Слайд 1
Выполнила работу
Хайруллина Эльвира
ученица 9 класса
Руководитель - учитель
математики Халиуллина Винария Гайнелзяновна
МОБУ СОШ д.Уразаево
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2017
«Роль математики
в педиатрии»
Слайд 2Я с раннего детства мечтаю связать свою жизнь с медициной.
Меня очень привлекает профессия врача. Врач – это человек, готовый посвятить себя служению людям. Он берет на себя ответственность за самое прекрасное на свете – жизнь человека. Профессия врача – одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий на земле.
Слайд 3Ни одна область человеческой деятельности не обходится без математики. Медицина не
исключение. С появлением новых технологий роль математики в работе медицинского работника только увеличивается. Ярким примером служит роль математики в педиатрии. Ведь первое, что слышит ребенок это цифры: вес, даты и время рождения. Родители так же не забывают о математике при приготовлении пищи, взвешивании и т.д. Чтобы убедиться в том, что математика является неотъемлемой частью педиатрии, я совместно с учителем математики создала исследовательский проект под названием «Роль математики в педиатрии».
Слайд 4Гипотезы исследовательской работы:
1. Математика и педиатрия - науки несовместимые.
2. Математика
и педиатрия взаимодействуют между собой.
Слайд 5Задачи :1.Провести анкетирование среди учащихся 9-10 классов и среди врачей ГБУЗ
РБ Балтачевской ЦРБ на тему «Нужна ли математика в медицине?»
2.Выяснить, какие задачи в педиатрии решаются математическими методами.
3.Провести исследование «Как измерение веса, роста ребенка помогает в профилактике болезней» по материалам медицинских карт.
4.Систематизировать собранный материал.
Цель исследовательской работы: выяснить, какую роль играет математика в профессии педиатра.
Слайд 6Объект исследования: Масса, рост тела учащихся.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы, методических
пособий и Интернет-ресурсов по данной теме 2.Измерение массы и роста тела. 3. Вычисление массы и роста тела. 4. Интервью с фельдшером и участковым врачом-педиатром. 5. Метод статистического анализа. Статистическая обработка данных по медицинским картам учащихся.
Слайд 7Анкетирование среди учащихся 9-10 классов и среди врачей ГБУЗ РБ Балтачевской
ЦРБ на тему «Нужна ли математика в медицине?»
Слайд 8Пригодилось ли знание математики врачам ГБУЗ РБ Балтачевской ЦРБ?
Вывод: Большинство учащихся
9-10 классов, считают, что математика никак не пригодится в медицинской сфере. Но врачи ГБУЗ РБ Балтачевской ЦРБ, в том числе врачи-педиатры, думают обратное: роль математического образования в профессиональной подготовке медицинских работников очень велика.
Слайд 9Математические вычисления в педиатрии просто необходимы для правильного развития ребенка.
С
помощью математических методов решаются задачи, которые необходимо знать каждому родителю: измерение роста, веса ребенка; расчет продуктов для приготовление еды младенцу;
дозировка лекарственных средств в домашних условиях;
измерение температуры воды при купании ребенка
Слайд 10
Изучив литературу по теме, я подобрала и решила задачи, связанные с
педиатрией.
Задача № 1: Физиологическая убыль массы новорожденного ребенка в норме до 10%. Ребенок родился с весом 3 500г., а на третьи сутки его масса составила 3300г. Вычислить процент потери веса.
Решение: Потеря веса на третьи сутки составила 3500-3300=200 грамм. Найдем, сколько процентов 200г составляет от 3500г:
200:3500×100 =5,7%
Ответ: физиологическая убыль массы в норме и составила 5,7%
Задача №2: Вес ребенка при рождении 3300 г., в три месяца его масса составила 4900 г. Определить степень гипотрофии.
Решение: Гипотрофия I степени при дефиците массы 10-20%, II степени – 20-30%, III степени – больше 30%. Увеличение массы тела ребенка за каждый месяц первого года жизни можно рассчитать с помощью таблицы: (см.приложение 2)
1)Сначала определим, сколько должен весить ребенок в 3 месяца, для этого к весу при рождении ребенка прибавим ежемесячные прибавки, т.е. 3300 +600+800×2=5500г.
2) Определяем разницу между долженствующим весом и фактическим (т.е. дефицит массы): 5500− 4900= 600г.
3) Определяем какой процент, составляет дефицит массы: 600:5500×100% =10,9%
Ответ: Гипотрофия I степени и составляет 10,9%
Слайд 11Задача №3: Ребенок родился весом 3900г. Какой вес должен быть у
него в 6 месяцев, 6 лет, 12 лет?
Решение: Используем таблицу увеличения массы тела ребенка за каждый месяц первого года жизни .
Массу тела ребенка до 10 лет в килограммах можно вычислить по формуле: m=10+2n, где 10 средний вес ребенка в 1 год, 2 – ежегодная прибавка веса, n – возраст ребенка.
Массу тела ребенка после 10 лет в килограммах можно вычислить по формуле: m=30+4(n-10), где 30 – средний вес ребенка в 10 лет, 4 – ежегодная прибавка веса, n – возраст ребенка.
Вес ребенка в 6 месяцев: m=3900+600+2×800+750+700+650= 8200г. Вес ребенка в 6 лет: m=10+2×6=22кг
Вес ребенка в 12 лет: m=30+4×(12-10)= 38 кг
Слайд 12Задача №4: Ребенок родился ростом 51 см. Какой рост должен быть
у него в 5 месяцев (5 лет)?
Решение: Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет : в I четверть (1-3 мес.) по 3 см за каждый месяц, во II четверть (3-6 мес.) - 2,5 см, в III четверть (6-9мес.) – 1,5 см и в IV четверть (9-12 мес.) – 1,0 см.
Рост ребенка после года можно вычислить по формуле: X= 75 +6n, где 75 - средний рост ребенка в 1 год, 6 – среднегодовая прибавка, n – возраст ребенка. Рост ребенка в 5 месяцев: 51+3×3+2×2,5= 65 см Рост ребенка в 5 лет: 75+6×5=105 см
Задача №5 Вы обратили внимание на ученика, которому 12 лет, а его действительный рост составляет 115 см? Какого роста должен быть этот ученик?
Решение: Рост ребенка после года можно вычислить по формуле:
X= 75 +6n, где 75 - средний рост ребенка в 1 год, 6 – среднегодовая прибавка, n – возраст ребенка. Рост ребенка в 12 лет должен быть: 75+6×12=147 см.Так как действительный рост ребенка 115 см., то используя таблицу , делаем вывод, что рост ученика очень низкий.
Слайд 13Исследование: «Как измерения веса, роста ребенка помогают в профилактике болезней детей»
Выдвинутая гипотеза о том, что математические расчеты позволяют педиатрам оценить уровень и особенности физического развития человека, оказалась достоверной. И меня заинтересовали задачи по прогнозированию динамики веса и роста ребенка. Для решения этих задач я обратилась к своей бабушке, фельдшеру ФАП Саитовой Альфии Тимерхановне и участковому врачу-педиатру Фасхутдиновой Гульнаре Заляфовне.
Слайд 14Ознакомившись с медицинскими картами обследуемых, провела следующие исследования:
Рассчитала количество молока, требующегося
ребенку в первую неделю жизни.
Выяснила рост и вес детей при рождении и в 13 лет.
Выполнила оценку роста тела обследуемых , сравнила их с центильными таблицами.
Сравнила среднюю массу тела ребенка в 13 лет с её фактическим значением.
Определила весоростовой индекс Кетле: Вес(г)/Рост(см)
Определила индекс массы тела Кетле: ИМТ= Вес (кг) / Рост (м2)
Слайд 16Результаты исследования:
Я сделала расчет количества молока, требующегося ребенку в первую неделю
жизни, используя таблицу 1
Затем произвела расчет потребляемого молока калорийным методом.
Ребенок в возрасте 2 месяца имеет массу тела 4 кг. Какой объем пищи потребуется ему в сутки, если 1 литр женского молока содержит 700ккал?
Решение: В первую четверть года ребенок должен получать 120 ккал/кг массы тела, во вторую – 115 ккал/кг , в третью – 110ккал/кг, в четвертую – 105 ккал/кг. Суточный объем пищи равен (4 кг*120ккал)*1000 мл: 700ккал = 685 мл.
Слайд 17 В результате моего исследования я сделала
следующие выводы:
Таблица оценки роста
Таблица 2 (оценка роста) показала, что только 2 мальчика имеют рост, соответствующий среднему значению своего возраста -это 22% от всех испытуемых, и 78 % учащихся имеют отклонения по росту.
Слайд 19
Таблица оценки массы.
Таблица 3 показывает, что только одна девочка и три
мальчика имеют массу, приближенную к норме. Масса остальных отличается от массы по норме.
Слайд 21Таблица расчета весоростового индекса Кетле:
Значения весоростового индекса испытуемых показали, что
у одной девочки и одного мальчика отношения массы к росту выше, чем у других, что указывает на избыточную массу тела
Слайд 22Таблица расчета индекса массы тела Кетле (ИМТ)
ИМТ показал, что избыточную массу
тела имеют 1 девочка и 1 мальчик, что составляет 22 % от всех испытуемых
Слайд 23Заключение.
Медицинская наука, конечно, не поддаѐтся тотальной
формализации, как это происходит, скажем, с физикой, но колоссальная эпизодическая роль математики в педиатрии несомненна. В медицине без математики шагу не ступить. В результате моей исследовательской работы выдвинутая гипотеза, что математические расчеты позволяют педиатрам оценить уровень и особенности физического развития человека, была доказана.
Я выяснила, какую роль имеют математические расчеты в педиатрии. Для этого мне пришлось просмотреть и переработать довольно много литературы. Всегда при лечении и определении диагноза, врачам приходится иметь дело с математическими методами. Математика и медицина часто требуют одних и тех же приемов: прежде всего - это наблюдения, анализ, диагностика, неоднократная проверка полученных результатов. Внимание, терпение и настойчивость, - вот качества, необходимые врачу и математику. Оценка веса и роста детей с математических расчетов позволяет оценить степень соответствия массы и роста, и тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. Это важно при определении показаний для профилактики и необходимости лечения.
Я согласна с Карлом Марксом в том, что: «Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой».
Слайд 24Список использованных источников:
1) Беккер М.С. Методическое пособие по дисциплине «Математика» по
теме «Применение математических методов в медицине», Кисловодск 2011г.
2) Захарова Л.И., Двойников С.И., Рябчикова Т.И., Чайковская М.В. Сестринское дело в педиатрии [Текст] : руководство для студентов высшего сестринского образования / Л.И. Захарова, С.И. Двойников, Т.И. Рябчикова, М.В. Чайковская Г.П. - Самара: "Перспектива",2000.г.3) Покровский В.И. , Бадалян Л.О., Блохин Н.Н., Бородин Ю.И. Домашняя медицинская энциклопедия, М: «Медицина», 1993.-493с. с илл..4)http://www.fiziolive.ru/ (Антропометрия: Оценка физического развития)
5) http://www.tvoyrebenok.ru/Антрометрические таблицы.
6) http://www.o-med.ru/ Медицинский словарь.
7) http://www.nauchforum.ru/ (Избыточный вес у школьников и способы его коррекции)
8) file8) file:///8) file:///C8) file:///C:/8) file:///C:/Users8) file:///C:/Users/РЕТ/8) file:///C:/Users/РЕТ/Desktop8) file:///C:/Users/РЕТ/Desktop/8) file:///C:/Users/РЕТ/Desktop/matematika8) file:///C:/Users/РЕТ/Desktop/matematika-8) file:///C:/Users/РЕТ/Desktop/matematika-v8) file:///C:/Users/РЕТ/Desktop/matematika-v-8) file:///C:/Users/РЕТ/Desktop/matematika-v-pediatrii8) file:///C:/Users/РЕТ/Desktop/matematika-v-pediatrii.8) file:///C:/Users/РЕТ/Desktop/matematika-v-pediatrii.pdf
9) http9) http://9) http://calculator9) http://calculator-9) http://calculator-imt9) http://calculator-imt.9) http://calculator-imt.com9) http://calculator-imt.com/9) http://calculator-imt.com/imt9) http://calculator-imt.com/imt-9) http://calculator-imt.com/imt-dety9) http://calculator-imt.com/imt-dety.9) http://calculator-imt.com/imt-dety.htm ( ИМТ детей и подростков)