Задачи из учебника Л.Ф. Магницкого оказались весьма жизнеспособными, многие из них перешли в последующие учебники, и до настоящего времени они часто приводятся авторами арифметических и алгебраических задачников. Эти задачи весьма интересны, они дают возможность почувствовать колорит и особенности языка той эпохи. Поэтому, я считаю, что выбранная мною проблема актуальна в наше время.
Актуальность проблемы
Проблема:
Цель исследования
Познакомиться с биографией великого русского математика и педагога Леонтия Филипповича Магницкого; с его первым печатным учебником математики; с влиянием этой книги на развитие физико-математических знаний и исследований в России.
К великим Своим намерениям премудрый Монарх предусмотрел за
необходимо нужное дело, чтобы всякого рода знания распространить в Отечестве и людей, искусных в высоких науках…
М.В.Ломоносов, 1755
Возможно, что он был родным племянником архимандрита Нектария, устроителя Ниловой пустоши близ Осташкова Тверской губернии и потому имел доступ к церковным книгам.
Иосифо-Волоколамский монастырь
Московский Симонов монастырь
Славяно-греко-латинская
академия
В знак почтения и признания достоинств Пётр I жаловал ему фамилию Магницкий, «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».
1703 составил первую в России учебную энциклопедию по математике под заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена» тираж 2400 экземпляров.
Как учебник эта книга более полувека употреблялась в школах благодаря научно-методическим и литературным достоинствам.
Внешний вид книги
Переплет - доски обтянутые кожей
Надпись внизу поясняет:
«Арифметика что деет на столпах, то все имеет».
Фронтиспис
В начале учебника – пышный фронтиспис, увенчанный русским гербом. Внизу слева изображён Пифагор с весами и таблицей с награвированными арабскими цифрами, справа – Архимед с небесной сферой и таблицей, заполненной алгебраическими формулами.
«И желаем да будет сей труд,
добре пользовать русский весь люд»
В Арифметике Л.Ф.Магницкого
большое количество задач,
Их условия взяты из жизни,
быта, современного Магницкому
Решение:
Задача о сукне.
Решение:
Решение:
Поскольку за 8 часов 6 человек выпивают бочонок кваса, то за один час такой же бочонок кваса выпьют 48 человек, а тогда за 3 часа этот бочонок кваса выпьют 16 человек.
Решение:
Алгебраическое решение задачи приводит к уравнению
7 · (x + 12):12 = x + 5,
где x руб. — стоимость кафтана.
Я хочу предложить вычислять проще:
работник не получил 12 – 5 = 7 (руб.) за 12 – 7 = 5 (месяцев),
поэтому за один месяц ему платили 7:5 = 1,4 (руб.),
а за 7 месяцев он получил 7 ·1,4 = 9,8 (руб.),
тогда кафтан стоил 9,8 – 5 = 4,8 (руб.).
Решение:
Если первый жёрнов смолотит за сутки 60 четвертей, второй - 54, а третий - 48, то в сутки вместе они смолотят 162 четверти.
А если надо смолотить 81 четверть? Разделим 81 четверть на 162 четверти в сутки. Получим 1/2 суток, то есть 12 часов.
А сколько смолотит каждый жёрнов? Перемножим производительность жерновов на время. Получим, что за это время первый жёрнов смолотит 30 четвертей, второй - 27, а третий - 24.
Решение:
Познакомимся с решением этой задачи у самого Л.Ф.Магницкого:
В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия, куда было перенесено обучение военным наукам, а в московской Навигатской школе стали учить только арифметике, геометрии и тригонометрии
Церковь Гребневской иконы Божией Матери
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть