Слайд 1Орешко Светлана Анатольевна
МБОУ СОШ №46
г. Курск
Урок по теме:
Обыкновенные дроби
Дробь
как результат деления натуральных чисел.
Слайд 2Вычислите удобным способом:
88+40 – 8
23·16+16 ·77
88+30+12
67 ·60+33 ·60
79 ·22-69 ·22
= 88-8+40=120
=
16 ·(23+77)=1600
= 88+12+30=130
= 60 ·(67+33)=6000
= 22 ·(79-69)=220
Слайд 3Выполните действия и выразите делимое через неполное частное, делитель и остаток:
75:9
48:17
512:500
370:185
75=9·8+3
48=17
·2+14
512=500 ·1+12
370=185 ·2
Слайд 4Кусок проволоки длиной 1 м разрезали
на 2 равные части.
Какова
длина одной части?
? ?
1 м
Вырази длину проволоки в дециметрах:
1 м= 10 дм.
Тогда
10 :2= 5 (дм).
Ответ: 5 дм длина одной части.
Слайд 5Кусок проволоки длиной 1 м разрезали на 3 равные части.
Какова
длина одной части?
?
1 м
1 м = 10 дм; 10:3=3 (ост1);
1 м = 100 см; 100:3=33 (ост1);
1 м = 1000 мм; 1000:3=333 (ост1);
Слайд 6 1
3
Вспомните, как прочитать записанную дробь?
Одна третья
Как называется число, стоящее над
чертой дроби?
Числитель
Как называется число, стоящее под чертой дроби?
Знаменатель
Что означает черта дроби?
Действие деления
Слайд 7 одна 1 - числитель
третья 3 - знаменатель
Вспомните, как прочитать записанную дробь?
Одна третья
Как
называется число, стоящее над чертой дроби?
Числитель
Как называется число, стоящее под чертой дроби?
Знаменатель
Что означает черта дроби?
Действие деления
Слайд 8Кусок проволоки длиной 1 м разрезали на 3 равные части.
Какова
длина одной части?
?
1 м
Решение:
Ответ: метра.
(м)
Слайд 9Частное от деления натуральных чисел можно записать в виде дроби.
Числитель дроби
- это делимое,
а знаменатель – делитель.
Слайд 10Частное от деления натуральных чисел m и n можно записать
в
виде дроби ,
где числитель m –делимое, знаменатель n –делитель.
Слайд 11Как прочитать дробь:
«эм энных»
«эм деленное на n»
(допускается сокращение эм на
n).
Слайд 12Частное от деления натуральных чисел m и n можно записать
в
виде дроби ,
где числитель m –делимое, а знаменатель n –делитель.
Слайд 13Домашнее задание:
П. 18 (стр.86). Записи в тетради.
306 (в,г).
314
Слайд 14Старинные задачи с дробями
№ 1. Задача из «Арифметики» известного среднеазиатского математика
IX века
Мухаммеда ибн-Мусы аль Хорезми
(задача приведена в упрощенном варианте):
«Найти число, зная, что если отнять
от него одну треть и одну четверть, то получится 10»
Слайд 15Старинные задачи с дробями
№ 2. Задача из «Папируса Ахмеса»
(Египет, 1850
г. до н.э.)
«Приходит пастух с 70 быками.
Его спрашивают:
- Сколько приводишь ты своего многочисленного стада?
Пастух отвечает:
Я привожу две трети от трети скота. Сочти».
Слайд 16Старинные задачи с дробями
№ 3. Староиндийская задача
(математика Сриддихары XI в.)
Есть
кадамба цветок,
На один лепесток
Пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды сложи
И тех пчел на кутай посади,
Только две не нашли
Себе место нигде,
Все летали то взад, то вперед и везде
Ароматом цветов наслаждались.
Назови теперь мне
Подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?
Слайд 17Старинные задачи с дробями
№ 4. Задача армянского ученого Анания Ширакаци
(VII
век н.э).
«Один купец прошел через 3 города, и взыскивали с него в первом городе и пошлину половину и треть имущества, и во втором городе половину и треть (с того, что осталось), и в третьем городе половину и треть (с того, что осталось). Когда он прибыл домой, у него осталось 11 денежков (денежных единиц). Итак, узнай, сколько всего денежков было вначале у купца».
Слайд 18Из истории дробей
Дроби появились в глубокой древности. Египтяне уже знали, как
поделить два яблока на троих, для этого числа 2/3 у них был даже специальный значок. Это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица.
Все остальные употреблявшиеся дроби непременно имели в числителе 1.
Если египтянину нужно было использовать другие отношения, он их представлял в виде суммы основных дробей.
Слайд 19Из истории дробей
Особое место занимали дроби ½; ¼; 1/8; 1/16 и
т.д.
Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам.
Слайд 20Из истории дробей
Эти дроби (½; ¼; 1/8; 1/16) сыграли определяющую роль
в музыке.
И сейчас в общепринятой нотной записи длинная нота – целая – делится на половинки, четверти, восьмые, шестнадцатые и тридцать вторые.
Таким образом, ритмический рисунок любого музыкального произведения, созданного европейской культурой, каким бы сложным он ни был, определяется двоичными дробями.
Слайд 21Из истории дробей
Дроби и действия с ними не всем легко даются.
Со средних веков в немецком языке сохранилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудную ситуацию.
Слайд 22Литература:
1.И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика 5» Мнемозина Москва 2004г.
2.Н.Виленкин, В.Жохов, А.Чесноков, С.Швацбург «Математика
5»Мнемозина Москва 2006 г.
3. шаблон презентации http//aida.ucoz.ru
*