Слайд 1Слеп физик без математики.
М.В.Ломоносов
Физико-
математический
брейн-ринг
Слайд 2Статую красит вид, а человека – его деяния.
Пифагор
Приветствие команд
Слайд 3В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.
Н.Е.Жуковский
Разминка
Слайд 4Вопрос №1
Кому принадлежит
высказывание: «Математика – царица наук, а арифметика – царица математики»?
A. Николаю Лобачевскому.
Б. Леонарду Эйлеру.
B. Карлу Фридриху Гауссу.
Г. Блезу Паскалю.
Слайд 5Вопрос №2
Трапеция с древнегреческого означает...
А. Столик.
Б. Парус.
В. Лестница.
Г.Плоскость
Слайд 6Вопрос №3
Какая теорема в старину называлась «теоремой
невесты»?
A. Теорема Фалеса.
Б. Теорема Виета.
B. Теорема Пифагора.
Г. Теорема о подобии треугольников.
Слайд 7Вопрос №4
Пункт А находится на расстоянии 60 км от пункта Б.
В одно и то же время из этих пунктов выехали на встречу друг другу два велосипедиста со скоростью 15км в час. Вместе с первым велосипедистом из пункта А вылетела оса, скорость которой, 20 км в час. Оса обогнала первого и полетела навстречу второму, выехавшему из пункта Б. Повстречав первого велосипедиста, оса снова полетела навстречу второму велосипедисту. И так продолжала летать вперед и назад до тех пор, пока велосипедисты не встретились. Тогда она успокоилась и села одному из них на кепку. Сколько километров пролетела оса?
Слайд 8Ответ на вопрос №4
Оса летала столько времени, сколько прошло до
встречи велосипедистов, т.е. 2 часа, следовательно она пролетела 40 км.
S = v t
S = 20км/ч ·2ч =40км
Слайд 9Вопрос №5
На озере росли лилии.
Каждый
день их число удваивалось, и на 20-й день
заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?
Слайд 10Ответ на вопрос №5
На озере росли лилии. Каждый день
их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (на 19 день)
Слайд 11Черный ящик
То, что лежит в «черном» ящике, изобрёл очень талантливый юноша,
который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране впервые обнаружены в Нижнем Новгороде. Писатель Ю.Олеша писал: «В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжёлая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку».
Слайд 12Исторический конкурс
К геометрии нет особого пути даже для царей!
Евклид
Слайд 13Вопрос №6
Кто по преданию, из великих геометров
древности сказал вражескому солдату, пришедшему убить его: «Не тронь моих кругов!»
Слайд 14Ответ на вопрос №6
Это слова Архимеда
(около 218 – 212
гг. до н.э.), погибшего при захвате римлянами его родного города Сиракузы. Легенда гласит, что Архимед изобрел сильные зеркала, с помощью которых на расстоянии были сожжены корабли противника. Когда пришел римский солдат, Архимед был увлечен решением задачи, чертеж которой был сделан на песке.
Слайд 15Архимед
(около 218 – 212 гг. до н.э.)
Архимед - древнегреческий ученый, математик
и механик. Развил методы нахождения площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел. Архимед вычислил площади эллипса, параболического сегмента, нашел площади поверхности конуса и шара, объемы шара и сферического сегмента, а также различных тел вращения и их сегментов.
Слайд 16Вопрос №7
В Древнем Египте 4000 лет тому
назад землемеров называли «гарпедонаптами», т.е. «канатонатягивателями». С чем связано такое название?
Слайд 17Ответ на вопрос №7
Это связано с теоремой Пифагора, которая
применялась для построения прямых углов на местности с помощью веревочного треугольника со сторонами, равными 3, 4, 5 («египетский треугольник»). Стороны этого треугольника натягивались с помощью колышков, воткнутых в землю в вершинах треугольника.
Слайд 18Вопрос №8
Какие книги М.В.Ломоносов называл «вратами своей
учености»? Что вам известно об авторе книге по арифметике ?
Слайд 19Ответ на вопрос №8
«Арифметику» Л.Ф.Магницкого и «Грамматику» М.Г.Смотрицкого. Фамилия
автора «Арифметики» неизвестна. Петр I был восхищен его глубокими знаниями, притягивающими людей, что называл его магнитом и приказал «писаться Магницким».
Слайд 22Вопросы болельщикам
Одна нога и шапка, а головы-то нет.
Под двумя дугами два
яблока с кругами.
Когда сухо – клин, когда мокро – блин, одна нога, и та без сапога.
Два брюшка, четыре ушка
Пять чуланов, а ход один.
Двое стоят, двое лежат, один водит, двое ходят.
Слайд 23
Картина Богданова-
Бельского «Устный счет в
народной школе
С.А.Рачинского»
Слайд 25 вопрос №9,(5 минут)
Вспомнить и записать как можно больше
слов, имеющих отношение к математике и начинающихся на букву «П».
Слайд 27 вопрос болельщикам,
(5 минут)
Вспомнить как можно больше пословиц, имеющих
отношение к математике, (если встречаются имена числительные).
Слайд 28Ответ на вопрос №8
18 треугольников
Слайд 29 Сколько сыновей и внуков ?
Один старик говорит другому: «У
каждого из моих сыновей столько же сыновей, сколько у меня, а потому число моих внуков превышает 50, но все же меньше 80. Смекни-ка, сколько сыновей в этой кампании ?
Слайд 30Затруднительное
положение
Мужичку надо переправить
через реку волка, козу и капусту. Да вот беда: лодка так мала, что в ней может поместиться только мужичок, а с ним либо волк, либо коза, либо капуста. При переправе волка нельзя оставить с козой, так как он ее съест. Капусту нельзя оставить с козой. Мужичок думал-думал, но все-таки перевез всех на другую сторону. Как это удалось?
Слайд 31Ответ на Затруднительное
положение
Переправа
совершается так:
Туда –мужик и коза, обратно –один мужик
Туда –мужик и волк, обратно- мужик и коза;
Туда –мужик и капуста, обратно –один мужик;
Туда –мужик и коза.