Математика на шахматной доске
Автор:
Кустов Дмитрий, 3 Ю.Р.
Руководитель: Козлова Наталья Борисовна
учитель математики.
Математика на шахматной доске
Автор:
Кустов Дмитрий, 3 Ю.Р.
Руководитель: Козлова Наталья Борисовна
учитель математики.
Шахматы учат правильно оценивать свои силы, анализировать, логически мыслить, не говоря уже о том, что шахматы развивают память.
Анатолий Карпов
Шахматная доска – объект нашего исследования. Предмет исследования – математические задачи, связанные с шахматной доской и шахматными фигурами.
1 вопрос: «Насколько ты знаком с игрой в шахматы»
Что бы доказать существование этой связи я решил начать с истории.
1. Историческая справка
Чётность, нечётность на шахматной доске ещё раз подтверждают прямое отношение шахмат к математике.
2. Связь между шахматами и математикой
Геометрия на шахматной доске:
«Альмуджаннах».
Эта табия получается из следующей расстановки
Подсчитав сумму чисел, стоящих на восьми полях — d2, d3, e2, e3, d6, d7, e6, e7, мы неожиданно получим магическое числе 260. Тот же результат даст и каждая последующая пара соответствующих ходов.
Подобные примеры и позволяют высказать гипотезу о связи магических квадратов с шахматами.
«Альмуджаннах».
Эта табия получается из следующей расстановки (при помощи следующих симметричных ходов белых и черных: 1. d3 d6 2. e3 e6 3. b3 b6 4. g3 g6 5. c3 c6 6. f3 f6 7. c4 c5 8. f4 f5 9. Кc3 Кc6 10. Кf3 Кf6 11. Лb1 Лb8 12. Лg1 Лg8.)
Подсчитав сумму чисел, стоящих на восьми полях — d2, d3, e2, e3, d6, d7, e6, e7, участвующих в первые двух ходах, мы неожиданно получим магическое числе 260. Тот же результат даст и каждая последующая пара приведенных ходов.
Подобные примеры и позволяют высказать гипотезу о связи магических квадратов с шахматами.
Эта задача о разрезании доски часто встречается в занимательной литературе.
8
Решение:
На рисунке, после удаления двух черных клеток будет 32 белых клетки и 32 – 2 = 30 чёрных.
Это означает, что мы не сможем разделить оставшуюся часть доски на домино, так как у нас получается неравное количество чёрных и белых клеток. Ч.И.Т.Д.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ. 1997г
Решение:
Так как каждый из школьников (кроме Вани) занял место хуже, чем ожидал, то первое место не занял никто из них. Следовательно, первое место занял Ваня.
Ответ: Первое место.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ. 1997г
Проект МЦНМО
при участии школы 57 , г. Москва
Решение:
Выиграет тот, кто ходит вторым, то есть Фили. Для этого ему нужно после каждого хода Кили ходить так, чтобы ладья возвращалась на главную диагональ, ведущую из правого нижнего угла в левый верхний. В таком случае после каждого хода Фили ладья будет стоять на этой диагонали, причем выше, чем после предыдущего хода Фили. Это означает, что рано или поздно после хода Фили ладья окажется в левом верхнем углу, а значит, Кили будет некуда ходить.
Ответ: выиграет Фили.
Тема: «Выигрышные и проигрышные позиции»
Проект МЦНМО
при участии школы 57 , г. Москва
Если количество полей четное (например: 4х4=16).
Тогда в данном случае получим:
(n × n)/2
Если количество полей нечетное (например: 5х5=25) то количество черных клеток вычисляется по формуле:
(n×n+1)/2.
Если количество полей четное (4х4=16), то на каждом ряду одинаковое количество черных и белых клеток, т.е. чтобы найти количество черных полей нужно общее количество клеток разделить на 2. Проверим: 16:2=8.
Тогда в данном случае получим:
(n × n)/2
Если количество полей нечетное (5х5=25) то количество черных клеток (25+1)/2=13, в общем случае вычисляется по формуле: (n×n+1)/2, где n — общее число полей шахматной доски.
Спасибо за внимание
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть