Презентация, доклад на тему Научно - исследовательская работа по теме: Математика и шахматы

Содержание

Почти в каждом сборнике олимпиадных математических задач или книге головоломок можно найти красивые и остроумные задачи с участием шахматной доски и фигур. Многие из них имеют интересную историю. Например, задача о ходе коня( не решенной до

Слайд 1XII школьная конференция обучающихся
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»
«Первые шаги в

исследовании»

Математика на шахматной доске

Автор:
Кустов Дмитрий, 3 Ю.Р.
Руководитель: Козлова Наталья Борисовна
учитель математики.

XII школьная конференция обучающихсяМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»«Первые шаги в исследовании»Математика на шахматной доскеАвтор: Кустов Дмитрий,

Слайд 2Почти в каждом сборнике олимпиадных математических задач или книге головоломок можно

найти красивые и остроумные задачи с участием шахматной доски и фигур. Многие из них имеют интересную историю. Например, задача о ходе коня( не решенной до сих пор) занимался великий математик Леонард Эйлер.


Шахматы учат правильно оценивать свои силы, анализировать, логически мыслить, не говоря уже о том, что шахматы развивают память.
Анатолий Карпов

Шахматная доска – объект нашего исследования. Предмет исследования – математические задачи, связанные с шахматной доской и шахматными фигурами.

Почти в каждом сборнике олимпиадных математических задач или книге головоломок можно найти красивые и остроумные задачи с

Слайд 3Цель моей работы: выявление закономерностей и связей между шахматами и математикой.

Задачи:
1.

Изучить научную литературу по данному вопросу.
2. Найти связь между шахматами и математикой.
3. Разобрать на примерах, в чем заключается эта связь.
4. Составить вопросы и провести опрос среди школьников класса
5. Сделать вывод

Цель моей работы: выявление закономерностей и связей между шахматами и математикой.Задачи:1. Изучить научную литературу по данному вопросу.

Слайд 4Гипотеза: Предположим, что между математикой и шахматами есть взаимосвязь.
Методы исследования:


1. Анализ и синтез различных источников информации.
2. Проведение социального опроса.
Самостоятельное решение задач, исследование их решений, составление задач.

Новизна работы заключается в том, что тема математики и шахмат недостаточно освещена в современной литературе, и в отличие от многих стран, где шахматы входят в школьную программу, освещаются активно в прессе, в нашей стране эти идеи опять начинают возрождаться. Практическая значимость работы состоит в том, что задачи с применением шахматной теории часто встречаются на олимпиадах по математике.

Гипотеза: Предположим, что между математикой и шахматами есть взаимосвязь. Методы исследования: 1. Анализ и синтез различных источников

Слайд 5Анкетирование
В первую очередь, для более эффективной работы я решил узнать у

сверстников, играют ли они в шахматы и как относятся к математике, для чего разработал вопросы анкеты и провёл опрос среди своих одноклассников.
В опросе принимало участие 34 человека.

1 вопрос: «Насколько ты знаком с игрой в шахматы»

АнкетированиеВ первую очередь, для более эффективной работы я решил узнать у сверстников, играют ли они в шахматы

Слайд 62 вопрос: «Любишь ли ты математику»
3 вопрос: «Связана ли игра в

шахматы с математикой?»

Что бы доказать существование этой связи я решил начать с истории.

2 вопрос: «Любишь ли ты математику»3 вопрос: «Связана ли игра в шахматы с математикой?»Что бы доказать существование

Слайд 7Шахматы были изобретены около 1000 г. до н.э., индийским математиком, который

также изобрел математическое действие возведение в степень. В литературе нигде не упоминается об этой игре до 570 года н.э., поэтому многие историки считают эту дату днём рождение шахмат. А к нам они попали в следствии татаро – монгольского ига.
Старинная легенда о происхождении шахмат.

1. Историческая справка

Шахматы были изобретены около 1000 г. до н.э., индийским математиком, который также изобрел математическое действие возведение в

Слайд 8Общий расчет показал, что изобретатель шахмат потребовал 1+2+22+...+263=264—1 зерен.

Подсчет показывает,

что амбар для хранения необходимого зерна с площадью основания 80 м2 должен простираться от Земли до Солнца.
Общий расчет показал, что изобретатель шахмат потребовал 1+2+22+...+263=264—1 зерен. Подсчет показывает, что амбар для хранения необходимого зерна

Слайд 9Общий расчет показал, что изобретатель шахмат потребовал 1+2+22+...+263=264—1 зерен. Это число

записывается двадцатью цифрами, является фантастически большим и заведомо превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до настоящего времени. Подсчет показывает, что амбар для хранения необходимого зерна с площадью основания 80 м2 должен простираться от Земли до Солнца.
Общий расчет показал, что изобретатель шахмат потребовал 1+2+22+...+263=264—1 зерен. Это число записывается двадцатью цифрами, является фантастически большим

Слайд 10Четность и нечетность
2. Связь между шахматами и математикой
Число – одно из

основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета или измерения.  Цифры 0, 2, 4, 6, 8 называются четными,  а цифры 1, 3, 5, 7, 9  нечетными. На шахматной доске так же есть  чётность и нечётность. Тут они связаны с номером хода. Например, при каждом ходе король меняет четность хода. Например, первый ход – нечётный, второй – чётный и т.д.

Чётность, нечётность на шахматной доске ещё раз подтверждают прямое отношение шахмат к математике.

Четность и нечетность2. Связь между шахматами и математикойЧисло – одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты

Слайд 11Рассмотрим шахматную доску.
На шахматной доске каждая фигура имеет строго определенное

положение. При игре в шахматы все ходы игроков записываются, например e2-e4 или (Кр., с2);
В системе координат любая точка имеет строго определённое положение, задающееся её координатами, например (4;3).
Это означает, что на шахматной доске есть система координат.

2. Связь между шахматами и математикой

Рассмотрим шахматную доску. На шахматной доске каждая фигура имеет строго определенное положение. При игре в шахматы все

Слайд 122. Связь между шахматами и математикой
Пройдет ли шахматная пешка в ферзи?
Пешка

бежит в ферзи, а король чёрных стремится задержать её. Существует правило, которое поможет сразу определить, как закончится борьба в этом окончании. Называется оно правило квадрата пешки.

Геометрия на шахматной доске:

2. Связь между шахматами и математикойПройдет ли шахматная пешка в ферзи? Пешка бежит в ферзи, а король

Слайд 13Симметрия на шахматной доске.
2. Связь между шахматами и математикой
Я могу

поставить мат за 6 ходов при полной симметрии фигур.
1) с2-с3 с7-с6
2) е2-е3 е7-е6
3) Кg1-е2 Кg8-е7
4) Кb1-с3 Кb8с6
5) Кс3-е4 Кс6-е5
6) Ке4-d6х
Симметрия на шахматной доске. 2. Связь между шахматами и математикойЯ могу поставить мат за 6 ходов при

Слайд 142. Связь между шахматами и математикой
Шахматы и магические квадраты
Шахматная доска сама

по себе - достаточно интересный математический объект.

«Альмуджаннах».

Эта табия получается из следующей расстановки
Подсчитав сумму чисел, стоящих на восьми полях — d2, d3, e2, e3, d6, d7, e6, e7, мы неожиданно получим магическое числе 260. Тот же результат даст и каждая последующая пара соответствующих ходов.

Подобные примеры и позволяют высказать гипотезу о связи магических квадратов с шахматами.

2. Связь между шахматами и математикойШахматы и магические квадратыШахматная доска сама по себе - достаточно интересный математический

Слайд 152. Связь между шахматами и математикой
Шахматы и магические квадраты
Шахматная доска сама

по себе - достаточно интересный математический объект.

«Альмуджаннах».

Эта табия получается из следующей расстановки (при помощи следующих симметричных ходов белых и черных: 1. d3 d6 2. e3 e6 3. b3 b6 4. g3 g6 5. c3 c6 6. f3 f6 7. c4 c5 8. f4 f5 9. Кc3 Кc6 10. Кf3 Кf6 11. Лb1 Лb8 12. Лg1 Лg8.)
Подсчитав сумму чисел, стоящих на восьми полях — d2, d3, e2, e3, d6, d7, e6, e7, участвующих в первые двух ходах, мы неожиданно получим магическое числе 260. Тот же результат даст и каждая последующая пара приведенных ходов.

Подобные примеры и позволяют высказать гипотезу о связи магических квадратов с шахматами.

2. Связь между шахматами и математикойШахматы и магические квадратыШахматная доска сама по себе - достаточно интересный математический

Слайд 16Исторические задачи о математике и шахматах

Исторические задачи о математике и шахматах

Слайд 171) Задача. Один восточный властелин был таким искусным игроком, что за

всю жизнь потерпел всего четыре поражения. В честь своих победителей, четырех мудрецов, он приказал вставить в его шахматную доску четыре алмаза — на те поля, на которых был заматован его король. После смерти властелина его сын, решил отомстить мудрецам, обыгравшим его отца. Он велел разделить им шахматную доску с алмазами на четыре одинаковые по форме части так, чтобы каждая заключала в себе по одному алмазу. Хотя мудрецы выполнили требование нового властелина, он все равно лишил их жизни.

Эта задача о разрезании доски часто встречается в занимательной литературе.

1) Задача. Один восточный властелин был таким искусным игроком, что за всю жизнь потерпел всего четыре поражения.

Слайд 182) Задача. Требуется обойти ходом коня все клетки шахматной доски, побывав

на каждой из них только один раз.
Леонард Эйлер посвятил данной задаче большой труд. Хотя задача была известна и до Эйлера, лишь он впервые обратил внимание на её математическую сущность.
Значительно труднее проблема, состоящая не в отыскании определенного маршрута коня по доске, а в нахождении всех маршрутов и подсчете их числа. Данная задача не решена до сих пор, и шансов на успех немного. Известно, что число вариантов решения задачи более 30 миллионов.
2) Задача. Требуется обойти ходом коня все клетки шахматной доски, побывав на каждой из них только один

Слайд 193) Задачи на четность, нечётность: Конь вышел на поле А8 и

через несколько ходов вернулся на него. Докажите, что он сделал четное число ходов.

Решение:  1) Клетка А8 – белого цвета;
2) Делая каждый ход, конь меняет цвет клетки, на которой он стоит. Следовательно: каждый нечетный ход конь будет вставать на чёрную клетку. Исходя из этого и зная то, что конь должен вернуться на клетку  А8, белого цвета, мы можем сказать, что он вернется через четное число ходов. Ч.И.Т.Д.

8

3) Задачи на четность, нечётность: Конь вышел на поле А8 и через несколько ходов вернулся на него.

Слайд 204) Задача Может ли конь пройти с поля a8  на поле h(1),

побывав по дороге на каждом из остальных полей ровно один раз? 

Решение: Как и в предыдущем задании при каждом ходе конь меняет цвет клетки, на которой он стоит. Следовательно, на доске 63 хода (нечетное число), а8 – белая клетка, при 63 ходе конь будет на чёрной клетке.
4) Задача Может ли конь пройти с поля a8  на поле h(1), побывав по дороге на каждом из

Слайд 215) Задача. Из шахматной доски 8*8 вырезали две противоположные угловые клетки.

Докажите, что остаток доски нельзя разделить на «домино» (прямоугольники 1*2).  

Решение:
На рисунке, после удаления двух черных клеток будет 32 белых клетки и 32 – 2 = 30 чёрных.     
Это означает, что мы не сможем разделить оставшуюся часть доски на домино, так как у нас получается неравное количество чёрных и белых клеток.    Ч.И.Т.Д. 

5) Задача. Из шахматной доски 8*8 вырезали две противоположные угловые клетки. Докажите, что остаток доски нельзя разделить

Слайд 22Олимпиадные задачи о шахматах

Олимпиадные задачи о шахматах

Слайд 23Задача 1. Перед началом чемпионата школы по шахматам каждый из участников

сказал, какое место он рассчитывает занять. Шестиклассник Ваня сказал, что займет последнее место. По итогам чемпионата все заняли различные места, и оказалось, что каждый, кроме, разумеется, Вани, занял место хуже, чем ожидал. Какое место занял Ваня?

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ. 1997г

Задача 1. Перед началом чемпионата школы по шахматам каждый из участников сказал, какое место он рассчитывает занять.

Слайд 24Задача 1. Перед началом чемпионата школы по шахматам каждый из участников

сказал, какое место он рассчитывает занять. Шестиклассник Ваня сказал, что займет последнее место. По итогам чемпионата все заняли различные места, и оказалось, что каждый, кроме, разумеется, Вани, занял место хуже, чем ожидал. Какое место занял Ваня?

Решение:
Так как каждый из школьников (кроме Вани) занял место хуже, чем ожидал, то первое место не занял никто из них. Следовательно, первое место занял Ваня.
Ответ: Первое место.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ. 1997г

Задача 1. Перед началом чемпионата школы по шахматам каждый из участников сказал, какое место он рассчитывает занять.

Слайд 25Задача 2. Фили и Кили играют в шахматы. Кроме шахматной доски

у них есть одна ладья, которую они поставили в правый нижний угол, и делают ей ходы по очереди, причем ходить разрешается только вверх или влево (на любое количество клеток). Кто не может сделать хода, тот проиграл. Кили ходит первым. Кто выиграет при правильной игре?

Проект МЦНМО при участии  школы 57 , г. Москва

Задача 2. Фили и Кили играют в шахматы. Кроме шахматной доски у них есть одна ладья, которую

Слайд 26Задача 2. Фили и Кили играют в шахматы. Кроме шахматной доски

у них есть одна ладья, которую они поставили в правый нижний угол, и делают ей ходы по очереди, причем ходить разрешается только вверх или влево (на любое количество клеток). Кто не может сделать хода, тот проиграл. Кили ходит первым. Кто выиграет при правильной игре?

Решение:
Выиграет тот, кто ходит вторым, то есть Фили. Для этого ему нужно после каждого хода Кили ходить так, чтобы ладья возвращалась на главную диагональ, ведущую из правого нижнего угла в левый верхний. В таком случае после каждого хода Фили ладья будет стоять на этой диагонали, причем выше, чем после предыдущего хода Фили. Это означает, что рано или поздно после хода Фили ладья окажется в левом верхнем углу, а значит, Кили будет некуда ходить.
Ответ: выиграет Фили.

Тема: «Выигрышные и проигрышные позиции»

Проект МЦНМО при участии  школы 57 , г. Москва

Задача 2. Фили и Кили играют в шахматы. Кроме шахматной доски у них есть одна ладья, которую

Слайд 27Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике, 2014г.
Задача 3. Шахматная доска

состоит из n × n клеток, покрашенных в черный и белый цвет в «шахматном» порядке. При этом клетка в левом нижнем углу доски покрашена в черный цвет. Определите, сколько всего на доске черных клеток.

Если количество полей четное (например: 4х4=16).
Тогда в данном случае получим:
(n × n)/2

Если количество полей нечетное (например: 5х5=25) то количество черных клеток вычисляется по формуле:
(n×n+1)/2.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике, 2014г. Задача 3. Шахматная доска состоит из n × n

Слайд 28Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике, 2014г.
Задача 3. Шахматная доска

состоит из n × n клеток, покрашенных в черный и белый цвет в «шахматном» порядке. При этом клетка в левом нижнем углу доски покрашена в черный цвет. Определите, сколько всего на доске черных клеток.

Если количество полей четное (4х4=16), то на каждом ряду одинаковое количество черных и белых клеток, т.е. чтобы найти количество черных полей нужно общее количество клеток разделить на 2. Проверим: 16:2=8.
Тогда в данном случае получим:
(n × n)/2

Если количество полей нечетное (5х5=25) то количество черных клеток (25+1)/2=13, в общем случае вычисляется по формуле: (n×n+1)/2, где n — общее число полей шахматной доски.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике, 2014г. Задача 3. Шахматная доска состоит из n × n

Слайд 29Вывод

Вывод

Слайд 301) Шахматы справедливо считают единственной игрой из всех, придуманных человеком, в

которой сочетаются спорт, искусство и наука.
2) Занятие шахматами способствует развитию математических способностей. Я решил ряд задач, непосредственно связанных с шахматами, разного уровня сложности.
3) Считаю, что к шахматам нужно относиться как к науке со своими законами и принципами.
1) Шахматы справедливо считают единственной игрой из всех, придуманных человеком, в которой сочетаются спорт, искусство и наука.

Слайд 31Напомню, что целью исследования было - установление связи математики и шахмат.

Думаю, что цель работы достигнута полностью. Вышеизложенным, я доказал, что математика тесно связана с шахматами, она обладает мощным аппаратом, позволяющим решать шахматные задачи, и наоборот - шахматные правила помогают нам решать олимпиадные задачи, прогнозируя их результат, помогают развивать логику, внимание и таким образом знать математику!

Напомню, что целью исследования было - установление связи математики и шахмат. Думаю, что цель работы достигнута полностью.

Слайд 32XII школьная конференция обучающихся
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»
«Первые шаги в

исследовании»

Спасибо за внимание

XII школьная конференция обучающихсяМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»«Первые шаги в исследовании»Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть