Слайд 1
Правильно понятая ошибка - это путь к открытию.
И. П. Павлов
Слайд 2Найдите значение выражения,
применяя для упрощения вычислений свойства сложения и вычитания:
Ы)
4105 + 4937 + 2895
М) (8978 + 2859) - 1859
И) (5937 + 3887) - 4937
Ф) 5836 - (2836 + 989)
С) 8381 - (1623 + 6381)
О) 9967 - 5783 - 2217
З) 4357 + 8829 - 3357
Слайд 3СОФИЗМЫ
6 класс
Учитель математики
МБОУ «СОШ №9» г. Новочебоксарска ЧР Михайлова
Тамара Александровна
Слайд 4Цель занятия:
дать определение «софизм», узнать как они появились, определить сферу его
применения, научиться распознавать софизмы.
Слайд 5Что такое софизм?
Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного.
Каким
бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
Слайд 6Что такое софизм?
Понять софизм (решить его и найти ошибку) получается не
сразу. Некоторые софизмы приходится разбирать по нескольку раз, чтобы действительно в них разобраться.
Развитая логика мышления поможет не только в решении каких-нибудь математических задач, но может пригодиться в жизни.
Слайд 7Из истории софизмов
Где появились софизмы?
В Древней Греции.
Для чего они создавались? С
какой целью?
Появление софизмов заставило математиков
задуматься о логическом строении
геометрии и арифметики.
Кто придумал математические софизмы?
Мудрец Зенон Элейский в V веке до нашей эры.
Слайд 8Из истории софизмов
В Древней Греции «софисты» (от греческого слова sofos, означающего
мудрость) – мыслители, люди, авторитетные в различных вопросах.
Их задачей обычно было научить убедительно защитить любую точку зрения.
Слайд 9Древние софизмы
«Рогатый»
То, что ты не потерял, ты и имеешь.
Ты не
потерял рога,
следовательно, ты их имеешь.
Слайд 10Древние софизмы
«Сидящий»
Сидящий встал;
кто встал, тот стоит;
следовательно, сидящий стоит.
Слайд 11Древние софизмы
«Сократ»
Сократ - человек;
человек - не то же самое, что
Сократ;
значит, Сократ - это нечто иное, чем Сократ.
СОКРАТ (469—399 до н.э.) — выдающийся афинский философ.
Слайд 12Древние софизмы
«Глаза»
Для того чтобы видеть, вовсе необязательно иметь глаза, ведь без
правого глаза мы видим, без левого тоже видим; кроме правого и левого, других глаз у нас нет; поэтому ясно, что глаза не являются необходимыми для зрения.
Слайд 13Древние софизмы
«Лжец или правдолюб?»
Если какой-нибудь человек говорит, что он лжет, то
лжет ли он или говорит правду?
Слайд 14Древние софизмы
«Полупустое и полуполное»
Полупустое есть то же, что и полу полное.
Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное.
Слайд 16Математические софизмы
Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются
незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки.
Особенно часто в софизмах выполняют "запрещенные" действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил.
Слайд 17Математические софизмы бывают
Логическими
Алгебраическими
Геометрическими
Слайд 18Типичные ошибки
в математических софизмах:
Запрещенные действия: деление на ноль.
Неправильные выводы из
равенства дробей.
Неправильное извлечение квадратного корня из квадрата выражения.
Нарушения правил действия с именованными величинами.
Проведение преобразований над математическими объектами, не имеющими смысла.
Пренебрежение условиями формул и правил.
Слайд 19Пять равно шести
Возьмем числовое тождество: 35 + 10 - 45 =
42 + 12 - 54.
Вынесем общие множители левой и правой части за скобки.
Получим: 5·(7 + 2 – 9) = 6·(7 + 2 – 9).
Разделим обе части на общий множитель заключенный в скобки, т.е. на (7 + 2 – 9).
Получим 5 = 6.
В чем ошибка?
Слайд 20Разбор софизма
Нельзя делить на 7 + 2 – 9 = 0.
Слайд 214 рубля = 40 000 копейкам
Возьмем верное равенство:
2 р. =
200 к. и возведем его по частям в квадрат.
Мы получим: 4 р. = 40 000 к.
В чем ошибка?
Слайд 22Разбор софизма
Возведение в квадрат денег не имеет смысла.
Слайд 231 рубль не равен 100 копейкам
Любые два равенства можно перемножить почленно,
не нарушая при этом равенства, т. е. если а = b и c = d, то ac = bd.
Применим это положение к двум очевидным равенствам:
1 р. = 100 к. и 10 р. = 1000 к.
Перемножая эти равенства почленно, получим
10 р. = 100 000 к. и, разделив последнее равенство на 10, получим, что 1 р. = 10 000 к.
Таким образом, один рубль не равен ста копейкам. Где ошибка?
Слайд 24Разбор софизма
Ошибка, допущенная в этом софизме, состоит в нарушении правила действий
с именованными величинами: все действия, совершаемые над величинами, необходимо совершать также и над их размерностями.
Слайд 25Последние годы нашей жизни короче, чем первые
Известно старое изречение: в молодости
время идёт медленнее, а в старости скорее. Это изречение можно доказать математически.
Действительно, человек проживает следующую часть своей жизни:
в течение тридцатого года - 1/30 часть,
в течение сорокового года - 1/40 часть,
в течение пятидесятого - 1/50 часть,
в течение шестидесятого - 1/60 часть.
Совершенно очевидно, что 1/30 > 1/40 > 1/50 > 1/60, откуда ясно, что последние годы нашей жизни короче первых.
Не подвела ли математика?
Слайд 26Разбор софизма
Действительно, 1/30 > 1/40 > 1/50 > 1/60.
Но неверно
утверждение, что в течение тридцатого года человек проживает 1/30 часть жизни, он проживает 1/30 только той части жизни, которую он к этому моменту прожил, но именно части, а не всей жизни.
Нельзя сравнивать между собой части различных отрезков времени.
Слайд 27Дважды два - пять
Известно, что 2·2 = 4.
Докажем, что 2·2
= 5. а значит 4 = 5.
Напишем тождество 4:4 = 5:5.
Вынесем из каждой части тождества общие
множители за скобки, получаем: 4·(1:1)=5·(1:1).
Так как 1:1=1, то 4 = 5, или 2·2=5.
Где ошибка?
Слайд 28Разбор софизма
Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части
и 5 из правой части.
Действительно, 4:4≠4·(1:1), т.к. 4:4=1:1.
Аналогично, 5:5≠5·(1:1), т.к. 5:5=1:1.
Слайд 29Разбор софизма
Существуют и другие способы доказательства этого софизма.
Старый, всем известный анекдот
Слайд 30Четырежды четыре – двадцать пять!
Докажите!!!
Слайд 31Другие математические софизмы :
Все числа равны между собой.
Расстояние от Земли до
Солнца равно толщине волоска.
Любое, отличное от нуля, число равно противоположному ему числу.
Любое число равно его половине.
Спичка вдвое длиннее телеграфного столба.
Отрицательное число больше положительного.
Любое число равно числу, в два раза большему его.
Любое число равно 0.
Квадрат любого числа равен 1.
Слайд 32Софизм учебы
Песенка английских студентов
The more you study, the more you know
The
more you know, the more you forget
The more you forget, the less you know
The less you know, the less you forget
The less you forget, the more you know
So why study?
Слайд 33Перевод
Песенка английских студентов
Чем больше учишься, тем больше знаешь.
Чем больше знаешь,
тем больше забываешь...
Чем больше забываешь, тем меньше знаешь...
Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь.
Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.
Так для чего учиться?
Слайд 34Поиск заключенных в софизме ошибок, ясное понимание их причин ведут к
осмысленному постижению математики и, кроме того, показывает, что математика – это живая наука.
В математических вопросах нельзя пренебрегать даже самыми малыми ошибками.
И. Ньютон
Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств.
Л. Эйлер
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.
Б. Паскаль
Слайд 35Выводы:
Разбор софизмов, прежде всего, развивает логическое мышление, то есть прививает навыки
правильного мышления.
Что особенно важно, разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается.
Наконец, разбор софизмов увлекателен. Чем труднее софизм, тем большее удовлетворение доставляет его анализ.
Слайд 36Практическое задание.
Софизм «Когда же учится?»
По ночам занятий нет, половина суток свободна.
Остаётся: 365-182=183 (дня).
В школе ученики занимаются половину дня, значит, вторая половина (или четвёртая часть суток) может быть свободна. Остаётся: 183-183:4≈137 (дней).
В году 52 воскресенья. Из них на каникулы приходится 15 дней, таким образом, выходных в учебном году 52 - 15 = 37 (дней).
Итого, остаётся 137 – 37 = 100 (дней).
Но есть ещё каникулы: осенние (5 дней), зимние (10 дней), весенние (7 дней), летние (78 дней). Всего 5+10+7+78=100 (дней).
Итак, школьники заняты в году: 100-100 = 0 (дней).
Когда же учиться?!
Слайд 38Спасибо за внимание!
Урок окончен.