Слайд 1
МАТЕМАТИКА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИй
Работу выполнили:
Вишневская Елизавета Юрьевна,
Фомич Алина Андреевна,
ученицы 9А класса МБОУ Сычевской СОШ №1
Руководитель: Воложанина Татьяна Александровна,
учитель математики высшей категории
МБОУ Сычевской СОШ №1
Слайд 2Введение.
Математика и ДТП, казалось бы, далеки друг от друга. Но это
только на первый взгляд. В ДТП может попасть практически любой человек (пешеход, автовладелец, пассажир, находящийся в общественном транспорте или салоне авто), даже будучи очень аккуратным, опытным и законопослушным…
Обратимся к статистике:
Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек.
Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП приходится более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев.
В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек.
В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев.
Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности.
( Из доклада рабочей группы Президиума Государственного совета РФ)
Слайд 3Цель работы:
Выяснить роль математики при расследовании Дорожно - Транспортных Происшествий
Слайд 4Задачи:
Изучить историю ОРУД-ГАИ-ГИБДД
Понять, нужна ли математика при расследовании ДТП
-проанализировать данные о ДТП на дорогах Смоленской области
-провести анкетирование на знание ПДД среди учащихся 5,
9-10 классов
Слайд 5Предмет исследования: математика при расследовании ДТП
Методы исследования: анкетирования, сравнение, анализ, обобщение,
статистический.
Гипотеза: возможность использовать математические методы и приемы для расследования дорожно – транспортных происшествий .
Слайд 6
1этап - сбор документов и материалов по теме
2 этап – изучение
документов, составление сравнительных таблиц, их анализ, составление диаграмм, графиков;
3 этап – проведение анкетирования среди учащихся школы, обработка данных опроса, составление диаграмм, их анализ;
4 этап – обобщение и выводы по проведенной исследовательской работе.
Для написания работы были использованы документы статистической отчётности Сычёвского района за период с 2012 по 2013 год и
результаты анкетирования учащихся МБОУ Сычёвской СОШ №1.
Основные этапы работы
Слайд 7История возникновения ОРУД-ГАИ-ГИБДД.
Гужевые повозки и пешие часто не могли разобраться, где
кому ехать и идти, и как разъехаться встречным повозкам. Возчики лихо мчались по дорогам, нередко опрокидывая свои экипажи. А мешавших их движению пешеходов разгоняли кнутами.
Слайд 8История возникновения ОРУД-ГАИ-ГИБДД.
Царь Петр I, императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна
издали немало указов на этот счет.
Царь Пётр I
Анна Иоанновна
Елизавета Петровна
Слайд 9История возникновения ОРУД-ГАИ-ГИБДД.
Иоанн Алексеевич
Пётр
Алексеевич
«Великим государям ведомо учинилось, что многие начали ездить
в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улице, небрежно людей побивают»
Указ категорически запрещал управление лошадьми с помощью вожжей
Слайд 10История возникновения ОРУД-ГАИ-ГИБДД.
В 1812 г были введены правила, которые устанавливали:
-правостороннее движение,
-ограничение скорости,
-требование к техническому состоянию экипажей,
-введение номерных знаков для экипажей.
Слайд 11История возникновения ОРУД-ГАИ-ГИБДД.
в Англии впереди парового экипажа должен был идти человек
с красным флагом и предупреждать встречных о приближении паровика.
Слайд 12История возникновения ОРУД-ГАИ-ГИБДД.
Во Франции скорость движения бензиновых автомобилей в населенных пунктах
не должна была превышать скорости пешехода
Слайд 13История возникновения ОРУД-ГАИ-ГИБДД.
В Германии владелец машины должен был накануне заявить полиции,
по какой дороге поедет «бензиновая тележка».
Слайд 14История возникновения ОРУД-ГАИ-ГИБДД.
Первое официально зарегистрированное дорожно-транспортное происшествие произошло в Великобритании 17
августа 1896 года.
Слайд 15История возникновения ОРУД- ГАИ ГИБДД
10 июля 1920 года Совет Народных Комиссаров
принял декрет «Об автодвижении по городу Москве и её окрестностям».
Установились предельные скорости движения:
-для легковых автомобилей 25 верст в час,
-для грузовых 15 верст в час.
Не ограничивалась скорость для пожарных автомобилей.
Запрещалась езда по левой стороне дороги и улиц, обгон на узких местах, срезание углов.
Слайд 16История возникновения ОРУД- ГАИ ГИБДД
В Москве 10 сентября 1931г., в составе
управлений милиции были образованы отделы регулирования уличного движения (ОРУДы).
Слайд 17История возникновения ОРУД- ГАИ ГИБДД
Госавтоинспекция создана 3 июля 1936 года.
До создания
ГАИ регулированием движения на дорогах занималась милиция, в составе которой был ОРУД — отдел регулирования уличного движения. ОРУД сохраняется как отдельное подразделение до 1950-х годов.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов происходит выделение отдельных подразделений для:
-дорожно-патрульной службы,
- регистрации транспортных средств,
- техосмотра,
-организации движения,
-экзаменационных действий
-для приёма экзаменов у водителей.
В 1998 году ГАИ была переименована в ГИБДД (Государственную инспекцию безопасности дорожного движения).
В 2002 наименования ГИБДД и ГАИ стали равнозначными
Слайд 18Закон транспортного потока:
Транспортный поток –это совокупность транспортных средств, одновременно участвующих в
движении на определенном участке улично-дорожной сети
Транспортный поток характеризуется:
-интенсивностью N,
-средней скоростью V
-плотностью D.
Эти параметры связаны основным уравнением транспортного потока: N = DV.
Слайд 19Основная диаграмма транспортного потока
Пользуясь уравнением и диаграммой, можно определять характеристики транспортного
потока. Так, средняя скорость выражается через тангенс угла наклона прямой, соединяющей начало координат с точкой, координаты которой характеризуют определенную интенсивность и плотность (N/D).
Слайд 20Первичные материалы для расследования
начальная скорость автомобиля перед торможением в месте происшествия
может быть определена по формуле:
Слайд 21Vа
– искомая величина скорости движения автомобиля, м/с;
- время нарастания замедления при
экстренном торможении
автомобиля в исследуемых дорожных условиях
t3
– установившееся максимальное замедление при экстренном торможении автомобиля в исследуемых дорожных условиях, м/с
ji
– длина следов торможения, замеренная до задних колёс автомобиля, м.
Sp
-масса ударяющегося автомобиля, кг;
m
– часть массы автомобиля, не влияющая на изменение его кинетической энергии при ударе кг;
Δm
Слайд 22– коэффициент сцепления шин с дорогой в поперечном направлении;
U
– длина траектории
центра масс автомобиля после столкновения, м.
Sö.і
Указанная методика широко используется при производстве автотехнической экспертизы по факту наезда автомобиля на пешехода.
Следует отметить, что скорость автомобиля, определенная таким путем, будет являться минимально возможной. В зависимости от ситуации фактическая скорость автомобиля перед ДТП будет на 15-20 % больше расчетной.
Слайд 23Существует 5 безопасных скоростей автомобиля. Их можно рассчитать по формулам:
1
2
3
4
5
Слайд 24Характеристика места ДТП включает следующие данные:
-тип, состояние покрытия,
-план и профиль
дороги на участке ДТП,
-ширина проезжей части,
- характеристика видимости дороги и объекта, создавшего опасность.
Первичные материалы для расследования
Слайд 25
Например: асфальтобетон мелкошероховатый, мокрый; дорога прямая, уклон – 10% на подъем;
видимость дороги с рабочего места водителя более 300м. Ширина проезжей части – 9,6 м для движения в одном направлении.
Работники ГИБДД опрашивают свидетелей происшествия, проводят замеры необходимые для дальнейших математических вычислений и выяснения виновника ДТП.
Слайд 26Пример 1. ДТП произошло в дневное время и заключалось в том,
что на одну из двух женщин-пешеходов, переходящих дорогу со скоростным движением. Был совершен наезд транспортного средства слева. Оставшаяся невредимой спутница была способна исходя из особенностей планировки дороги, указать точное местонахождение приближающегося транспортного средства в момент начала их перехода через проезжую часть. После того, как свидетельница закончила переход дороги, она услышала удар от наезда транспортного средства на человека
Задача
Слайд 27Решение
Анализ. Средняя скорость пострадавшей составляла, как выяснено, 5,5км/ч. Её в дальнейшем
попросили пройти определенное расстояние в таком же темпе, как и при ДТП.
Пройденное при эксперименте расстояние S=6м. Время ходьбы t=3,9c.
Использована формула u=S/t. u =6:3,9=1,54м/с.
Проезжая часть дороги имела ширину 7,3м, время перехода вычислено по формуле t=S/u, t=7,3:1,54=4,7с.
Поскольку расстояние, пройденное автомобилем, и время проезда известны, можно определить и скорость.
Расстояние S=173,1м; u=173,1:4,7=36,83м/с=132,6км/ч.
Слайд 28Задача№1
Водитель едет со скоростью 45км/ч и замечает пешехода, сошедшего с пешеходной
дорожки на проезжую часть. Какое расстояние автомобиль пройдет до принятия мер водителем по выходу из аварийной ситуации, если предположить, что его время реакции равно средней вёличине 0,68с?
Решение: 45км/ч= 12,5м/с.
S=Vt=12,
5*0,68=8,5м
Слайд 29Задача№2:
Если пешеход переходит дорогу со скоростью 6,5 км/ч, какое расстояние он
преодолеет за 2с?
Решение
6,5 км/ч=1,8м/с.
S=Vt =1,
1.8*2=3.6
Слайд 30Задача№3
Если оценочное значение скорости велосипедиста, находящегося на дороге в 50м от
перекрестка, равно 25 км/ч, то каким временем располагает водитель транспортного средства для пересечения этой дороги без риска наезда?
Решение
25км/ч=6,9м/с
t=S/V=50:6,9=7,2с.
Слайд 31 Обстановка на дорогах
1.Смоленская область.
Приведенные в таблице данные показывают, что на
территории Смоленской области число ДТП за 2013 год увеличилось на 6% по сравнению с 2012 годом. Число погибших и пострадавших также выросло на 16% и на 0,2%соответственно
Слайд 32Обстановка на дорогах
Сычёвский район.
Данные диаграммы показывают, что количество ДТП за
2013 год уменьшились по сравнению с 2012 годом на 35%, но количество погибших увеличилось 3 раза. Общее количество пострадавших уменьшилось на 43%.
Данные диаграммы показывают, что количество ДТП за 2013 год уменьшились по сравнению с 2012 годом на 35%, но количество погибших увеличилось 3 раза. Общее количество пострадавших уменьшилось на 43%.
Слайд 34Анкетирование на знание ПДД
В результате анкетирования, проведенного в 5,9,10
классах (участвовало 86 человек) видно, что количество правильных ответов составило 53%,а неправильных ответов 47%.
Слайд 35Анкетирование на знание ПДД
Если рассматривать количество верных ответов по классам,
то
данные будут следующими:
Слайд 36Анкетирование на знание ПДД
На вопрос, где находится наиболее опасный участок дороги
в нашем городе, были предложены варианты ответов:
a) Поворот около больницы на мост
b) Дорога вдоль электродного завода (в сторону заправки)
с) Перекрёсток возле супермаркета «Ксюша» (центр города)
Слайд 41
«Сохрани свою и мою жизнь на дороге!»
- девиз общественной
акции.
Слайд 42Общение с сотрудниками ДПС.
С целью ознакомления с приборами, необходимыми на месте
ДТП, мы обратились к сотрудникам ДПС Сычёвского района.
Слайд 45Рада́р- система для обнаружения воздушных объектов, а также для определения их
дальности и геометрических параметров. Использует метод, основанный на излучении радиоволн и регистрации их отражений от объектов.
Слайд 46Радар Бинар - система (датчик, прибор, видеофиксатор) фиксации нарушений ПДД
Слайд 48«Задача заключается не в том, чтобы учить математике, а в том,
чтобы при посредстве математики дисциплинировать ум.»
В. Шрадер
«У людей, усвоивших великие принципы математики, одним органом чувств больше, чем у простых смертных.» (Ч. Дарвин)