЕНЕЖКИ». ВЫБЕЖАЛ ПАХОМ УТРОМ, ВЕРНУЛСЯ К ЗАХОДУ СОЛНЦА, ОБЕЖАВ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК ПЕРИМЕТРОМ 40 КМ С ДЛИНАМИ СТОРОН: АВ=2 КМ, ВС= 3 КМ, СД=10 КМ, ДА=15 КМ.


Р= АВ + ВС + СД + ДА
Р = 2+3+10+15 = 40 км.
S= 2+10 . 13 = 78 км2
2

НАИБОЛЬШУЮ ЛИ ПЛОЩАДЬ ПРИ ДАННОМ ПЕРИМЕТРЕ ПОЛУЧИЛ ПАХОМ?
7.  КРЕСТЬЯНИН ПАХОМ МЕЧТАЛ О СОБСТВЕННОЙ ЗЕМЛЕ. СОБРАВ НУЖНУЮ СУММУ ДЕНЕГ, ОН ПРЕДСТАЛ ПЕРЕД ТРЕБОВАНИЕМ СТАРШИНЫ:

Слайд 20«Четырёхугольники вокруг нас»
«КОНСТРУИРУЯ КРАСОТУ ОРНАМЕНТА»
ОРНАМЕНТ

ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ УКРАШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ: ПОСУДЫ, МЕБЕЛИ, ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ, ОРУЖИЯ, КОВРАХ, ГОБЕЛЕНАХ, ВЫШИВКИ. В ПОСТРОЕНИИ ОРНАМЕНТА ИСПОЛЬЗУЮТ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ПРИНЦИП СИММЕТРИИ. РАССМАТРИВАЯ РАЗНЫЕ КОМПОЗИЦИИ, ЛЕГКО УВИДЕТЬ, ЧТО ОРНАМЕНТ МОЖНО ПРОДОЛЖИТЬ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ. ВЫСОКОГО РАЗВИТИЯ ДОСТИГ ОРНАМЕНТ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ. ДЛЯ РУССКОГО ОРНАМЕНТА ХАРАКТЕРНЫ КАК ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, ТАК И ИЗОБРАЖЕНИЯ ПТИЦ, ЗВЕРЕЙ, ФАНТАСТИЧЕСКИХ ЖИВОТНЫХ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФИГУР. НАИБОЛЕЕ ЯРКО РУССКИЙ ОРНАМЕНТ ВЫРАЖЕН В РЕЗЬБЕ ПО ДЕРЕВУ И ВЫШИВКЕ.





НА РИСУНКЕ ПОКАЗАН ПРЯМОУГОЛЬНИК, КОТОРЫЙ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ЯЧЕЙКОЙ ОРНАМЕНТА. ТОГДА КАЖДУЮ СТОРОНУ ПРЯМОУГОЛЬНИКА И ОДНУ ИЗ ЕГО СРЕДНИХ ЛИНИЙ БУДЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ОСЬ СИММЕТРИИ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОРНАМЕНТ, ПОСТРОЕНИЕ КОТОРОГО НАЧАТО, БУДЕТ СОДЕРЖАТЬ ПЯТЬ ОСЕЙ СИММЕТРИИ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИММЕТРИИ СОДЕРЖИТ ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЯЧЕЙКА, ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЕ И КРАСИВЕЕ ОРНАМЕНТ.

«Четырёхугольники вокруг нас»«КОНСТРУИРУЯ КРАСОТУ ОРНАМЕНТА»      ОРНАМЕНТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ УКРАШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ: ПОСУДЫ,

Слайд 21
В СТРОИТЕЛЬНОМ ДЕЛЕ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ НЕЗАМЕНИМЫ. НАПРИМЕР,

ПАРКЕТ КАК ВИД ОРНАМЕНТА. ПАРКЕТ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО УДОБСТВО, НО И КРАСОТА ПОМЕЩЕНИЯ, ПОСКОЛЬКУ ОН – СВОЕОБРАЗНЫЙ ОРНАМЕНТ. ЕЩЁ ПИФАГОРЕЙЦЫ УСТАНОВИЛИ, ЧТО ВОКРУГ ОДНОЙ ТОЧКИ МОГУТ ЛЕЖАТЬ ЛИБО ШЕСТЬ ПРАВИЛЬНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ, ЛИБО ЧЕТЫРЕ КВАДРАТА, ЛИБО ТРИ ПРАВИЛЬНЫХ ШЕСТИУГОЛЬНИКА.
МОЗАИКА ПОЛИВНЫХ ПЛИТОК НА СООРУЖЕНИЯХ МЕМОРИАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ ШАХ-И-ЗИНДА В САМАРКАНДЕ ДАЁТ ПРИМЕР ПОСТРОЕНИЯ ОРНАМЕНТА, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ КВАДРАТНЫЕ РЕШЁТКИ. В ВОСТОЧНЫХ ОРНАМЕНТАХ ВСТРЕЧАЮТСЯ ПРАВИЛЬНЫЕ ВОСЬМИУГОЛЬНИКИ И КВАДРАТЫ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ, СВЯЗАННЫХ С АРХИТЕКТУРНЫМИ ОРНАМЕНТАМИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ, УБЕЖДАЕТ В ТОМ, ЧТО ГЕОМЕТРИЯ ЗАНИМАЛА ВАЖНОЕ МЕСТО В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРЕВНИХ ЗОДЧИХ И МАСТЕРОВ-ОРНАМЕНТАЛИСТОВ. ОНИ ГОВОРИЛИ, ЧТО ГЕОМЕТРИЯ ОЧИЩАЕТ И СОВЕРШЕНСТВУЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ УМ, СЛУЖИТ СОЗДАНИЮ КРАСОТЫ И УДОБСТВА.

В СТРОИТЕЛЬНОМ ДЕЛЕ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ НЕЗАМЕНИМЫ. НАПРИМЕР, ПАРКЕТ КАК ВИД ОРНАМЕНТА. ПАРКЕТ –

Слайд 22ГЕОМЕТРИЯ ХРАМА
НАЧИНАЯ С XI

В. В РОССИИ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЕ ХРАМЫ. ОСНОВА ТАКОГО ХРАМА – ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД (ЕГО ОСНОВАНИЕ – КВАДРАТ), РАСЧЛЕНЁННЫЙ ЧЕТЫРЬМЯ СТОЛБАМИ. ПРИМЫКАЮЩИЕ К ПОДКУПОЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ ЯЧЕЙКИ ОБРАЗУЮТ АРХИТЕКТУРНЫЙ КРЕСТ.
ПОЯВЛЕНИЕ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫХ ХРАМОВ БЫЛО СОБЫТИЕМ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ. ЕГО КОНСТРУКЦИЯ И КОМПОЗИЦИЯ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЗАВЕРШЁННУЮ СТРУКТУРУ, НЕВОСПРИИМЧИВУЮ К ИЗМЕНЕНИЯМ. ЭТА ЗАВЕРШЁННОСТЬ, КОНСТРУКТИВНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ ПОЛНОЙ ГАРМОНИЧНОСТИ ПОСТРОЙКИ ПРИ ВСЕХ ИЗМЕНЕНИЯХ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ ПРЕДПОЛАГАЮТ СУЩЕСТВОВАНИЕ КАКОЙ-ТО ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭТОЙ ФОРМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ ЗОДЧЕМУ ОХВАТЫВАТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОПОРЦИЙ ХРАМА И ВАРЬИРОВАТЬ ЕГО ПАРАМЕТРЫ, НЕ НАРУШАЯ ИХ ОБЩЕЙ ГАРМОНИИ И НЕ ВЫХОДЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ, ГАРАНТИРУЮЩИЕ ПРОЧНОСТЬ ПОСТРОЙКИ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПОСТРОЕНИЙ:
СТРОИМ ГЛАВНЫЙ КВАДРАТ ABCD. ИЗ СЕРЕДИНЫ ЕГО СТОРОН КАК ИЗ ЦЕНТРОВ ПРОВОДИМ ОКРУЖНОСТИ РАДИУСОМ, РАВНЫМ ПОЛОВИНЕ СТОРОНЫ КВАДРАТА. ЭТИ ОКРУЖНОСТИ В ПЕРЕСЕЧЕНИИ ОБРАЗУЮТ ЧЕТЫРЁХЛЕПЕСТКОВУЮ РОЗЕТКУ. ИЗ ЦЕНТРА O КВАДРАТА ПРОВОДИМ ОКРУЖНОСТИ РАДИУСОМ, КОТОРАЯ ПЕРЕСЕКАЕТ РОЗЕТКУ В ВОСЬМИ ТОЧКАХ: F,E,L,P,Q,R,S,T.
КВАДРАТ A1B1C1D1, СТОРОНЫ КОТОРОГО СОДЕРЖАТ ПОЛУЧЕННЫЕ ТОЧКИ, МОДЕЛИРУЕТ ВНУТРЕННИЕ ГРАНИЦЫ ПЛАНА. ВНЕШНИЕ ГРАНИЦЫ ДАЁТ ОКРУЖНОСТЬ, ПРОВЕДЁННАЯ ИЗ ЦЕНТРА КВАДРАТА. ЧЕРЕЗ ТОЧКИ Q И E, S И P , R И F, L И T ПРОВОДИМ ПРЯМЫЕ. ПЕРЕСЕКАЯСЬ, ОНИ ОБРАЗУЮТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КВАДРАТ.
ОПРЕДЕЛИМ ВЫСТУП ЦЕНТРАЛЬНОЙ АПСИДЫ (ТО МЕСТО В ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ХРАМА, ГДЕ НАХОДИТСЯ АЛТАРЬ). ДЛЯ ЭТОГО ПРОВЕДЁМ ОКРУЖНОСТИ ИХ ТОЧЕК A1 И B1, РАДИУСЫ КОТОРЫХ РАВНЫ ДИАГОНАЛИ А1 С1 ВНУТРЕННЕГО КВАДРАТА. В ВЫСТУП ОТ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ДУГ C1 И D1 ВПИШЕМ ПОЛУОКРУЖНОСТЬ С ЦЕНТРОМ В ТОЧКЕ О1 И РАДИУСОМ Q1P.
ДЛЯ НАХОЖДЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ГРАНИЦЫ ХРАМА ПРОВЕДЁМ ИЗ ТОЧЕК C1И D1 ДУГИ РАДИУСОМ, РАВНЫМ ДЛИНЕ ДИАГОНАЛИ A1C1 И ПРОДОЛЖИМ ОТРЕЗКИ AD И BC ДО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ДУГАМИ В ТОЧКАХ M И N.
ГЕОМЕТРИЯ ХРАМА       НАЧИНАЯ С XI В. В РОССИИ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ

Слайд 23
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА РАСЧЛЕНЯЕТСЯ

НА НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ, КАЖДЫЙ ИЗ КОТОРЫХ ОХВАТЫВАЕТ ОСОБОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ЗВЕНО. ЭТИ ПОСТРОЕНИЯ СОЗДАЮТ НЕПРЕРЫВНУЮ ЦЕПОЧКУ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ЗВЕНЬЯМИ. А ЧЕТЫРЁХЛЕПЕСТКОВАЯ РОЗЕТКА, ЛЕЖАЩАЯ В ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЙ, ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВАРЬИРОВАТЬ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДЛИНОЙ И ШИРИНОЙ ПЛАНА.
ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫХ ХРАМОВ, СХЕМЫ КОТОРЫХ МЫ РАССМОТРЕЛИ – УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ, ПОСТРОЕННЫЙ В 1158-1161 гг. КНЯЗЕМ АНДРЕЕМ БОГОЛЮБСКИМ. КАК БЫЛИННЫЙ БОГАТЫРЬ УСПЕНСКИЙ СОБОР ВСТАЛ НА ВЫСОКОМ БЕРЕГУ РЕКИ: ЗАЩИТНИК ГОРОДА И ЕГО ГОРДОСТЬ. В ЭТОМ ТВОРЕНИИ ЗОДЧИЕ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПОКАЗАЛИ И ЭПИЧЕСКУЮ МОЩЬ, И ПОКОРЯЮЩУЮ КРАСОТУ.


ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА РАСЧЛЕНЯЕТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ, КАЖДЫЙ ИЗ КОТОРЫХ

Слайд 24«Ох уж этот прямоугольный лист!»

КАЗАЛОСЬ БЫ, ЧТО ОСОБЕННОГО – СЛОЖЕННЫЙ ЛИСТОК БУМАГИ? НО В УМЕЛЫХ РУКАХ ЭТОТ ЛИСТОК МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В КОРАБЛИК, ИЗВЕСТНЫЙ ВСЕМ ЕЩЁ С ДЕТСТВА, В САМОЛЁТИК, КОТОРЫЙ ТАК СЛАВНО ПАРИТ ПО КЛАССУ, В ЦВЕТОК, МЫШКУ, КОШКУ… ДА В ДИНОЗАВРА, ЕСЛИ ХОТИТЕ. ИЗ ОБЫЧНОГО ЛИСТА БУМАГИ МОЖНО СЛОЖИТЬ ТЫСЯЧИ РАЗНООБРАЗНЫХ ФИГУРОК. НЕДАРОМ В ЯПОНИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА ВЛАДЕНИЕ ОРИГАМИ (В ПЕРЕВОДЕ ЭТО СЛОВО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОЖЕННАЯ БУМАГА) СЧИТАЛОСЬ ОДНИМ ИЗ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. НЫНЕ В РОССИИ ОРИГАМИ ВВОДИТСЯ КАК ПРЕДМЕТ В ПРОГРАММЫ НЕКОТОРЫХ ШКОЛ И ДЕТСКИХ САДОВ. ЧЕМ ЖЕ ОРИГАМИ ЗАВОЁВЫВАЕТ СЕРДЦА МНОГИХ ЛЮДЕЙ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА, ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФЕССИИ?
ОТВЕТ ПРОСТ: ЗАНЯТИЯ ОРИГАМИ ИНТЕРЕСНЫ, ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ, УЛУЧШАЮТ ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ МЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ И ЧИТАТЬ ЧЕРТЕЖИ

«Ох уж этот прямоугольный лист!»        КАЗАЛОСЬ БЫ, ЧТО ОСОБЕННОГО –

Слайд 25Используемая литература
Г.П.Левитас «Современный урок математики. Методы преподавания». («Просвещение»; М., 2004 г.)
Д.А.Пойя

«Как решать задачу». (журнал «Квантор», Львов.1998 г.)
У.Д.Тайсмаханов «Создание проблемной ситуации» (журнал «Математика в школе», №5 1996 г.)
М.Сканари «Избранные задачи». (газета «Математика». №5 2001 г.)
Л.Н.Фридман. «Учитесь учиться математике». («Просвещение». М., 2000 г.)
Газета «Математика». (2010-2011 г.)
М.Е.Козина «Сборник элективных курсов. Математика.8-9 классы». («Учитель». Волгоград., 2006 г.)
А.И.Азевич. «Двадцать уроков гармонии». (Москва, «Школа-Пресс», 2008 г.)
Л.Э.Генденштейн «Математика. Наглядный справочник с примерами» (Москва. «ИЛЕКСА»., 2009 г.)
Хрестоматия «Я познаю мир».
Л.С.Атанасян. «Геометрия 7-9 классы».
 
 
 

Используемая литератураГ.П.Левитас «Современный урок математики. Методы преподавания». («Просвещение»; М., 2004 г.)Д.А.Пойя «Как решать задачу». (журнал «Квантор», Львов.1998

Слайд 26ВЫВОД
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ ДАЛА НАМ

ВОЗМОЖНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО «ПОГРУЗИТЬСЯ» В ТЕМУ «ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ», ОЩУТИТЬ ВКУС К ПРЕДМЕТУ «ГЕОМЕТРИЯ», ПОЧУВСТВОВАТЬ ЕГО КРАСОТУ, СВЯЗЬ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ; ОБНАРУЖИТЬ В СЕБЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАТКИ, ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ МЫ ЛУЧШЕ УСВОИЛИ ТЕМЫ, ПОДОБРАЛИ ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, РАССМОТРЕЛИ ИХ РЕШЕНИЯ. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ ОКАЗАЛАСЬ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ «ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ ВОКРУГ НАС». НА ПОПУЛЯРНОМ ПРАКТИЧЕСКОМ УРОВНЕ МЫ ПОКАЗАЛИ СВЯЗЬ ТЕМЫ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, НАМ УДАЛОСЬ РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЕ.
ТЕМА «ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ» ПРЕДСТАЛА ПЕРЕД НАМИ НЕ КАК НАБОР РАЗРОЗНЕННЫХ ФАКТОВ, А КАК ЦЕЛЬНАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ТЕМА ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО ХАРАКТЕРА.

ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ – ЭТО ПРОСТО, ЭТО СЛОЖНО, ЭТО ИНТЕРЕСНО!
 

ВЫВОД      РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ ДАЛА НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО «ПОГРУЗИТЬСЯ» В ТЕМУ «ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ»,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть