Презентация, доклад на тему Жизнь и творчество В. Я. Брюсова

Содержание

Деятельность Брюсова в те годы, его недюжинный темперамент и бесспорный авторитет были направлены в одну сторону — на служение русской поэзии. Преданность служению брала верх над усталостью, над привычкой, над многим иным, что окружало Брюсова и

Слайд 1(1873 – 1924 г.)

БРЮСОВ Валерий Яковлевич

(1873 – 1924 г.)БРЮСОВ  Валерий  Яковлевич

Слайд 2Деятельность Брюсова в те годы, его недюжинный темперамент и бесспорный авторитет

были направлены в одну сторону — на служение русской поэзии. Преданность служению брала верх над усталостью, над привычкой, над многим иным, что окружало Брюсова и мешало его работе... Брюсовым руководила неистовая жадность ко всем драгоценностям мировой культуры, жадность ко всем усилиям человека и человечества достигнуть наибольшей высоты в тот или другой час исторического бытия. То и дело эта жадность превращала Брюсова из учителя в ученика, из признанного мастера в добровольного и скромного подмастерья. Снова и снова он являлся на пиршестве веков гостем из скифской Гипербореи, стражником и следопытом .

П. Антокольский о В. Брюсове

Деятельность Брюсова в те годы, его недюжинный темперамент и бесспорный авторитет были направлены в одну сторону —

Слайд 3Основоположник русского символизма
В. Я. Брюсов – один из ярчайших представителей Серебряного

века. Литературный критик, переводчик,
историк литературы, пушкинист, поэт.
В. Брюсов родился 1 декабря 1873 г.
в Москве в зажиточной купеческой
семье. Рос живым , любознательным ребёнком, читать научился в четыре года.
С юных лет слушал разговоры об «умных вещах», читал книги научного содержания. Знания не по годам пробудили в нем мечту «стать великим».
Сочинять начал рано. Уже в гимназии осознавал себя поэтом.
Основоположник русского символизмаВ. Я. Брюсов – один из ярчайших представителей Серебряного века. Литературный критик, переводчик, историк литературы,

Слайд 4Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой

семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина.
Дед Валерия Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и жил до 1910 года.
Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал идеям революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах.

Детство, родословная поэта

Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком

Слайд 5Раннее творчество
Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с

поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера, Верлена, Малларме. В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал три сборника «Русские символисты».
Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки.
Раннее творчествоУже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты

Слайд 6Он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год

в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890—1893 годах — в гимназии Л. И. Поливанова; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой. Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова, Брюсов в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем — на историческом (окончил с дипломом 1 степени).

Гимназическое Образование

Он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год в частной классической гимназии Ф. И.

Слайд 7Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией.

Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера, Верлена, Малларме. В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал три сборника «Русские символисты».

«Декаденство»

Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова

Слайд 8Французские символисты

Французские символисты

Слайд 9Брюсов никогда не претендовал на роль поэта эпохи, но стремился быть

вожаком, наставником организатором литературных обществ. Так, увлекшись французскими символистами, Брюсов за год создает порядка двух тысяч стихотворений, публикует их под десятью вымышленными именами в трех коллективных сборниках «Русских символистов», таким образом утверждая, что на русской почве появилось самобытное символистское направление.
Брюсов организовал такие журналы, как «Весы» и «Скорпион», постоянно занимался переводами, преподавал теорию литературы, говоря своим ученикам: «Вы оперу написать можете? Создать стихотворение не легче».

Сборник «Русские символисты»

Брюсов никогда не претендовал на роль поэта эпохи, но стремился быть вожаком, наставником организатором литературных обществ. Так,

Слайд 10Знакомство с поэзией французских символистов Верлена и Рембо стало для Брюсова

«целым откровением». Юный Брюсов задумывается о назначении поэта, хочет быть вождём русской поэзии. Уважая Пушкина, понимает, что выразить отношение к концу века может только через символизм. Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, а задачей символизма – утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника.

«Я – голос ваш…»

Знакомство с поэзией французских символистов Верлена и Рембо стало для Брюсова «целым откровением». Юный Брюсов задумывается о

Слайд 11Университетские годы

Университетские годы

Слайд 12В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Основной

круг егоинтересов в студенческие годы — история, философия, литература, искусство, языки. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовскихстихов«Chefsd’oeuvre»(«Шедевры»).
В следующем сборнике — «Me eum esse» («Это я», 1897). В юношеские годы Брюсов уже разрабатывал теорию символизма.

Годы учебы

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Основной круг егоинтересов в студенческие годы —

Слайд 13После окончания университета, Брюсов целиком посвятил себя литературе. Несколько лет он

проработал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив».
Во второй половине 1890-х годов Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности — с К. Д. Бальмонтом, стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».

Брюсов и символисты

После окончания университета, Брюсов целиком посвятил себя литературе. Несколько лет он проработал в журнале П. И. Бартенева

Слайд 14В период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом

Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»); нападки печати вызвало уже само название сборника, не соответствовавшее, по мнению критики, содержанию сборника (самовлюблённость была характерна для Брюсова).

Литературная деятельность

В период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты»,

Слайд 15 «Tertia Vigilia»
В 1900 году в «Скорпионе» был

издан сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), открывший новый — «урбанистический» этап творчества Брюсова. Сборник посвящён К. Д. Бальмонту.

«Urbi et Orbi»
Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году.

1900-е годы

«Tertia Vigilia»   В 1900 году в «Скорпионе» был издан сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»),

Слайд 16Поэзия, проза, драма
1903 – сборник "Urbi et Orbi" ("Граду и миру").

1904

– драма "Земля"
.1905 – сборник "Венок".

1907 – прозаический сборник рассказов "Земная ось".
Поэзия, проза, драма1903 – сборник

Слайд 17Корреспондент на фронте в годы первой мировой войны

Корреспондент на фронте в годы первой мировой войны

Слайд 18После революции Брюсов отдается как раз прозаическому творчеству: создает фантастические повести

и романы. Брюсов принимает революцию, активно сотрудничает с новым правительством, не пытается эмигрировать.

Фантастические повести и романы

После революции Брюсов отдается как раз прозаическому творчеству: создает фантастические повести и романы. Брюсов принимает революцию, активно

Слайд 19Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы:

Тень

несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонкозвучной тишине…

В поисках «нового» в поэзии

Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы:Тень несозданных созданийКолыхается во снеСловно лопасти латанийНа

Слайд 20Вот в чем видел Брюсов задачу искусства:

«Искусство, может быть, -

величайшая сила, которой владеет человечество. В то время как все ломы науки, все топоры общественной жизни не в состоянии разломать дверей и стен, замыкающих нас, - Искусство таит в себе страшный динамит, который сокрушит эти стены, более того – оно есть тот сезам, от которого эти двери растворятся сами».
Именно у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль, преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни.

Искусство - величайшая сила

Вот в чем видел Брюсов задачу искусства: «Искусство, может быть, - величайшая сила, которой владеет человечество. В

Слайд 21Брюсов был экспериментатором в поэзии, стихотворцем-инженером, написал книгу «Наука о стихе»,

где ввел термин «ДОЛЬНИК», у него встречаются акростихи, примеры гипердактилической:
Леший бороду Почесывает,
Палку сумрачно Обтесывает.
И гипергипердактилической рифмы:
Холод, тело тайно Сковывающий,
Холод душу Очаровывающий…
От луны лучи Притягиваются,
К сердцу иглами Притрагиваются.
Многим известна его знаменитая
монопоэма:
О закрой свои бледные ноги

Экспериментатор в поэзии

Брюсов был экспериментатором в поэзии, стихотворцем-инженером, написал книгу «Наука о стихе», где ввел термин «ДОЛЬНИК», у него

Слайд 22Герои поэзии Брюсова так же сильны и целеустремленны, как и сам

автор, оттого Брюсов часто обращается к историческим личностям: Ассаргадон, Клеопатра, Мария Стюарт, Наполеон.
Обратимся к стихотворению «Юлий Цезарь»

Герои поэзии Брюсова

Герои поэзии Брюсова так же сильны и целеустремленны, как и сам автор, оттого Брюсов часто обращается к

Слайд 23Брюсов известен как поэт,
но немало у него и прозаических
произведений, с

интересом
принятых современниками:
Романы «Огненный Ангел»
(1908) и «Алтарь Победы»
(1912), сборники рассказов
и драматических сцен –
«Земная ось» (1907),
«Ночи и дни» (1913).

Проза и драматургия

Брюсов известен как поэт, но немало у него и прозаическихпроизведений, с интересом принятых современниками: Романы «Огненный Ангел»

Слайд 24Проза Брюсова

Проза Брюсова

Слайд 25Журналистская деятельность началась в «Русском архиве».
С 1900 по 1903 г. –

секретарь редакции журнала.
Публиковался в «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского (1900—1902).
1904 – 1909 Брюсов – основное действующее лицо журнала «Весы». Он стал основным автором и редактором этого журнала.
Брюсов руководил книгоиздательством «Скорпион».
П. Б. Струве пригласил поэта в редакцию московского журнала Русская мысль в 1910 г.
В 1915 году Максим Горький приглашает сотрудничать Брюсова в журнал «Летопись».

Брюсов-журналист

Журналистская деятельность началась в «Русском архиве».С 1900 по 1903 г. – секретарь редакции журнала. Публиковался в «Ежемесячных

Слайд 26Журналы

Журналы

Слайд 27Организатор Высшего литературно-художественного института, 1921г.

Организатор Высшего литературно-художественного института, 1921г.

Слайд 28Дома, в которых жил Брюсов

Дома, в которых жил Брюсов

Слайд 29В начале XX века Валерий Брюсов был одной из крупнейших фигур

русской литературной жизни, находился в самом её центре. И совершенно естественно, что музей, посвященный русской литературе так называемого Серебряного века, расположился именно в доме Брюсова.

Музей в доме Брюсова

В начале XX века Валерий Брюсов был одной из крупнейших фигур русской литературной жизни, находился в самом

Слайд 30Обращаясь к эпиграфу нашего занятия, можно утверждать, что Брюсов явил собой

пример того, что гениями не только рождаются, но и становятся. Неслучайно Марина Цветаева говорила, что ей не будет покоя, пока в Москве не установят памятник Брюсову с надписью «Герою труда».

Герою труда

Обращаясь к эпиграфу нашего занятия, можно утверждать, что Брюсов явил собой пример того, что гениями не только

Слайд 311924 – умер в Москве,
похоронен на
Новодевичьем
кладбище.

Смерть поэта

1924 – умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.Смерть поэта

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть