Презентация, доклад на тему Жизнь и творчество Н.Заболоцкого. Материалы к уроку.

При жизни Н.Заболоцкого вышло всего лишь 4 тонких сборника его стихотворений общим тиражом немногим более 40 тысяч экземпляров: "Столбцы" (1929), "Вторая книга" (1937), "Стихотворения" (1948), "Стихотворения" (1957). Не оцененный по достоинству и методически третируемый критикой ("Кажется,

Слайд 1 Жизнь и творчество Николая Заболоцкого

Жизнь и творчество Николая Заболоцкого

Слайд 2 При жизни Н.Заболоцкого вышло всего лишь 4 тонких сборника его стихотворений

общим тиражом немногим более 40 тысяч экземпляров: "Столбцы" (1929), "Вторая книга" (1937), "Стихотворения" (1948), "Стихотворения" (1957). Не оцененный по достоинству и методически третируемый критикой ("Кажется, ни над одним советским поэтом критика не издевалась так, как надо мной", - с горечью заметит впоследствии поэт), выбитый из литературы в ГУЛАГ во второй половине 30-х годов, он вошел в литературу 50-х годов как большой мастер поэзии и с тех пор остается одним из самых читаемых поэтов.
При жизни Н.Заболоцкого вышло всего лишь 4 тонких сборника его стихотворений общим тиражом немногим более 40 тысяч

Слайд 3 После книги "Столбцы" с ее язвительным, гротескным жизнеописанием мещанской среды, с

ее рискованными экспериментами и преувеличением опасностей НЭПа, после поэмы "Торжество земледелия" (1929-30), в которой Заболоцкий, то ли искренне заблуждаясь, то ли не решаясь пойти "против течения", показал коллективизацию как великое благо и как начало новых взаимоотношений между человеком и природой, после неудачных поэм "Безумный волк" (1931) и "Деревья" (1933) начинается этап поэтического развития Заболоцкого, обратившегося к чистым родникам русской классической поэзии - к Пушкину, Тютчеву, Баратынскому.
После книги

Слайд 4 Начал Заболоцкий с произведений преимущественно эпического характера - пришел он к

медитативной лирике. По определению А.Квятковского, медитативная лирика - это "разновидность лирики, философские стихотворения, носящие характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышления о дружбе, о любви, о природе и т.п.".
Треть созданного Заболоцким связана с размышлениями о природе. У поэта нет чисто пейзажных стихов. Природа для него - начало всех начал, объект поэтического исследования, сложный и противоречивый мир, полный загадок, тайн и драматизма, источник раздумий о жизни, о себе, о человеке.
Слияние с природой - главная мысль в теме природы у Заболоцкого. Стихи именно этой темы (а не его стихи 30-х годов о Кирове, челюскинцах, Седове, Мичурине) навсегда остались в поэтическом активе поэта.
Начал Заболоцкий с произведений преимущественно эпического характера - пришел он к медитативной лирике. По определению А.Квятковского, медитативная

Слайд 5 Неслучайно также и то, что "Заметкам о поэзии Николая Заболоцкого" (в

кн. "Становление таланта", 1972) В.Огнев предпослал строки великого грузинского поэта:

Теперь он понял мир природы, Ее живые голоса. И с ним беседовали воды, И говорили с ним леса.
Неслучайно также и то, что

Слайд 6Николай Заболоцкий, размышляя о бесконечности бытия, о жизни и смерти, выдвинул

необычное предположение: человек - часть природы, а природа - бессмертна, "трав вечерних пенье, и речь воды, и камня мертвый крик" - это голоса людей, превратившихся в травы, воды, камни; реальной смерти нет и не было, есть только превращения, метаморфозы ("Он продолжал отрицать смерть - в обычном понимании этого слова - до конца своих дней", - вспоминает Николай Чуковский1):
Николай Заболоцкий, размышляя о бесконечности бытия, о жизни и смерти, выдвинул необычное предположение: человек - часть природы,

Слайд 7И голос Пушкина был над листвою слышен, И птицы Хлебникова пели у

воды. И встретил камень я. Был камень неподвижен, И проступал в нем лик Сковороды. ("Вчера о смерти размышляя" - 1936) Как все меняется! Что было раньше птицей, Теперь лежит написанной страницей; Мысль некогда была простым цветком; Поэма шествовала медленным быком; А то, что было мною, то, быть может, Опять растет и мир растений множит. ("Метаморфозы" - 1937).
И голос Пушкина был над листвою слышен, И птицы Хлебникова пели у воды.  И встретил камень

Слайд 8 В третий, последний, период в поэзии Н.Заболоцкого натурфилософское, "тютчевское" начало ощутимо

вытесняется ярко выраженным социальным, некрасовским началом. Поэта все больше тянет к разгадыванию тайн не природы, а человеческой души и сердца. К последнему этапу творчества Заболоцкого мы с полным правом отнесем его же слова: "Как мир меняется! И как я сам меняюсь!"
"Раньше я был увлечен образами природы, а теперь я постарел и, видимо, поэтому больше любуюсь людьми и присматриваюсь к ним", - написал Заболоцкий Симону Чиковани в 1957 году, имея в виду такие стихотворения, как "О красоте человеческих лиц", "Некрасивая девочка" с ее потрясающим афористическим финалом:
В третий, последний, период в поэзии Н.Заболоцкого натурфилософское,

Слайд 9 А если это так, то что есть красота И почему ее

обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
А если это так, то что есть красота  И почему ее обожествляют люди?  Сосуд она,

Слайд 10 В течение долгой поэтической жизни Заболоцкий не написал ни одного интимного

стихотворения, и поэтому цикл "Последняя любовь" нежданно-негаданно обжег читателя безысходной печалью, болью прощания с любовью, принесшей такие мучительные осложнения в личной жизни поэта.
Вы, должно быть, слышали песню с такими словами:
Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина!
В течение долгой поэтической жизни Заболоцкий не написал ни одного интимного стихотворения, и поэтому цикл

Слайд 11
В последнее десятилетие своей жизни Заболоцкий активно переводил старых и современных

зарубежных поэтов, поэтов народов СССР. Особенно значителен вклад Заболоцкого в приобщение русского читателя к богатствам грузинской поэзии, оказавшей на оригинальные стихи переводчика несомненное влияние.


В последнее десятилетие своей жизни Заболоцкий активно переводил старых и современных зарубежных поэтов, поэтов народов СССР. Особенно

Слайд 12 Заболоцкий был великим тружеником: "Николай Алексеевич работал с утра до вечера,

от зари и до зари" (Б.Слуцкий).

Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

Эти строки писал смертельно больной человек.
Заболоцкий был великим тружеником:

Слайд 13 14 октября 1958 года второй инфаркт оборвал жизнь Николая Алексеевича Заболоцкого.

14 октября 1958 года второй инфаркт оборвал жизнь Николая Алексеевича Заболоцкого.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть