Презентация, доклад на тему Исторические сведения о дробях и старинные задачи на дроби

Содержание

Маршрут путешествия: 1. Древняя Греция и Индия. 2.Древний Египет. 3.Древний Рим. 4.Древний Вавилон. 5.Древний

Слайд 1Подготовила ученица 6 « А» класса Белова Светлана.
Проект «Исторические сведения о

дробях и старинные задачи на дроби»
Подготовила ученица 6 « А» класса Белова Светлана.Проект  «Исторические сведения о дробях и старинные задачи на

Слайд 2Маршрут путешествия:
1. Древняя Греция и Индия.

2.Древний Египет. 3.Древний Рим. 4.Древний Вавилон. 5.Древний Китай. 6. Древняя Русь.
Маршрут путешествия:     1. Древняя Греция и Индия.    2.Древний Египет.

Слайд 3 Как появились дроби?
С древних времён людям приходилось не только считать предметы,

для чего требовались натуральные числа, но и измерять длину, время, площадь. Не всегда результат измерения выражался натуральным числом, приходилось учитывать части и доли. Так появились дроби.
Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например числа 1/5; 2 1/3 2 1 1 записывались так: 5 ; 3. Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад.
Как появились дроби? С древних времён людям приходилось не только считать предметы, для чего требовались натуральные

Слайд 4Обыкновенные дроби широко употреблялись древними греками и индийцами. Современную систему записи

дробей с числителем и знаменателем создал индийский ученый Брамагупта в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель – снизу и не писали дробные черты. Правила действий с дробями, изложенные, в IX веке распространились в мусульманских странах благодаря Мухаммеду Хорезмскому. В Западную Европу их привез итальянский купец и ученый Леонардо Фибоначчи из Пизы в XIII веке.

Леона́рдо Пиза́нский (около 1170 — 1250 г.)

1. Древняя Греция и Индия

Обыкновенные дроби широко употреблялись древними греками и индийцами. Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создал

Слайд 5Староиндийская задача математика Сриддхары ( XI век н. э.)
Есть кадамба цветок.
На

один лепесток
Пчелок пятая часть опустилась
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды сложи и тех пчел на кутай посади.
Только одна не нашла себе место нигде.
Все летала то взад , то вперед и везде
Ароматом цветов наслаждалась.
Назови теперь мне.
Подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?






Староиндийская задача математика Сриддхары ( XI век н. э.)Есть кадамба цветок.На один лепестокПчелок пятая часть опустиласьРядом тут

Слайд 6Брахмагупта, Индия, около 600 г.
Слон, слониха и слонёнок пришли к озеру,

чтобы напиться воды. Слон может выпить озеро за 3ч, слониха - за 5ч, а слонёнок - за 6ч. За сколько времени они все вместе выпьют озеро?

Решение:
Слон - 1 озеро 3ч
10 озёр 30ч
Слониха- 1 озеро 5ч
6 озёр 30 ч.
Слонёнок- 1 озеро 6ч
5 озёр 30 ч.
НОК(3,5,6)=30
1)10+6+5=21(озеро) выпьют слон, слониха и слонёнок за 30часов,
2)30:21=1 3/7(ч) они вместе выпьют озеро.
Ответ:1 3/7 часа.

Брахмагупта, Индия, около 600 г.Слон, слониха и слонёнок пришли к озеру, чтобы напиться воды. Слон может выпить

Слайд 72. Древний Египет
Египтяне ввели в обращение дроби 1/2, 1/3,

1/28 – их называли основными или единичными, было специальное обозначение для дроби 2/3, не совпадающее с обозначениями для других дробей. Все остальные дроби египтяне старались записать как суммы долей, т.е. дробей вида 1/n. Например, вместо 8/15 они писали 1/3+1/5. Иногда это бывало удобно

Древнеегипетский папирус около 2000 лет до н.э.

2. Древний Египет  Египтяне ввели в обращение дроби 1/2, 1/3, 1/28 – их называли основными или

Слайд 8Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают:

- Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада? Пастух отвечает: - Я привожу две трети от трети скота. Сочти, сколько быков в стаде?

Решение: 70 быков составляют 2/3 от1/3
1) 2/3*1/3=2/9 составляют 70 быков. 2) 70 : 2/9= 315(быков) составляют стадо. Ответ: 315 быков

Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают:

Слайд 9
3. Древний Рим
Интересная система дробей была в Древнем Риме. Единица

массы 1 асс делился на 12 долей, сообразно с этим римляне пользовались двенадцатеричными дробями.
Дробь, которую мы называем 1/12, римляне именовали "унцией", хотя бы она употреблялась для измерения длины или иной величины; дробь, которую мы называем 1/8, римляне называли "полторы унции" и тому подобное.

Римлянин мог сказать, что он прошёл 7 унций пути или прочитал 5 унций книги. При этом конечно, не взвешивали путь или книгу.
Имелось в виду, что пройдено 7/12 долей пути или прочитано 5/12 частей книги.

3. Древний Рим Интересная система дробей была в Древнем Риме. Единица массы 1 асс делился на 12

Слайд 10Некто умирая ,завещал 14000 унций при выполнении ряда условий: Если у

его жены родится мальчик, то сын должен получить вдвое больше матери ,а если родится дочь, то мать должна получить вдвое больше дочери. Родились близнецы: сын и дочь. Как было исполнено завещание.



«Без знания дробей никто не может
признаваться знающим арифметику»
Цицерон (1 век до н.э)

Старинная древнеримская задача на дроби (2 век)

Некто умирая ,завещал 14000 унций при выполнении ряда условий: Если у его жены родится мальчик, то сын

Слайд 114. Древний Вавилон
Первые упоминания о дробях найдены на глиняных табличках Древнего

Вавилона.
Это государство находилось в долинах рек Тигр и Евфрат примерно за три тысячи лет до нашей эры.

Вавилонские «тексты» доходят до нас в виде глиняных табличек, обычно примерно размера ладони. Они написаны клинописью, клинообразным алфавитом.

Их арифметика имела основание 60, в вавилонской математике пользовались шестидесятеричной системой для целых чисел и дробей, дроби записывались с постоянным знаменателем равным 60-ти.

Например,

4. Древний ВавилонПервые упоминания о дробях найдены на глиняных табличках Древнего Вавилона. Это государство находилось в долинах

Слайд 12 5. Древний Китай
Возникновение китайской

цивилизации на берегах реки Хуанхэ относится к началу II тыс. до н. э. Среди важнейших достижений китайской математики отметим: правило двух ложных положений, введение отрицательных чисел, десятичных дробей, методов решения систем линейных уравнений, алгебраических уравнений высших степеней и извлечение корней любой степени.

«Три пути ведут к знанию: Путь размышления – самый благородный, Путь подражания – самый легкий И путь опыта – это путь самый горький…» Конфуций

5. Древний Китай     Возникновение китайской цивилизации на берегах реки Хуанхэ относится к

Слайд 13Китай, II век н.э.
Дикая утка от южного моря до

северного моря летит 7 дней. Дикий гусь от северного моя до южного моря летит 9 дней. Теперь утка и гусь вылетают одновременно. Через сколько дней они встретятся?


1) 1:7=1/7пути утка 1 д.
2) 1:9=1/9пути гусь 1 д. 3) 1/7+1/9=16/63 вместе 4) 1:16/63=3 15/16 дней
Ответ: через 3 15/16 дней.

Китай, II век н.э.Дикая утка от южного   моря до северного моря летит 7 дней. Дикий

Слайд 14 МАГНИЦКИЙ
Леонтий Филиппович (1669-1739)
Страница первого

русского учебника
«Арифметика»
1703г.

Дроби в Древней Руси называли долями, позднее ломаными числами. Так у дробей с числителем 1 были свои названия.
1\2- половина, полтина.
1\3 - треть.
1\4 - четь.
1\6 - полтреть.
1\8- полчеть.
1\12- полполтреть.
1\10 – десятина (1,09 га)

Славянская нумерация употреблялась в России до XVI века. И только при Петре I стала вводится десятеричная система счисления, которая и сохранилась до наших дней. В 1703 г вышла в свет “Арифметика” Л. Ф. Магницкого. В которой в первой части изложены действия с целыми числами, во второй - с ломаными, т.е. дробями.

6. Древняя Русь

МАГНИЦКИЙ Леонтий Филиппович (1669-1739)Страница первого русского учебника «Арифметика» 1703г.Дроби в Древней

Слайд 15Старинные задачи
В древних рукописях и старинных учебниках арифметики разных стран

встречаются много интересных задач на дроби. Решение каждой из таких задач требует немалой смекалки, сообразительности и умения рассуждать.
Рассмотрим несколько таких задач.
Старинные задачи В древних рукописях и старинных учебниках арифметики разных стран встречаются много интересных задач на дроби.

Слайд 16 Магницкий Л.Ф. (1669-1723) Первый учебник арифметики


Магницкий Л.Ф. (1669-1723)  Первый учебник арифметики

Слайд 17Старинные задачи из учебника Магницкого Л.Ф.
Лошадь съедает воз сена за месяц

,коза за два месяца, овца за три месяц., За какое время они вместе съедят воз сена?
Четыре плотника хотят построить дом: первый строит дом за год, второй за два года, третий за три года, четвертый за четыре года, За сколько лет они все вместе построят дом?



Старинные задачи из учебника Магницкого Л.Ф.Лошадь съедает воз сена за месяц ,коза за два месяца, овца за

Слайд 18задачи
№1 Путник, догнав другого, спросил его: «Далеко ли до деревни, которая

впереди?» Другой путник ответил: « Расстояние от деревни, из которой ты идёшь, равно трети всего расстояния меду деревнями. А если пройдёшь ещё две версты, будешь ровно посередине между деревнями. Сколько вёрст осталось идти первому путнику?

№2 Четыре плотника хотят построить дом. 1 плотник может построить дом за год, второй- за 2 года, третий- за три года, четвёртый- за 4 года. За сколько лет они построят дом при совместной работе?
«Арифметика», Магницский, 1703

Решение№1 2версты, которые нужно пройти до середины, составляют 1/6 всего расстояния до деревни. 2*6=12( вёрст) всё расстояние 12*1/3=4( версты) прошёл путник 12-4=8 (вёрст) осталось Ответ: 8 вёрст.

Решение№2 Число 12 –делители 1, 2, 3, 4. 1) 12:1=12( домов) 1 плотник за 12 лет 2) 12:2=6( дом) 2 плотник за 12 лет 3) 12:3=4( дом) 3 плотник за 12 лет 4) 12:4=3( дом) 4 плотник за 12 лет 5) 12+6+4+3=25( домов) вместе за 12 лет 6) 12:25= 12/25( года) 1 дом вместе. Ответ: примерно 6 месяцев.

задачи№1 Путник, догнав другого, спросил его: «Далеко ли до деревни, которая впереди?» Другой путник ответил: « Расстояние

Слайд 19Из Акмимского папируса (VI в.)
Некто взял из сокровищницы 1/13. Из

того, что осталось, другой взял 1/17. Оставил же в сокровищнице 192. Мы хотим узнать, сколько было в сокровищнице первоначально?

Решение:
1)1-1/13=12/13(ч) сокровищ осталось
2)12/13-1/17=191/221(ч) сокровищ осталось
191/221 составляет 191
3)191:191*221=221
Ответ: 221 было первоначально.

Из Акмимского папируса (VI в.)Некто взял из сокровищницы 1/13.  Из того, что осталось, другой взял 1/17.

Слайд 20Из книги «Косс» Адама Ризе (XVI в.)
Трое выиграли некоторую сумму денег.

На долю первого пришлось ¼ этой суммы, на долю второго -1/7, а долю третьего – 17 флоринов. Как велик весь выигрыш?

Решение: примем выигрыш за 1. 1) ¼+1/7=11/28(ч.) выиграли двое 2)1-11/28=17/28(ч.) выиграл третий 3)17/28=11/28 17 флористов есть 11/28 4)17:17*28=28(флор.) Ответ: 28 флоринов весь выигрыш.

Из книги «Косс» Адама Ризе (XVI в.)Трое выиграли некоторую сумму денег. На долю первого пришлось ¼ этой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть