Презентация, доклад для проведения мастер-класса по теме Технология проблемного диалога (Мельникова Е.Л.)

Содержание

Технология проблемного диалога. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть

Слайд 1Кадменская Н.В.
Учитель математики МБОУ СОШ№88 с УИОП.
Мастер-класс «Методические приемы

применения технологии проблемного диалога при обучении математике».  
Кадменская Н.В. Учитель математики МБОУ СОШ№88 с УИОП.  Мастер-класс  «Методические приемы применения технологии проблемного диалога

Слайд 2 Технология проблемного диалога.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос,

как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формирования нового знания.


Технология проблемного диалога. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики

Слайд 3Историческая справка

Проблемный диалог – главное дело моей жизни. Это

два десятка лет исследований, сотни лекций по всей стране, тысячи открытых уроков и конспектов. В живом контакте с учительством наращивались крупные блоки технологии и оттачивались мелкие ее детали. Сегодня проблемный диалог широко шагает по стране, находит новых сторонников и несет свой позитив всем: и тем, кого обучают, и тем, кто обучает.
Мельникова Елена Леонидовна

Лауреат премии Правительства РФ в области образования
кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры педагогики и психологии
образования Академии ПКиППРО (г. Москва)

Историческая справка  Проблемный диалог – главное дело моей жизни. Это два десятка лет исследований, сотни лекций

Слайд 4
.

1. Вводная беседа.
2. Актуализация имеющихся знаний.
3. Создание проблемной ситуации.
4. Формулировка

проблемы.
5. Выдвижение версий(гипотез, предположений).
6. Поиск решения.
7. Выражение решения.
8. Применение нового знания.
9. Домашнее задание.
10. Рефлексия.

Урок математики.
6 класс.

.1. Вводная беседа.2. Актуализация имеющихся знаний.3. Создание проблемной ситуации.4. Формулировка проблемы. 5. Выдвижение версий(гипотез, предположений).6. Поиск

Слайд 5Отношения
53/11

Отношение показывает во сколько раз первое число

больше второго


13/53
Отношение показывает какую часть первое число составляет от второго

Отношения  53/11  Отношение показывает во сколько раз первое число больше второго 13/53  Отношение показывает

Слайд 6Создание проблемной ситуации
Бабушке 60 лет, маме -30. Сестра старше брата, которому

6 лет во столько же раз, во сколько бабушка старше матери. Сколько лет сестре?

Поезд выходит из Воронежа в 21.00, движется со скоростью 70 км/ч и прибывает в Москву в 5.00. Во сколько прибудет поезд, если будет двигаться со скоростью 80 км/ч?

Создание проблемной ситуацииБабушке 60 лет, маме -30. Сестра старше брата, которому 6 лет во столько же раз,

Слайд 7Формулирование проблемы Версии
Попробуйте эти жизненные ситуации перевести на математический язык и решить

как задачи, если это возможно.
Работаем в группах.
Если данных окажется достаточно и обе задачи будут решены, анализируем решения, ответы.
Таким образом, в обоих случаях были даны ответы на поставленные вопросы, но для того, чтобы их увидеть потребовалось выполнить некоторую работу.
Формулирование проблемы ВерсииПопробуйте эти жизненные ситуации перевести на математический язык и решить как задачи, если это возможно.Работаем

Слайд 8Актуализация имеющихся знаний планирование деятельности
Деятельность учителя:
Строит диалог, формулирует цепочку вопросов, подбирает задания

таким образом, чтобы обучающиеся смогли сформулировать тему урока, а затем самостоятельно пройти путь открытия новых знаний.
Деятельность обучающихся:
Вспоминают изученный ранее материал, определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть(открыть).


Актуализация имеющихся знаний планирование деятельностиДеятельность учителя:Строит диалог, формулирует цепочку вопросов, подбирает задания таким образом, чтобы обучающиеся смогли

Слайд 9РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЭКЛЕР
Для теста:
На 100 г. маргарина,
1 стакан воды,
1 стакан муки,
4

яйца.

Как надо поступить, чтобы пирожных стало больше?

На 200 г. маргарина,
2 стакана воды,
1 стакан муки,
8 яиц-?

На 200 г. маргарина,
2 стакана воды,
2 стакана муки,
8 яиц !

Для заварного крема:
На 1 стакан сахара,
1 стакан молока,
2 яйца,
2 столовые ложки муки,
200 г.сливочного масла.

Как изменится количество продуктов для крема, если взять 6 яиц?

Если взять 400 г. сливочного масла?

РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЭКЛЕРДля теста:На 100 г. маргарина,1 стакан воды,1 стакан муки,4 яйца.Как надо поступить, чтобы пирожных стало

Слайд 10Какие можно сделать выводы? Что помогло вам сформировать и отстоять свое мнение? Чьи

версии подтвердились?

100/200 = 200/400
отношение отношение

Равенство двух
отношений.

Какие можно сделать выводы? Что помогло вам сформировать и отстоять свое мнение? Чьи версии подтвердились?100/200 = 200/400отношение

Слайд 11Выражение «Равенство двух отношений» можно заменить одним словом-
С латинского языка оно

переводится как:
Определенное отношение частей между собой.
С английского- правильное соотношение.
А на русском- это пропорция.

60/30=12/6,

60/30=х/6,

Х=60:30·6,

Х=60·6:30,
Х=12.


Выражение «Равенство двух отношений» можно заменить одним словом-С латинского языка оно переводится как: Определенное отношение частей между

Слайд 12Пропорция.

средние
а:в=с:d
К р а й н и

е


Пропорция.     средниеа:в=с:dК р а й н и е

Слайд 13Уравнения, записанные в виде пропорции

Уравнения, записанные в виде пропорции

Слайд 14Поиск решения (открытие нового знания)
Работа в парах:
а) решают уравнения
б) сверяют полученное решение

с одним из предложенных
в)меняются тетрадями
(взаимопроверка)



Ожидаемые действия входе диалога с учителем:
Вступают в диалог(пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал …»
Выполняют задания на новый материал (всем классом)
Предлагают свое обобщение и варианты ответов

Поиск решения (открытие нового знания)Работа в парах:а) решают уравненияб) сверяют полученное решение с одним из предложенныхв)меняются тетрадями(взаимопроверка)Ожидаемые

Слайд 15Построение побуждающего диалога.
Какое из четырех уравнений уже решено?
Вместо чисел 60, 30

и 6 подставьте буквы a, b и d и повторите запись решения уравнения.


По одному решенному уравнению можно сделать вывод, что все подобные уравнения решаются аналогично?
А если это решение записано в общем(буквенном)виде?
Какие есть предположения?
Попробуйте решить уравнение, опираясь на знание свойств действий.







Построение побуждающего диалога.Какое из четырех уравнений уже решено?Вместо чисел 60, 30 и 6 подставьте буквы a, b

Слайд 16Построение побуждающего диалога.
Попробуйте перейти к виду:
a: b=x: d.
Чем является x

в этом уравнении?
Найдите х как неизвестное делимое.
Поменяйтесь тетрадями, сверьте ваши решения.
У кого полученный результат совпадает с предыдущим?


x=a:b∙d





Построение побуждающего диалога.Попробуйте перейти к виду: a: b=x: d.Чем является x в этом уравнении? Найдите х как

Слайд 17Построение побуждающего диалога.
Теперь вы сможете сформулировать правило, по которому находится любой

неизвестный член пропорции?
Попробуйте найти закономерность.
Почему не получается?

Введем еще один термин при работе с пропорцией : диагональ. Условимся считать ,что члены a и d а также члены b и c находятся на одной диагонали



Построение побуждающего диалога.Теперь вы сможете сформулировать правило, по которому находится любой неизвестный член пропорции?Попробуйте найти закономерность.Почему не

Слайд 18Построение побуждающего диалога.
Найдите закономерность: попробуйте еще раз, используя термин

диагональ, сформулировать правило нахождения неизвестного члена пропорции.
Надо ли сформулировать 4 разных правила для 4-х разных уравнений? Почему?
Но это еще не все чудеса, которые приготовила нам пропорция!
После решения первой задачи вы получили пропорцию




«Поиграйте» с числами, может быть увидите какие-нибудь совпадения.

«Поиграйте» с числами, поищите неожиданные совпадения.



Построение побуждающего диалога.  Найдите закономерность: попробуйте еще раз, используя термин диагональ, сформулировать правило нахождения неизвестного члена

Слайд 19Построение побуждающего диалога.
(В зависимости от того, какие совпадения увидят)
В действительности- это

не совпадения, а свойства пропорции и всего их три:
1)Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних.
2)и3)Если в верной пропорции поменять местами крайние или средние члены, то полученные новые пропорции также будут верными.




получению неверной пропорции?

Что вас удивило в последней формулировке?
Какой термин употреблен в первый раз?
Как вы считаете пропорция

60/30=12/6 верная?
Какая ошибка при решении задачи
могла привести к получению неверной пропорции?
Свойства,которые вы сформулировали распространяются только на верные пропорции. Проговорите еще раз 1-ое свойство, добавив в начале «В верной пропорции…





Построение побуждающего диалога.(В зависимости от того, какие совпадения увидят)В действительности- это не совпадения, а свойства пропорции и

Слайд 20Выражение решения. Применение нового знания
Учитель(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)
Что

будем считать основным вопросом урока?
Кто может сказать, что все предположения(версии) подтвердились?
Используя свои новые знания …
(дается задание на продуктивное применение)

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
Осмыслить задание.
Добыть информацию.
Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило,понятие).
Мысленно сформулировать ответ.
Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что…потому что…во-первых…»

Выражение решения. Применение нового знанияУчитель(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)Что будем считать основным вопросом урока? Кто

Слайд 21Применение нового знания

Применение нового знания

Слайд 22Домашнее задание. Рефлексия.
Общие рекомендации:

Главное, не переносить на дом то,

что «не успели» на уроке.
Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.

Общие рекомендации:

Данный этап может быть связан с возвращением к ожидаемым результатам, обсуждением возникших трудностей.

Домашнее задание.   Рефлексия.Общие рекомендации:Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке.Минимум нужно

Слайд 23Успехов в нашем нелегком и не всегда благодарном труде!
Если заинтересовались, приходите посмотреть.




С

уважением Кадменская Н.В.
Успехов в нашем нелегком и не всегда благодарном труде!Если заинтересовались, приходите посмотреть.С уважением Кадменская Н.В.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть