Слайд 2Виды народных сказок
Традиционно подразделяют на три вида:
Слайд 4Авторские сказки
Нет четкого деления. Зависят от авторской фантазии. Могут быть сказки,
написанные стихами (В.А. Жуковский «Кот в сапогах»), пьесы-сказки (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»). В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.
Слайд 5
Зачин Экспозиция Завязка
Развязка Исход
Кульминация
Композиция народной
сказки
Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается
Слайд 6Так, фольклорной сказке, как представителю эпического жанра, присущи следующие особенности:
-
наличие традиционных формул зачина и концовки;
- наличие повторяющихся конструкций;
- разговорная речь,
- повторяющиеся приемы повествования,
- трехступенчатое строение сюжета.
Слайд 7Литературная сказка, чтобы называться таковой, в большинстве своем заимствует у народной
ее стилистические особенности. Но только от воли автора зависит речь героев сказки. В народной сказке преобладает повествование.
В сказке литературной, уделяющей большое значение характерам героев, важное место отводится описаниям и рассуждениям.
Слайд 8Художественное время не совпадает с временем реальным.
Таким образом, в народной
сказке оно убыстряется (например, не описывается дорога героя, ведущая к цели, а просто сообщается факт отправления и факт прибытия).
В литературной сказке писатель волен убыстрить одни события и задержать другие, нарушить их последовательный ход, по-своему переставить их во времени.
Слайд 9Герои литературных сказок отличаются от героев народных сказок. В литературных сказках
мир добра и зла не разграничен. Так характер героев может изменяться в ходе сказки, например, как царь Салтан и Матвей в сказках «Спящая царевна» и «Сказка о царе Салтане».
Слайд 11Как писатель-фантаст Виталий Губарев дебютировал в 1951 г. повестью-сказкой «Королевство кривых
зеркал» через год была создана одноимённая пьеса, а в 1963 г. по книге был поставлен фильм, пользовавшийся большой популярностью. Книга переиздавалась более 50 раз.
Слайд 12
Александр Волков
Урфин Джюс и его деревянные солдаты
Семь подземных королей
Жёлтый туман
Огненный бог
Марранов
Тайна заброшенного замка
Слайд 13Викторина «Узнай, кто это?»
«…В двери фургона показалась испуганная девочка с собачкой
на руках. Что делать?Спрыгнуть на землю? Но было уже поздно:
Домик летел высоко над землёй…»
Слайд 14
«…Мужчины, одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие
панталоны, ростом были
не выше Элли; на ногах у них блестели
голубые ботфорты с отворотами. Но больше всего Элли понравились
Остроконечные шляпы: их верхушки украшали хрустальные шарики,
а под широкими полями нежно звенели бубенчики.»
Слайд 15«Дорогая , Элли…Моё самое заветное желание-
Получить мозги!»
Слайд 16«…Если вы примете меня в компанию, я пойду с вами в
Изумрудный город и попрошу Великого Гудвина дать мне сердце.
Ведь иметь сердце - самое заветное моё желание!»
Слайд 17«…Он был невысок, но очень толст. Голова его походила на котёл,
а туловище –на бочку. У него были длинные руки, как у гориллы,
А ноги обуты в высокие сапоги с толстыми подошвами.На нём был
косматый плащ из звериных шкур. На голову вместо шлема он надел
большую медную кастрюлю!»
Слайд 18«- Тогда примите меня в компанию. Ах, если бы я мог
Получить хоть немного смелости…Ведь это моё заветное
желание!
Слайд 19«Я – Великий и Ужасный! Я – везде! Я могу принимать
любой
образ и становлюсь невидимым, когда захочу.»