Слайд 1Педагогический проект
Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на
уроках математики
Автор проекта:
учитель математики и физики
Реутова Н.Ю.
Филиал МБОУ
Уваровщинской сош
в с.Вячка Кирсановского района
2014 г
Слайд 2Оглавление
Введение
Основная часть
Заключение
Библиография и интернет-ресурсы
Приложения
Слайд 3Эпиграф
“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю
– я усваиваю”.
Китайская мудрость
«Современному обществу требуется открытая для общения личность, способная к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству. Поэтому одной из ведущих задач педагогической деятельности выступает формирование различных компетенций на всех уровнях образовательного процесса в школе.»{3, с. 12}
Слайд 4 Применение новых педагогических подходов в современной общеобразовательной школе вызвано необходимостью социального
заказа обществом.
Школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.
Актуальность
Слайд 5Противоречия
Между огромным информационным потоком и выбором обучающимися правильных жизненных ориентиров,
способности самоорганизации и самоконтроля в современной жизни;
Между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний и новыми, ориентированными на развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся, на стремлении личности к творчеству, оригинальности, самовыражению;
Между тенденцией снижения мотивации учения и возрастающими требованиями к ученику.
Слайд 6Проблема
каким образом обеспечить не механическое, а осознанное усвоение знаний, дать возможность
каждому ребенку раскрыть себя и самореализоваться?
как заинтересовать каждого ученика своим предметом?
как повысить качество преподавания математики?
Слайд 7Актуальность
исследовательской деятельности:
соответствует требованиям ФГОС;
способствует формированию ключевых компетенций обучающихся;(Приложение 1)
развивает творческие способности;
выступает
фактором саморазвития, самоопределения обучающихся.
Слайд 8Гипотеза
Внедрение в образовательный процесс исследовательских проектов и их эффективное использование позволит:
обновить содержание и качество образования ;
сделает концепцию развития личности, причем не только учащихся, но и педагогов, на основе информационных технологий основополагающей в учебно-воспитательной и организационно-методической работе школы;
окажет существенное влияние на формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся, на развитие творческих способностей, профессиональную ориентацию.
Слайд 9Цель
Привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей; создание
условий для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся.
Слайд 10Задачи
Повысить качество знаний и мотивацию обучающихся через исследовательскую деятельность;
Формировать ключевые компетенции,
развивать творческие способности обучающихся, способствовать приобретению обучающимися опыта самостоятельного действия; возможностей углубленного изучения определённых разделов математики;
Создать условия для разнообразной работы с информацией и способами работы с ней;
Научить применять полученные знания в различных ситуациях.
Слайд 11Новизна
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного
учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
Слайд 12Объект исследования
Педагогический процесс, ориентированный на формирование ключевых компетенций.
Слайд 13Предмет исследования
Проектные технологии на уроках математики как способ формирования ключевых компетенций.
Слайд 14Планируемые результаты
Формирование:
мотивации учебной деятельности;
ценностно-смысловых компетенций через исследовательскую деятельность;
умений анализировать свою
познавательную деятельность и управлять ею;
ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
умений самостоятельно работать с разными источниками информации.
знаний обучающимися алгоритма проведения и оформления исследовательских работ;
Слайд 15Информационно-аналитический (август 2011-октябрь 2011).
Практический(октябрь2011 – апрель2014).
Аналитический(апрель-май 2014).
Этапы реализации педагогического проекта
Слайд 16Ключевые компетенции отечественного образования
Учебно-
познавательные
Ценностно-смысловые
Социальные
Коммуникативные
Общекультурные
Личностные
Информационные
Рис.1
Слайд 17Ценностно-смысловые компетенции
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть
и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Слайд 18Математическая компетенция
«Это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую
модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.»
{1, с.45}
Слайд 19Система исследовательской работы
Урочная
деятельность
Внеурочная
деятельность
3-5 класс
5-9 класс
5-9 класс
Игры-
исследования
для школьников
Исследовательские проекты по математике и физике
Исследовательская деятель-
ность в рамках ШНИО, участие в конкурсах
Рис.2
Слайд 20Структура исследовательских проектов
1. Тема проекта, авторы, класс, школа.
2. Проблемный вопрос.
3. Цель
и задачи проекта.
4. Гипотеза исследования.
5. Ход исследования проблемы:
а)теоретическая часть
б)практическая часть
6. Выводы.
7. Информационные ресурсы.
Слайд 21
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно-исследовательской деятельности
Рефлексивные умения (умение
осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи).
Исследовательские умения (умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи).
Менеджерские умения и навыки (умение проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности: ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.)
Презентационные умения (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления и отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
Слайд 22Проектно-исследовательская деятельность позволяет:
ученику:
реализовать и развить свои исследовательские способности;
расширить знания об окружающем
мире;
приобрести исследовательские навыки на уроках и в рамках ШНИО;
проявить организаторские умения;
закрепить коммуникативные навыки;
формировать способности к рефлексии.
учителю:
развить исследовательские навыки;
развиваться и самосовершенствоваться;
развивать творческий потенциал;
совершенствовать организаторские способности;
управлять процессом развития личности школьника;
развить рефлексивные способности.
Слайд 23Памятка желающим заниматься исследовательской деятельностью(Приложение 2);
Рекомендации по проведению исследования;
Памятка для обучающегося
«Мой проект»;
Этапы исследовательской деятельности( Приложение 3);
Структура исследовательского проекта;
Критерии оценивания исследовательского проекта
( Приложение4);
Факторы успешности исследовательской деятельности(Приложение 5)
Дидактический материал
Слайд 24Результативность использования проектно-исследовательской деятельности
стимулируется познавательная активность(Приложение 6);
повышается интерес к предмету(Приложение 7);
прогрессивно
развивается умение планировать свою учебную деятельность;
формируются компетенции, позволяющих человеку быть успешным в обществе.
Слайд 26Наши успехи
Гаврилова Анна –автор учебно-исследовательского проекта «Старинные меры длины и как
измерить свой рост».
Успехи в обучении:
Отличница;
Участница НПК: «Первые шаги в науку»(почётная грамота);
Участница межрегиональной физико-математической олимпиады( 2011г.-1-е место, 2012г. – 2-е место);
Лауреат конкурса «Мультитест» ИРШО (2-е место);
Лауреат конкурса «Кенгуру»
Рис.4
Исследовательские проекты:
«Математика в профессиях наших родителей» - 6 класс
Слайд 27Наши успехи
Свирионова Василиса –автор учебно-исследовательского проекта «История возникновения чисел. Главное число
человека.»
Успехи в обучении:
Отличница;
Участница НПК: «Первые шаги в науку»(почётная грамота);
Участница межрегиональной физико-математической олимпиады( 2013г.-1-е место);
Лауреат конкурса «Олимпус» ИРШО (5-е место);
Победитель олимпиады «Пятёрочка» (2014 г.-1-е место)
Призёр всероссийского конкурса «Мой проект» (2013 г.- 2-е место)
Рис.4
Исследовательские проекты:
«Математика в профессиях наших родителей» - 6 класс
«Космос: вчера, сегодня, завтра» – 9 класс
Слайд 28Полученные результаты
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся по математике помогает развитию важнейших
компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть устным и письменным обобщением.
Качество знаний
Отношение к предмету
Олимпиады, конкурсы
Творческие и исследовательские способности
Конференции
Слайд 29Выводы
Использование на уроках и во внеурочное время творческих заданий и исследовательской
деятельности способствует:
формированию познавательного интереса к математике;
повышению качества знаний(Приложение 8);
развитию ключевых компетенций;
освоению школьниками методов исследовательской деятельности; участию в конкурсах(Приложение 9);
создаётся банк исследовательских работ.
Слайд 30Перспективы реализации проекта
Взаимодействие с коллегами других образовательных учреждений;
обобщение опыта по
данной теме на муниципальном уровне;
размещение материалов проекта на интернет-сайтах и собственном сайте; httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.openclasshttp://www.openclass.http://www.openclass.ruhttp://www.openclass.ru/
http://nsportal.ru/reutova-natalya-yurevna
http://www.it-n.ru/
Слайд 31Библиографический список и Интернет-ресурсы
1.Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход -
М.: ГУ ВШЭ, 2002.
2.Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // «Завуч», № 1, 2001.
3.Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М., “Академия”, 2008.
4.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.
5.Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.
6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
1.http://schools.keldysh.ru/
2.http://www/rusnauka/com
3.www.tisbi.ru
4.http://schools.techno.ru
5.http://festival.1september.ru/articles/575357/
6.http://uchitmatematika.ucoz.ru/index/vay
7.http://school-collection.edu.ru/
8.http://www.allmath.ru/
Слайд 34Памятка для проектной и исследовательской деятельности.
Определи тему своей работы.
Определи цели и задачи (В исследовательской деятельности выдвини гипотезу, которую будешь доказывать).
Подбери материал необходимый для исследования темы и изучи его.
Отбери и систематизируй отобранный материал.
Если необходимо, уточни (скорректируй) тему.
Подбери дальнейшие методы исследования.
Составь вопросы для анкетирования или интервьюирования.
Проведи опрос, анкетирование, интервьюирование.
Обработай полученные данные и проанализируй их.
Сделай выводы.
Разработай рекомендации.
Оформи работу.
Составь тезисный план представления работы.
Представь работу.
Приложение 2
Слайд 35Этапы работы над проектом
Приложение 3
Таблица 1
Слайд 36Критерии оценивания
ученического проекта
1 – самостоятельность работы над проектом;
2 – обоснование
выбора темы и ее актуальность;
3 – практическая значимость работы;
4 – оригинальность решения проблемы;
5 – артистизм и выразительность выступления;
6 – глубина и широта знаний по проблеме;
7 – компетентность докладчика (ответы на вопросы);
8 – использование наглядности и технических средств.
Приложение 4
Слайд 37Факторы успешности исследовательской деятельности
соблюдение принципа добровольности в выборе темы и
занятиях учеников этим видом работы
максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования
компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой
материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ
Приложение 5
Рис.3
Слайд 38Отношение к исследовательской деятельности учащихся 7 класса
Приложение 6
Рис.4
Слайд 39Приложение 7
Сформированность познавательного интереса
у обучающихся на начало реализации проекта
Сформированность познавательного
интереса у обучающихся на конец реализации проекта
Отношение к предмету
Рис.5
Слайд 40Качество знаний по математике
Приложение 8
Рис.6
Слайд 41
Результативность участия обучающихся
в конкурсах различного уровня
Вывод:
Наблюдается положительная динамика участия
обучающихся в различных конкурсах и олимпиадах.
Приложение 9
Слайд 42Фото
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Приложение 10
Рис.10
Удачи!
Побед!
Приложение 10