Слайд 2
Урок- исследование:
Методика решения задач с пропорциональными величинами
Слайд 3Эпиграф урока.
«С малой удачи начинается большой успех»
Слайд 5
Дополните условие задачи и
решите задачу:
В магазин привезли 6 ящиков апельсинов.
Сколько кг апельсинов привезли в магазин?
24 кг помидоров разложили в ящики. Сколько кг помидоров в одном ящике?
Маша купила тетради по 4р за каждую. Сколько тетрадей купила Маша?
Слайд 6
Выделите величины, используемые в задаче, установите связи между ними и
решите задачи:
Шарик стоит 45р. Сколько шариков можно купить на 180р?
(Цена, количество, стоимость;
Чтобы найти количество нужно стоимость разделить на цену;
180:45=4 (шарика))
Слайд 7В одной тетради 12 листов. Сколько листов в 8 таких тетрадях?
(Количество листов в 1 тетради, число тетрадей, всего листов;
Чтобы найти сколько всего листов нужно количество листов в 1 тетради умножить на число тетрадей;
12х8=96(листов))
Слайд 8В 7 одинаковых ящиках 154кг яблок. Сколько кг яблок в одном
ящике?
(Масса одного ящика, количество ящиков, общая масса;
Чтобы найти массу одного ящика нужно общую массу разделить на количество ящиков;
154:7=22 (кг))
Слайд 9Составьте задачу по таблице и решите задачу.
Расход на 1
деталь Количество деталей Общий расход
4кг 16 ?
Емкость одной банки Число банок Общая емкость
3л ? 51л
Цена Количество Стоимость
? 6 мячей 72р
Слайд 10
Выберите тройку величин, соответствующую задаче:
а. В 6 ящиках 30кг ягод. Сколько
ягод в 2 таких же ящиках?
Цена, количество, стоимость
Масса 1 предмета, количество предметов, общая масса
Скорость, время, расстояние
Расход на 1 вещь, количество вещей, общий расход
Слайд 11Выберите тройку величин, соответствующую задаче:
б. Поезд проходит 320 км за 5ч.
Какое расстояние он пройдет за 8ч двигаясь с этой же скоростью?
Цена, количество, стоимость
Масса 1 предмета, количество предметов, общая масса
Скорость, время, расстояние
Расход на 1 вещь, количество вещей, общий расход
Слайд 12Выберите тройку величин, соответствующую задаче:
в. Бабушка связала 4 одинаковые шапки из
12 мотков шерсти. Сколько мотков шерсти понадобится на 8 таких шапок?
Цена, количество, стоимость
Масса 1 предмета, количество предметов, общая масса
Скорость, время, расстояние
Расход на 1 вещь, количество вещей, общий расход
Слайд 13Выберите тройку величин, соответствующую задаче:
г. За 4кг яблок заплатили 160р. Сколько
надо заплатить за 5 кг таких яблок?
Цена, количество, стоимость
Масса 1 предмета, количество предметов, общая масса
Скорость, время, расстояние
Расход на 1 вещь, количество вещей, общий расход
Слайд 14
Выберите выражение, которое является решением задачи:
1. Бабушка связала 4 одинаковые шапки
из 12
мотков шерсти. Сколько мотков шерсти
понадобится на 8 таких шапок?
12:4х8
12:4-8
12:(8-4)
12х(8:4)
Слайд 15Выберите выражение, которое является решением задачи:
2. В 4 тетрадях 48 листов.
Сколько листов в 7 таких
тетрадях?
48:4+7
48:4х7
48:4-7
48:(7-4)
Слайд 16Выберите выражение, которое является решением задачи:
3. В 3 ведрах 27 литров
молока. В скольких таких
ведрах 81 литр молока?
81:3:27
81:3х27
81:(27:3)
3х(81:27)
Слайд 17Составьте задачу по вспомогательной модели и решите устно.
1 способ
2 способ
1) 24:8=3 (м) на 1 пальто 1) 36:24=1,5 (раза) 36м˃чем 24м
2) 36:3=12 (пальто) 2) 8х1,5=12 (пальто)
Ответ: 12 пальто
Слайд 18Составьте задачу по вспомогательной модели и решите устно.
1 способ
2 способ
1) 40:8=5 (ведер) 1) 16:8=2 (раза) 16л˃чем 8л
2) 16х5=80 (л) 2) 40х2=80 (л)
Ответ: 80л
Слайд 19Составьте задачу по вспомогательной модели и решите устно.
240 р
1) 50+30=80 (р)
шапка и шарф
2) 240:80=3 (шапки и шарфа)
3) 50х3=150 (р) шапки
4) 30х3=90 (р) шарфы
Ответ: Шапки 150р, шарфы 90р
Слайд 20Составьте задачу по вспомогательной модели и решите устно.
120 кг
1) 6+4=10 (ящ)
всего
2) 120:10=12 (кг) в 1 ящике
3) 12х6=72 (кг) помидоры
4) 12х4=48 (кг) огурцы
Ответ: Помидоры 72кг, огурцы 48кг
Слайд 21
Исследование
Два покупателя купили материю по одинаковой
цене: первый -6м, второй
-4м. Первый покупатель
заплатил 30р. Сколько денег заплатил второй
покупатель?
Слайд 22Указание к работе в группах
Прочитайте задачу
Выделите условие и требование
Выделите величины используемые
в задаче
Выполните вспомогательную модель задачи в виде таблицы
Решите задачу различными способами
Установите какой покупатель уплатил больше денег и почему
За сколько метров материи первый покупатель уплатил столько же денег, сколько уплатил второй покупатель
Сделайте вывод: сколько рублей уплатил первый покупатель за 2м. материи
Слайд 23Предупредительный сигнал об окончании работы
15
Осталось
секунд!
Слайд 251 способ
1) 30:6=5(р) за 1м
2) 5х4=20(р) второй покупатель
2 способ
1) 6:4=1,5 (раза)
4м˂6м
2) 30:1,5=20(р) второй покупатель
Ответ: второй покупатель заплатил 20руб
Слайд 26
Исследование
решения задачи на нахождение неизвестных по двум разностям.
Найдите разность чисел, показывающих
стоимость
2. Что показывает это число?
3. Запишите в новую таблицу это число и выполните схематический рисунок с помощью отрезков
4. Составьте задачу на этой таблице
5. Решите задачу
Слайд 27
Два покупателя купили материю по одинаковой цене: первый –
6м, второй-
4м. Первый заплатил на 10р больше. Сколько
денег заплатил каждый покупатель?
10р
?
?
1) 6-4=2(м) на 10руб
2) 10:2=5(р) цена
3) 5х6=30(р) первый покупатель
4) 5х4=20(р) второй покупатель
Ответ: 1й покупатель заплатил 30р, 2й–20р
Слайд 28
Рассмотренная задача называется задачей на нахождение неизвестных
по двум разностям.
Такие задачи включают две переменные величины, связанные пропорциональной зависимостью и одну постоянную величину, причем даны два значения одной переменной величины и разность соответствующих значений другой переменной, а сами значения этой переменной являются искомыми.
В начальных классах рассматриваются задачи на нахождение неизвестных по двум разностям только с прямо пропорциональной зависимостью и только двух видов.
Эти задачи решаются только способом нахождения значения постоянной величины.
Слайд 29 «Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости.»
Н.
Я. Виленкин.
Слайд 30 Откроем учебник
на странице 59
, задача № 222
На одной пасеке было 47 ульев, а на другой-52 улья.
С первой пасеки собрали на 350 кг меда меньше, чем со второй.
Сколько килограммов меда собрали с каждой пасеки, если считать, что с каждого улья получили одно и то же количество меда?
Слайд 3152-47=5 (ульев) ˂на 1п чем во 2п
350:5=70 (кг) с одного улья
70х47=3290
(кг) с 1п
70х52=3640 (кг) со 2п
Ответ: С 1п-3290кг, со 2п-3640кг.
Слайд 32Самостоятельная работа.
1 вариант
В 9 одинаковых наборах 54 чашки. Сколько чашек в
5 таких наборах?
Две бригады изготовили за смену 128 деталей. Сколько деталей изготовила каждая бригада, если в одной из них 7 человек, а в другой 9 человек?
В одном куске 3м ткани, в другом 7м такой же ткани. Второй кусок стоит на 240р дороже первого. Сколько стоит каждый кусок ткани?
2 вариант
За 5м ткани заплатили 40р. Сколько стоят 7м такой же ткани?
Двое рабочих заработали 840 рублей. Первый работал 5 недель, а второй- 7 недель. Сколько денег заработал каждый рабочий?
В один магазин привезли 12 одинаковых бидонов молока, в другой-18 таких же бидонов. В первый магазин привезли на 228 л молока меньше, чем во второй. Сколько л молока привезли в каждый магазин?
Слайд 33Спасибо за совместную работу.
Новых открытий, плодотворной работы, успехов в обучении, личностного
роста…