Презентация, доклад по математике на тему Софизмы (5-6 класс)

Содержание

Найдите значение выражения, применяя для упрощения вычислений свойства сложения и вычитания:Ы) 4105 + 4937 + 2895 М) (8978 + 2859) - 1859 И) (5937 + 3887) - 4937 Ф) 5836 - (2836 + 989) С)

Слайд 1
Правильно понятая ошибка - это путь к открытию.
И. П. Павлов

Правильно понятая ошибка - это путь к открытию. И. П. Павлов

Слайд 2Найдите значение выражения, применяя для упрощения вычислений свойства сложения и вычитания:
Ы)

4105 + 4937 + 2895
М) (8978 + 2859) - 1859
И) (5937 + 3887) - 4937
Ф) 5836 - (2836 + 989)
С) 8381 - (1623 + 6381)
О) 9967 - 5783 - 2217
З) 4357 + 8829 - 3357
Найдите значение выражения,  применяя для упрощения вычислений свойства сложения и вычитания:Ы) 4105 + 4937 + 2895

Слайд 3СОФИЗМЫ
6 класс
Учитель математики
МБОУ «СОШ №9» г. Новочебоксарска ЧР Михайлова

Тамара Александровна
СОФИЗМЫ 6 классУчитель математики МБОУ «СОШ №9» г. Новочебоксарска ЧР Михайлова Тамара Александровна

Слайд 4Цель занятия:

дать определение «софизм», узнать как они появились, определить сферу его

применения, научиться распознавать софизмы.

Цель занятия:дать определение «софизм», узнать как они появились, определить сферу его применения, научиться распознавать софизмы.

Слайд 5Что такое софизм?
Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного.

Каким

бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
Что такое софизм?Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного.Каким бы ни был софизм, он обязательно

Слайд 6Что такое софизм?
Понять софизм (решить его и найти ошибку) получается не

сразу. Некоторые софизмы приходится разбирать по нескольку раз, чтобы действительно в них разобраться.
Развитая логика мышления поможет не только в решении каких-нибудь математических задач, но может пригодиться в жизни.
Что такое софизм?Понять софизм (решить его и найти ошибку) получается не сразу. Некоторые софизмы приходится разбирать по

Слайд 7Из истории софизмов
Где появились софизмы?
В Древней Греции.

Для чего они создавались? С

какой целью?
Появление софизмов заставило математиков
задуматься о логическом строении
геометрии и арифметики.

Кто придумал математические софизмы?
Мудрец Зенон Элейский в V веке до нашей эры.
Из истории софизмовГде появились софизмы?В Древней Греции.Для чего они создавались? С какой целью?Появление софизмов заставило математиков задуматься

Слайд 8Из истории софизмов
В Древней Греции «софисты» (от греческого слова sofos, означающего

мудрость) – мыслители, люди, авторитетные в различных вопросах.

Их задачей обычно было научить убедительно защитить любую точку зрения.
Из истории софизмовВ Древней Греции «софисты» (от греческого слова sofos, означающего мудрость) – мыслители, люди, авторитетные в

Слайд 9Древние софизмы
«Рогатый»
То, что ты не потерял, ты и имеешь.
Ты не

потерял рога,
следовательно, ты их имеешь.



Древние софизмы«Рогатый»То, что ты не потерял, ты и имеешь. Ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь.

Слайд 10Древние софизмы
«Сидящий»
Сидящий встал;
кто встал, тот стоит;
следовательно, сидящий стоит.

Древние софизмы«Сидящий»Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит.

Слайд 11Древние софизмы
«Сократ»
Сократ - человек;
человек - не то же самое, что

Сократ;
значит, Сократ - это нечто иное, чем Сократ.

СОКРАТ (469—399 до н.э.) — выдающийся афинский философ.

Древние софизмы«Сократ»Сократ - человек; человек - не то же самое, что Сократ; значит, Сократ - это нечто

Слайд 12Древние софизмы
«Глаза»
Для того чтобы видеть, вовсе необязательно иметь глаза, ведь без

правого глаза мы видим, без левого тоже видим; кроме правого и левого, других глаз у нас нет; поэтому ясно, что глаза не являются необходимыми для зрения.
Древние софизмы«Глаза»Для того чтобы видеть, вовсе необязательно иметь глаза, ведь без правого глаза мы видим, без левого

Слайд 13Древние софизмы
«Лжец или правдолюб?»
Если какой-нибудь человек говорит, что он лжет, то

лжет ли он или говорит правду?
Древние софизмы«Лжец или правдолюб?»Если какой-нибудь человек говорит, что он лжет, то лжет ли он или говорит правду?

Слайд 14Древние софизмы
«Полупустое и полуполное»
Полупустое есть то же, что и полу полное.


Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное.
Древние софизмы«Полупустое и полуполное»Полупустое есть то же, что и полу полное. Если равны половины, значит, равны и

Слайд 15Физкульминутка

Физкульминутка

Слайд 16Математические софизмы
Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются

незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки.

Особенно часто в софизмах выполняют "запрещенные" действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил.

Математические софизмы Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие

Слайд 17Математические софизмы бывают

Логическими
Алгебраическими
Геометрическими

Математические софизмы бывают Логическими АлгебраическимиГеометрическими

Слайд 18Типичные ошибки в математических софизмах:

Запрещенные действия: деление на ноль.
Неправильные выводы из

равенства дробей.
Неправильное извлечение квадратного корня из квадрата выражения.
Нарушения правил действия с именованными величинами.
Проведение преобразований над математическими объектами, не имеющими смысла.
Пренебрежение условиями формул и правил.
Типичные ошибки  в математических софизмах:Запрещенные действия: деление на ноль.Неправильные выводы из равенства дробей.Неправильное извлечение квадратного корня

Слайд 19Пять равно шести

Возьмем числовое тождество: 35 + 10 - 45 =

42 + 12 - 54.
Вынесем общие множители левой и правой части за скобки.
Получим: 5·(7 + 2 – 9) = 6·(7 + 2 – 9).
Разделим обе части на общий множитель заключенный в скобки, т.е. на (7 + 2 – 9).
Получим 5 = 6.
В чем ошибка?

Пять равно шестиВозьмем числовое тождество: 35 + 10 - 45 = 42 + 12 - 54.Вынесем общие

Слайд 20Разбор софизма

Нельзя делить на 7 + 2 – 9 = 0.


Разбор софизмаНельзя делить на 7 + 2 – 9 = 0.

Слайд 214 рубля = 40 000 копейкам

Возьмем верное равенство:
2 р. =

200 к. и возведем его по частям в квадрат.
Мы получим: 4 р. = 40 000 к.
В чем ошибка?

4 рубля = 40 000 копейкамВозьмем верное равенство: 2 р. = 200 к. и возведем его по

Слайд 22Разбор софизма

Возведение в квадрат денег не имеет смысла.

Разбор софизмаВозведение в квадрат денег не имеет смысла.

Слайд 231 рубль не равен 100 копейкам
Любые два равенства можно перемножить почленно,

не нарушая при этом равенства, т. е. если а = b и c = d, то ac = bd.
Применим это положение к двум очевидным равенствам:
1 р. = 100 к. и 10 р. = 1000 к.
Перемножая эти равенства почленно, получим
10 р. = 100 000 к. и, разделив последнее равенство на 10, получим, что 1 р. = 10 000 к.
Таким образом, один рубль не равен ста копейкам. Где ошибка?

1 рубль не равен 100 копейкамЛюбые два равенства можно перемножить почленно, не нарушая при этом равенства, т.

Слайд 24Разбор софизма

Ошибка, допущенная в этом софизме, состоит в нарушении правила действий

с именованными величинами: все действия, совершаемые над величинами, необходимо совершать также и над их размерностями.

Разбор софизмаОшибка, допущенная в этом софизме, состоит в нарушении правила действий с именованными величинами: все действия, совершаемые

Слайд 25Последние годы нашей жизни короче, чем первые
Известно старое изречение: в молодости

время идёт медленнее, а в старости скорее. Это изречение можно доказать математически.
Действительно, человек проживает следующую часть своей жизни:
в течение тридцатого года - 1/30 часть,
в течение сорокового года - 1/40 часть,
в течение пятидесятого - 1/50 часть,
в течение шестидесятого - 1/60 часть.
Совершенно очевидно, что 1/30 > 1/40 > 1/50 > 1/60, откуда ясно, что последние годы нашей жизни короче первых.
Не подвела ли математика?


Последние годы нашей жизни короче, чем первыеИзвестно старое изречение: в молодости время идёт медленнее, а в старости

Слайд 26Разбор софизма

Действительно, 1/30 > 1/40 > 1/50 > 1/60.
Но неверно

утверждение, что в течение тридцатого года человек проживает 1/30 часть жизни, он проживает 1/30 только той части жизни, которую он к этому моменту прожил, но именно части, а не всей жизни.
Нельзя сравнивать между собой части различных отрезков времени.

Разбор софизмаДействительно, 1/30 > 1/40 > 1/50 > 1/60. Но неверно утверждение, что в течение тридцатого года

Слайд 27Дважды два - пять
Известно, что 2·2 = 4.
Докажем, что 2·2

= 5. а значит 4 = 5.

Напишем тождество 4:4 = 5:5.
Вынесем из каждой части тождества общие
множители за скобки, получаем: 4·(1:1)=5·(1:1).
Так как 1:1=1, то 4 = 5, или 2·2=5.
Где ошибка?

Дважды два - пятьИзвестно, что 2·2 = 4. Докажем, что 2·2 = 5. а значит 4 =

Слайд 28Разбор софизма

Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части

и 5 из правой части.
Действительно, 4:4≠4·(1:1), т.к. 4:4=1:1.
Аналогично, 5:5≠5·(1:1), т.к. 5:5=1:1.

Разбор софизмаОшибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой части. Действительно,

Слайд 29Разбор софизма

Существуют и другие способы доказательства этого софизма.

Старый, всем известный анекдот

Разбор софизмаСуществуют и другие способы доказательства этого софизма.Старый, всем известный анекдот

Слайд 30Четырежды четыре – двадцать пять!

Докажите!!!

Четырежды четыре – двадцать пять!Докажите!!!

Слайд 31Другие математические софизмы :
Все числа равны между собой.
Расстояние от Земли до

Солнца равно толщине волоска.
Любое, отличное от нуля, число равно противоположному ему числу.
Любое число равно его половине.
Спичка вдвое длиннее телеграфного столба.
Отрицательное число больше положительного.
Любое число равно числу, в два раза большему его.
Любое число равно 0.
Квадрат любого числа равен 1.

Другие математические софизмы :Все числа равны между собой.Расстояние от Земли до Солнца равно толщине волоска.Любое, отличное от

Слайд 32Софизм учебы
Песенка английских студентов
The more you study, the more you know
The

more you know, the more you forget
The more you forget, the less you know
The less you know, the less you forget
The less you forget, the more you know
So why study?

Софизм учебыПесенка английских студентовThe more you study, the more you knowThe more you know, the more you

Слайд 33Перевод
Песенка английских студентов
Чем больше учишься, тем больше знаешь. Чем больше знаешь,

тем больше забываешь... Чем больше забываешь, тем меньше знаешь... Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь. Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь. Так для чего учиться?

Перевод Песенка английских студентовЧем больше учишься, тем больше знаешь. Чем больше знаешь, тем больше забываешь... Чем больше

Слайд 34Поиск заключенных в софизме ошибок, ясное понимание их причин ведут к

осмысленному постижению математики и, кроме того, показывает, что математика – это живая наука.

В математических вопросах нельзя пренебрегать даже самыми малыми ошибками.

И. Ньютон

Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств.

Л. Эйлер

Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.

Б. Паскаль

Поиск заключенных в софизме ошибок, ясное понимание их причин ведут к осмысленному постижению математики и, кроме того,

Слайд 35Выводы:
Разбор софизмов, прежде всего, развивает логическое мышление, то есть прививает навыки

правильного мышления.
Что особенно важно, разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается.
Наконец, разбор софизмов увлекателен. Чем труднее софизм, тем большее удовлетворение доставляет его анализ.
Выводы:Разбор софизмов, прежде всего, развивает логическое мышление, то есть прививает навыки правильного мышления.Что особенно важно, разбор софизмов

Слайд 36Практическое задание.
Софизм «Когда же учится?»
По ночам занятий нет, половина суток свободна.

Остаётся: 365-182=183 (дня).
В школе ученики занимаются половину дня, значит, вторая половина (или четвёртая часть суток) может быть свободна. Остаётся: 183-183:4≈137 (дней).
В году 52 воскресенья. Из них на каникулы приходится 15 дней, таким образом, выходных в учебном году 52 - 15 = 37 (дней).
Итого, остаётся 137 – 37 = 100 (дней).
Но есть ещё каникулы: осенние (5 дней), зимние (10 дней), весенние (7 дней), летние (78 дней). Всего 5+10+7+78=100 (дней).
Итак, школьники заняты в году: 100-100 = 0 (дней).
Когда же учиться?!

Практическое задание.Софизм «Когда же учится?»По ночам занятий нет, половина суток свободна. Остаётся: 365-182=183 (дня).В школе ученики занимаются

Слайд 37Рефлексия

Рефлексия

Слайд 38Спасибо за внимание!
Урок окончен.

Спасибо за внимание!Урок окончен.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть