Презентация, доклад педагогического проекта Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Содержание

ОглавлениеВведениеОсновная частьЗаключениеБиблиография и интернет-ресурсыПриложения

Слайд 1Педагогический проект
Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на

уроках математики

Автор проекта: учитель математики и физики Реутова Н.Ю.

Филиал МБОУ Уваровщинской сош в с.Вячка Кирсановского района

2014 г

Педагогический проект Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математикиАвтор проекта: учитель математики и

Слайд 2Оглавление

Введение
Основная часть
Заключение
Библиография и интернет-ресурсы
Приложения


ОглавлениеВведениеОсновная частьЗаключениеБиблиография и интернет-ресурсыПриложения

Слайд 3Эпиграф
“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю

– я усваиваю”. Китайская мудрость
«Современному обществу требуется открытая для общения личность, способная к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству. Поэтому одной из ведущих задач педагогической деятельности выступает формирование различных компетенций на всех уровнях образовательного процесса в школе.»{3, с. 12}


Эпиграф		“Я слышу – я забываю,  я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Слайд 4 Применение новых педагогических подходов в современной общеобразовательной школе вызвано необходимостью социального

заказа обществом.
Школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.

Актуальность

Применение новых педагогических подходов в современной общеобразовательной школе вызвано необходимостью социального заказа обществом.		Школа должна формировать новую систему

Слайд 5Противоречия
Между огромным информационным потоком и выбором обучающимися правильных жизненных ориентиров,

способности самоорганизации и самоконтроля в современной жизни;
Между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний и новыми, ориентированными на развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся, на стремлении личности к творчеству, оригинальности, самовыражению;
Между тенденцией снижения мотивации учения и возрастающими требованиями к ученику.

Противоречия Между огромным информационным потоком и выбором обучающимися правильных жизненных ориентиров, способности самоорганизации и самоконтроля в современной

Слайд 6Проблема
каким образом обеспечить не механическое, а осознанное усвоение знаний, дать возможность

каждому ребенку раскрыть себя и самореализоваться?

как заинтересовать каждого ученика своим предметом?

как повысить качество преподавания математики?

Проблемакаким образом обеспечить не механическое, а осознанное усвоение знаний, дать возможность каждому ребенку раскрыть себя и самореализоваться?как

Слайд 7Актуальность исследовательской деятельности:
соответствует требованиям ФГОС;

способствует формированию ключевых компетенций обучающихся;(Приложение 1)

развивает творческие способности;

выступает

фактором саморазвития, самоопределения обучающихся.


Актуальность исследовательской деятельности: соответствует требованиям ФГОС;способствует формированию ключевых компетенций обучающихся;(Приложение 1)развивает творческие способности;выступает фактором саморазвития, самоопределения обучающихся.

Слайд 8Гипотеза
Внедрение в образовательный процесс исследовательских проектов и их эффективное использование позволит:
 

обновить содержание и качество образования ;
 
сделает концепцию развития личности, причем не только учащихся, но и педагогов, на основе информационных технологий основополагающей в учебно-воспитательной и организационно-методической работе школы;

 окажет существенное влияние на формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся, на развитие творческих способностей, профессиональную ориентацию.

 

Гипотеза		Внедрение в образовательный процесс исследовательских проектов и их эффективное использование позволит:  обновить содержание и качество образования ;

Слайд 9Цель
Привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей; создание

условий для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся.


Цель		Привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей; создание условий для формирования и развития ключевых

Слайд 10Задачи
Повысить качество знаний и мотивацию обучающихся через исследовательскую деятельность;
Формировать ключевые компетенции,

развивать творческие способности обучающихся, способствовать приобретению обучающимися опыта самостоятельного действия; возможностей углубленного изучения определённых разделов математики;
Создать условия для разнообразной работы с информацией и способами работы с ней;
Научить применять полученные знания в различных ситуациях.

ЗадачиПовысить качество знаний и мотивацию обучающихся через исследовательскую деятельность;Формировать ключевые компетенции, развивать творческие способности обучающихся, способствовать приобретению

Слайд 11Новизна

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного

учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
Новизна				В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний,

Слайд 12Объект исследования
Педагогический процесс, ориентированный на формирование ключевых компетенций.

Объект исследования	  Педагогический процесс, ориентированный на формирование ключевых компетенций.

Слайд 13Предмет исследования
Проектные технологии на уроках математики как способ формирования ключевых компетенций.

Предмет исследования		Проектные технологии на уроках математики как способ формирования ключевых компетенций.

Слайд 14Планируемые результаты
Формирование:
мотивации учебной деятельности;
ценностно-смысловых компетенций через исследовательскую деятельность;
умений анализировать свою

познавательную деятельность и управлять ею;
ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
умений самостоятельно работать с разными источниками информации.
знаний обучающимися алгоритма проведения и оформления исследовательских работ;
Планируемые результатыФормирование:мотивации учебной деятельности;ценностно-смысловых компетенций через исследовательскую деятельность; умений анализировать свою познавательную деятельность и управлять ею;ответственного отношения

Слайд 15Информационно-аналитический (август 2011-октябрь 2011).
Практический(октябрь2011 – апрель2014).
Аналитический(апрель-май 2014).
Этапы реализации педагогического проекта

Информационно-аналитический (август 2011-октябрь 2011).Практический(октябрь2011 – апрель2014).Аналитический(апрель-май 2014).Этапы реализации педагогического проекта

Слайд 16Ключевые компетенции отечественного образования
Учебно-
познавательные
Ценностно-смысловые
Социальные
Коммуникативные
Общекультурные
Личностные
Информационные
Рис.1

Ключевые компетенции отечественного образованияУчебно-познавательныеЦенностно-смысловыеСоциальныеКоммуникативныеОбщекультурныеЛичностныеИнформационныеРис.1

Слайд 17Ценностно-смысловые компетенции
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть

и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Ценностно-смысловые компетенции		Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в

Слайд 18Математическая компетенция
«Это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую

модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.» {1, с.45}
Математическая компетенция		«Это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее,

Слайд 19Система исследовательской работы
Урочная
деятельность
Внеурочная
деятельность





3-5 класс

5-9 класс
5-9 класс
Игры-

исследования
для школьников



Исследовательские проекты по математике и физике

Исследовательская деятель-
ность в рамках ШНИО, участие в конкурсах









Рис.2

Система исследовательской работы  Урочная деятельностьВнеурочнаядеятельность3-5 класс5-9 класс5-9 классИгры-   исследованиядля школьниковИсследовательские проекты по математике и

Слайд 20Структура исследовательских проектов
1. Тема проекта, авторы, класс, школа.
2. Проблемный вопрос.
3. Цель

и задачи проекта.
4. Гипотеза исследования.
5. Ход исследования проблемы:
а)теоретическая часть
б)практическая часть
6. Выводы.
7. Информационные ресурсы.


Структура исследовательских проектов1. Тема проекта, авторы, класс, школа.2. Проблемный вопрос.3. Цель и задачи проекта.4. Гипотеза исследования.5. Ход

Слайд 21
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно-исследовательской деятельности
Рефлексивные умения (умение

осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи).
Исследовательские умения (умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи).
Менеджерские умения и навыки (умение проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности: ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.)
Презентационные умения (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления и отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении;


Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно-исследовательской деятельности Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно

Слайд 22Проектно-исследовательская деятельность позволяет:
ученику:
реализовать и развить свои исследовательские способности;
расширить знания об окружающем

мире;
приобрести исследовательские навыки на уроках и в рамках ШНИО;
проявить организаторские умения;
закрепить коммуникативные навыки;
формировать способности к рефлексии.

учителю:
развить исследовательские навыки;
развиваться и самосовершенствоваться;
развивать творческий потенциал;
совершенствовать организаторские способности;
управлять процессом развития личности школьника;
развить рефлексивные способности.


Проектно-исследовательская деятельность позволяет:ученику:реализовать и развить свои исследовательские способности;расширить знания об окружающем мире;приобрести исследовательские навыки на уроках и

Слайд 23Памятка желающим заниматься исследовательской деятельностью(Приложение 2);

Рекомендации по проведению исследования;

Памятка для обучающегося

«Мой проект»;

Этапы исследовательской деятельности( Приложение 3);

Структура исследовательского проекта;

Критерии оценивания исследовательского проекта
( Приложение4);

Факторы успешности исследовательской деятельности(Приложение 5)

Дидактический материал

Памятка желающим заниматься исследовательской деятельностью(Приложение 2);Рекомендации по проведению исследования;Памятка для обучающегося «Мой проект»;Этапы исследовательской деятельности( Приложение 3);Структура

Слайд 24Результативность использования проектно-исследовательской деятельности
стимулируется познавательная активность(Приложение 6);
повышается интерес к предмету(Приложение 7);
прогрессивно

развивается умение планировать свою учебную деятельность;
формируются компетенции, позволяющих человеку быть успешным в обществе.

Результативность использования проектно-исследовательской деятельностистимулируется познавательная активность(Приложение 6);повышается интерес к предмету(Приложение 7);прогрессивно развивается умение планировать свою учебную деятельность;

Слайд 25Исследовательская деятельность





Исследовательская деятельность

Слайд 26Наши успехи
Гаврилова Анна –автор учебно-исследовательского проекта «Старинные меры длины и как

измерить свой рост».
Успехи в обучении:
Отличница;
Участница НПК: «Первые шаги в науку»(почётная грамота);
Участница межрегиональной физико-математической олимпиады( 2011г.-1-е место, 2012г. – 2-е место);
Лауреат конкурса «Мультитест» ИРШО (2-е место);
Лауреат конкурса «Кенгуру»

Рис.4

Исследовательские проекты:
«Математика в профессиях наших родителей» - 6 класс

Наши успехи	Гаврилова Анна –автор учебно-исследовательского проекта «Старинные меры длины и как измерить свой рост».Успехи в обучении: Отличница;Участница

Слайд 27Наши успехи
Свирионова Василиса –автор учебно-исследовательского проекта «История возникновения чисел. Главное число

человека.»
Успехи в обучении:
Отличница;
Участница НПК: «Первые шаги в науку»(почётная грамота);
Участница межрегиональной физико-математической олимпиады( 2013г.-1-е место);
Лауреат конкурса «Олимпус» ИРШО (5-е место);
Победитель олимпиады «Пятёрочка» (2014 г.-1-е место)
Призёр всероссийского конкурса «Мой проект» (2013 г.- 2-е место)

Рис.4

Исследовательские проекты:
«Математика в профессиях наших родителей» - 6 класс
«Космос: вчера, сегодня, завтра» – 9 класс

Наши успехи	Свирионова Василиса –автор учебно-исследовательского проекта «История возникновения чисел. Главное число человека.»Успехи в обучении: Отличница;Участница НПК: «Первые

Слайд 28Полученные результаты
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся по математике помогает развитию важнейших

компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть устным и письменным обобщением.






Качество знаний

Отношение к предмету

Олимпиады, конкурсы

Творческие и исследовательские способности

Конференции

Полученные результаты		Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся по математике помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать

Слайд 29Выводы
Использование на уроках и во внеурочное время творческих заданий и исследовательской

деятельности способствует:

формированию познавательного интереса к математике;
повышению качества знаний(Приложение 8);
развитию ключевых компетенций;
освоению школьниками методов исследовательской деятельности; участию в конкурсах(Приложение 9);
создаётся банк исследовательских работ.

Выводы		Использование на уроках и во внеурочное время творческих заданий и исследовательской деятельности способствует:формированию познавательного интереса к математике;

Слайд 30Перспективы реализации проекта


Взаимодействие с коллегами других образовательных учреждений;
обобщение опыта по

данной теме на муниципальном уровне;
размещение материалов проекта на интернет-сайтах и собственном сайте; httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.openclasshttp://www.openclass.http://www.openclass.ruhttp://www.openclass.ru/
http://nsportal.ru/reutova-natalya-yurevna
http://www.it-n.ru/
Перспективы реализации проекта		Взаимодействие с коллегами других образовательных учреждений; обобщение опыта по данной теме на муниципальном уровне; размещение

Слайд 31Библиографический список и Интернет-ресурсы
1.Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход -

М.: ГУ ВШЭ, 2002.
2.Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // «Завуч», № 1, 2001.
3.Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М., “Академия”, 2008.

4.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.
5.Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.
6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

1.http://schools.keldysh.ru/
2.http://www/rusnauka/com
3.www.tisbi.ru
4.http://schools.techno.ru
5.http://festival.1september.ru/articles/575357/
6.http://uchitmatematika.ucoz.ru/index/vay
7.http://school-collection.edu.ru/
8.http://www.allmath.ru/ 

Библиографический список и Интернет-ресурсы1.Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М.: ГУ ВШЭ, 2002.2.Леонтович А.В. В

Слайд 32Приложения

Приложения

Слайд 33
Приложение 1
Таблица 2

Приложение 1Таблица 2

Слайд 34Памятка для проектной и исследовательской деятельности.
Определи тему своей работы.


Определи цели и задачи (В исследовательской деятельности выдвини гипотезу, которую будешь доказывать).
Подбери материал необходимый для исследования темы и изучи его.

Отбери и систематизируй отобранный материал.
Если необходимо, уточни (скорректируй) тему.
Подбери дальнейшие методы исследования.
Составь вопросы для анкетирования или интервьюирования.
Проведи опрос, анкетирование, интервьюирование.
Обработай полученные данные и проанализируй их.
Сделай выводы.
Разработай рекомендации.
Оформи работу.
Составь тезисный план представления работы.
Представь работу.

Приложение 2

Памятка для проектной и исследовательской деятельности.   Определи тему своей работы. Определи цели и задачи (В

Слайд 35Этапы работы над проектом
Приложение 3
Таблица 1

Этапы работы над проектомПриложение 3Таблица 1

Слайд 36Критерии оценивания ученического проекта
1 – самостоятельность работы над проектом;
2 – обоснование

выбора темы и ее актуальность;
3 – практическая значимость работы;
4 – оригинальность решения проблемы;
5 – артистизм и выразительность выступления;
6 – глубина и широта знаний по проблеме;
7 – компетентность докладчика (ответы на вопросы);
8 – использование наглядности и технических средств.

Приложение 4

Критерии оценивания  ученического проекта1 – самостоятельность работы над проектом;2 – обоснование выбора темы и ее актуальность;3

Слайд 37Факторы успешности исследовательской деятельности




соблюдение принципа добровольности в выборе темы и

занятиях учеников этим видом работы

максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования

компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой

материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ

Приложение 5

Рис.3

Факторы успешности исследовательской деятельности соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работымаксимальная самостоятельность

Слайд 38Отношение к исследовательской деятельности учащихся 7 класса
Приложение 6
Рис.4

Отношение к исследовательской деятельности учащихся 7 классаПриложение 6Рис.4

Слайд 39Приложение 7
Сформированность познавательного интереса
у обучающихся на начало реализации проекта
Сформированность познавательного

интереса у обучающихся на конец реализации проекта

Отношение к предмету

Рис.5



Приложение 7Сформированность познавательного интереса у обучающихся на начало реализации проектаСформированность познавательного интереса у обучающихся на конец реализации

Слайд 40Качество знаний по математике
Приложение 8
Рис.6

Качество знаний по математикеПриложение 8Рис.6

Слайд 41

Результативность участия обучающихся
в конкурсах различного уровня
Вывод:

Наблюдается положительная динамика участия
обучающихся в различных конкурсах и олимпиадах.

Приложение 9

Результативность участия обучающихся в конкурсах различного уровняВывод: Наблюдается положительная динамика участия обучающихся в различных

Слайд 42Фото
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Приложение 10
Рис.10

ФотоРис.7Рис.8Рис.9Приложение 10Рис.10

Слайд 43Желаем Успеха!

Удачи! Побед!

Приложение 10

Желаем         Успеха!

Слайд 44СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Рис.11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Рис.11

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть