Слайд 1Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Китайская мудрость гласит:
“Я слышу
– я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.
Слайд 2Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной
задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
Слайд 3В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы наши
дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.
Слайд 4Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы
деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Слайд 5В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного
учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:
Слайд 61. Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в
нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Слайд 72. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры,
духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.
Слайд 83. Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию,
анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
Слайд 94. Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников,
искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Слайд 105. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими
и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.
Слайд 116. Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение
роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
Слайд 127. Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие,
эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Слайд 13Анекдот: «Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Получив заказ, клиент подзывает
официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, холодный?» Клиент говорит: «А вы попробуйте!» Официант: «Может быть, недосолен?» Клиент: «А вы попробуйте!» Наконец официант соглашается: «Ну, хорошо! Где ложка?» Клиент: «Вот именно»
Слайд 14Мы ученикам предлагаем огромный выбор учебных предметов и наша задача снабдить
их теми необходимыми средствами учебной деятельности, при помощи которых можно все это употреблять.
Слайд 15Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные
компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
Слайд 16В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять
математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Слайд 17Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в
заданной предметной области, называют компетентностью.
Слайд 18Компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач,
отличных от тех, в которых эти знания усваивались.
Слайд 19В стандартах среднего (полного) общего образования сформулированы следующие требования к уровню
подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности: “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- построения и исследования простейших математических моделей;
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
- интерпретации графиков реальных процессов;
- решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”.
Слайд 20Анализ возникающих в повседневной жизни ситуаций, для разрешения которых требуются знания
и умения, формируемые при обучении математике, показывает, что перечень необходимых для этого предметных умений невелик:
- умение проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов действий использовать для подсчетов известные формулы;
- умение извлечь и проинтерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем и др.);
- умение применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики несложных реальных явлений и процессов;
- умение вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практических задач.
Слайд 21
Уровни математической компетентности
Принято три уровня математической компетентности:
уровень воспроизведения,
уровень установления связей,
уровень рассуждений.
Слайд 22Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой ситуации
известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
Слайд 23Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению
задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Слайд 24Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения
задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.
Слайд 25В едином государственном экзамене последовательно реализуется проверка всех трех уровней математической
компетентности школьников.
Слайд 26Однако компетентность нельзя трактовать только как сумму предметных знаний, умений и
навыков. Это — приобретаемое в результате обучения и жизненного опыта новое качество, увязывающее знания и умения учащегося со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения к решению проблем, возникающих в повседневной практике.
Слайд 27Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником
носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, “развивающую среду”, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.