Слайд 1Системно - деятельностный подход в обучении математике
Когда людей станут учить не
тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
Слайд 2Проблемы:
Неготовность учащихся к свободному использованию знаний
Академическая направленность обучения
Отсутствие должного внимания к
формированию практико-ориентированных знаний
Плохое использование теоретических знаний при решении проблемных ситуаций, жизненных задач
Слайд 3Качество образования –
степень соответствия
реальных образовательных результатов
государственным нормативным требованиям, социальным
и личностным ожиданиям
Слайд 4«Развитие личности -
смысл и цель современного образования»
(Из Концепции ФГОС
2-го поколения)
Слайд 5
Системно-деятельностный
подход –
основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
Слайд 6ФГОС 2-го поколения предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности учащегося на основе УУД).
Слайд 7
Чему учить?
Ради чего учить?
Как учить?
Обновление содержания
Ценности образования (мотивы)
Обновление средств обучения
Требования к
структуре общих образовательных программ
Требования к результатам освоения ООП
Требования к условиям осуществления образовательного процесса
Система требований новых
образовательных стандартов
Слайд 8
обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного
построения им нового знания
Системно – деятельностный
подход
Слайд 9Системно – деятельностный
подход предполагает
Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
Способность
к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач
Слайд 10 Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной
деятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Системно – деятельностный
подход
Слайд 11Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостного представления о мире
Принцип минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип
творчества
Основные принципы
системно – деятельностного подхода
Слайд 12проблемно – диалогическая технология;
технология мини – исследования;
организация проектной деятельности;
оценивания образовательных достижений
(учебных успехов);
технология сотрудничества;
ИКТ – технология;
технология деятельностного метода
Современные образовательные технологии
Слайд 13Учитель
В знаниевой парадигме – центральная фигура урока, опирающаяся в основном на
индивидуально-автономные формы активности каждого ученика, которые он авторитарно направляет.
В деятельностной парадигме – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.
Слайд 14Вопросы при создании проекта урока:
Как сформулировать цели урока и обеспечить их
достижение;
Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
Какие методы и средства обучения выбрать;
Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Слайд 15Компоненты овладения знаниями при СДП:
Восприятие информации
Анализ полученной информации
Запоминание (создание образа)
Самооценка .
Слайд 16
Движущая сила развития ребенка - деятельность
развитие духовного потенциала личности ребёнка,
творческих способностей
и интереса к предмету,
включение в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Слайд 17Задания творческого участия
«придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.),
развивают ум,
волю, чувства, эмоции,
формируют способность ставить перед собой цель,
самостоятельно находить и преодолевать затруднения,
проводить самоконтроль и самооценку.
Слайд 18Цели:
Образовательные: формировать практические умения по данной теме
Воспитательные: формирование активности, взаимопомощи, самостоятельности,
самоконтроля, коллективизма, творческого отношения к делу
Развивающие: выделять смысловые опорные пункты, обобщать, оперировать математическими понятиями
Слайд 19Позиция учителя: к классу не с ответом
(готовые знания,
умения, навыки),
а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира,
(в специально организованных для этого условиях).
Слайд 20Типологии уроков
урок «открытие нового знания»;
урок формирования ЗУНов (урок парной работы);
уроки развивающего
контроля (уроки общения).
На всех этих уроках происходит формирование предметных умений и навыков, но кроме этого они позволяют формировать и УУД.
Слайд 21Урок «открытие нового знания»
уметь анализировать результаты своей деятельности,
выявлять места и
причины затруднений,
ставить цели урока и подводить итог.
решать нестандартные задачи,
комбинировать имеющиеся знания,
выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем.
Слайд 22Структура уроков ведения нового знания
Мотивирование к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слайд 23Урок формирования ЗУНов
коррекция пробелов,
навыки самостоятельной деятельности,
навыки парной работы,
осуществление взаимоконтроля
и самоконтроля.
Слайд 24Уроки развивающего контроля
это уроки общения, на которых проводится теоретический опрос
по теме, небольшие практические задания
взаимодействие в группе, сотрудничество со сверстниками,
умение слушать и слышать,
давать оценку своим результатам и результатом товарищей.
Слайд 26
Требования,
определяющие роль учителя как управленца,
а обучающихся как активных субъектов деятельности.
Слайд 27«Единственный путь, ведущий к знанию-
это деятельность»
Б.Шоу