Слайд 1
технология обучения математики на основе решения задач
Автор: Самылкина Наталия Вячеславовна
Место работы:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 469 г. Иванова
Должность: учитель первой категории
23 марта 2012 года.
Слайд 2
В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.
(Н.Е.
Жуковский)
Слайд 3Цель:
• Обучение всех на уровне стандарта.
• Увлечение детей математикой.
• Выращивание талантливых.
Формировать
понятие математической модели.
Развивать и практиковать технику решения задач.
Слайд 4Концепция:
• Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества.
• Обучать математике = обучать
решению задач.
• Обучать решению задач = обучать умениям типизации + умение решать типовые задачи.
• Индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных».
• Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности.
• Управлять общением старших и младших школьников.
• Сочетать урочную и внеурочную формы работы.
Слайд 5Понятие педагогической технологии
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве
(толковый словарь).
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Слайд 6Виды работы с задачами:
- решение задачи различными способами;
- житейские задачи;
- решение
системы задач;
- проверка решения задач товарищами;
- самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных, на применение;
- задачи на смекалку;
- участие в конкурсах и олимпиадах.
Слайд 7Решение задачи различными способами.
В палатке было 2 ц 70 кг фруктов.
Яблоки составляли 5/9 всех фруктов, а груши – 1/9 всех фруктов. На сколько масса яблок больше массы груш? Решить задачу двумя способами. (5 класс) .
Было -2 ц 70 кг = 270 кг
Яблоки - ? кг, 5/9 ч от на ? кг
Груши - ? кг, 1/9 ч от
1 способ) 1) 270 : 9*5=150 (кг) – яблок
2) 270:9*1=30 (кг) – груш
3) 150-30 = 120 (кг) – разница
2 способ) 1) 5/9 - 1/9=4/9 (ч) – всего яблок и груш
2) 270:9*4 = 120 (кг) – разница
Ответ: 120 кг.
Слайд 8Житейские задачи.
На 1 м² требуется 200 г краски. Нужно покрасить дверь,
размеры которой 1 м на 2,3м. Сколько банок краски нужно купить, если ёмкость банки1 кг? ( 7 класс, 9 класс)
1 м² - 200 г=0,2 кг
Ширина – 1 м
Высота – 2,3 м
1 банка – 1 кг
Банок - ? шт
1) 1*2,3 = 2,3 (м²) – площадь двери
2) 2, 3 *0,2 =0,46 (кг) – масса краски
3) 1 > 0,46
Ответ: 1 банка.
Слайд 9Житейские задачи.
Калькулятор стоит 100 рублей. Какое наибольшее число таких калькуляторов можно
будет купить на 500 рублей после понижения их цены на 20 %? ( 5, 7, 9, 11 класс, ЕГЭ).
Стоил – 100 руб
Стал стоить - ? руб, на 20 % <
Купить - ? шт
1) 100 : 100 *20 = 20 (руб) – на столько понизилась цена
2) 100 – 20 = 80 (руб) – стал стоить
3) 500 : 80 = 6,25 ( шт) – купить
Ответ: 6 шт.
Слайд 10Самостоятельное составление задач.
1. Придумайте задачу, которая решалась бы умножением:
а) 3.4 на 1,5 б) 3,4 на 0,9.
2. Составьте условие задачи, которая решается с помощью выражений:
а) 120+35, б) 80+25+60 в) 140-50 г) 90-20-45.
Слайд 11Решение систем задач.
Тема: длина окружности (9 класс).
1. Найти длину окружности радиусом
5 см..
2. Найти длину окружности радиусом 5 см, считая П=3,14.
3. Найти половину длины окружности радиуса 5 см.
4. Найти радиус окружности, если её длина 20П, 24.
5. Найти отношение длин двух окружностей радиусами 5 см и 10 см.
6. Пересекутся ли две окружности, если их радиусы 2 и 3 см, 4 и 5 см, 3 и 3 см, если расстояние между их центрами 6 см?
Слайд 12
При решении этих задач у учащихся развивается способность и потребность к
актуализации знаний (упорядочению знаний и опыта и умению применять его применять его в новой ситуации). Тем самым учителю удаётся реализовать то, что следует называть обучением решению задач.
Слайд 13
Интерес к предмету является необходимым условием эффективного усвоения и запоминания изучаемого.
Отсутствие интереса, скука – причина умственной вялости и пассивности школьников. Значительно оживляют уроки занимательные задачи, «нешаблонные» вопросы и «задачи
на смекалку».
Слайд 14Задачи – шутки.
1. На дереве сидело 10 птиц. Охотник одну птицу
подстрелил. Сколько птиц осталось на дереве?
2. Во сколько раз лестница на шестой этаж дома длиннее лестницы на второй этаж?
3. Что произойдёт с вороной через 3 года?
4. Как из трёх спичек, не ломая их, образовать четыре?
Слайд 15
Решение каждой математической задачи осуществляется по этапам:
1. понимания условия и требования
к задачи; усвоение и осмысление отдельных элементов условия;
2. составление плана решения;
3. практическая реализация плана во всех его деталях;
4. выбор ответа.
Слайд 16
Важным аспектом при решении задач в школьном обучении должны быть представлены
такие задачи и упражнения, решение которых способствует глубокому пониманию и прочному усвоению той системы математических знаний и умений, которые предусмотрены программой. В школьном курсе должны быть представлены в достаточном объёме задачи по формированию тех или иных математических знаний. Однако, их место должно быть соразмерно с желаемым результатом обучения и его значимостью во всей системе школьного математического образования.