Презентация, доклад на тему Задания для развития речи на уроках литературного чтения

Содержание

Задания для развития речи и обогащения словарного запаса на уроках обучения грамоте и литературного чтения. 1.Игра «Какой, какая, какое, какие?»Подбор имен прилагательных к существительным. Например:Снег (какой?) – белый, пушистый, мягкий, чистый и т.д.Кукла (какая?) – любимая,

Слайд 1Задания для развития речи на уроках литературного чтения.
Подготовила: Симонова Светлана Михайловна;
учитель

начальных классов МАОУ №5 «Гимназия» г.Мегион
Задания для развития речи на уроках литературного чтения.Подготовила: Симонова Светлана Михайловна;учитель начальных классов МАОУ №5 «Гимназия» г.Мегион

Слайд 2Задания для развития речи и обогащения словарного запаса на уроках обучения

грамоте и литературного чтения.

1.Игра «Какой, какая, какое, какие?»
Подбор имен прилагательных к существительным. Например:
Снег (какой?) – белый, пушистый, мягкий, чистый и т.д.
Кукла (какая?) – любимая, забавная, дорогая.
Облако ( какое?) – белое, лёгкое, необычное.
Друзья (какие?) – верные, настоящие, добрые.
Существительные можно называть, можно слова писать на доске, а можно показывать детям предметные картинки.
Также к существительным можно подбирать глаголы, причем меняя их время, и наоборот. Например:
Снег ( что делает?), кукла ( что делала?), друзья ( что будут делать?)
Летят, сверкает, нарисовали, увидят (кто? что?).
На основе этой игры проводятся игры «Подбери пару», «Кто больше», «Аукцион».

Задания для развития речи и обогащения словарного запаса на уроках обучения грамоте и литературного чтения. 1.Игра «Какой,

Слайд 32.Игра « Любопытный»
Начни слова с буквы «А» и т.д.
Например:
Как тебя зовут,

фамилия?
Из какого ты города ( страны)?
Какой транспорт есть в вашем городе?
Какие овощи и фрукты ( цветы, животные, игрушки) любишь?
Кем станешь? И много других вопросов.

2.Игра « Любопытный» Начни слова с буквы «А» и т.д.Например:Как тебя зовут, фамилия?Из какого ты города (

Слайд 43.Игра «Весёлый наборщик».
Из данного слова составить другие слова. Слово лучше связать

с темой урока. Во втором полугодии можно усложнить задание: составить из этих слов предложение, или 2 предложения связанных по смыслу.
Орфограмма: грамм, рог, гора, форма, фара, гам и т.д.
Предложения: У носорога есть рог. или В школе мы носим форму.
К горе мы подъехали уже вечером. Фары нашей машины осветили её.
Также можно предложить придумать слова на каждую букву этого слова:
«О» - окно, осёл, озеро и т д.
«Р» - рисунок, радуга, рука т д.
Можно любые слова, а можно на определённую тему ( их 1 -2 слогов, обозначающие живые и неживые предметы, по теме «Школа» и др.)

3.Игра «Весёлый наборщик». Из данного слова составить другие слова. Слово лучше связать с темой урока. Во втором

Слайд 54.Подбор антонимов и синонимов.
Игра «Третье лишнее»
 Вычеркни третье лишнее слово, которое не

является антонимом:
а) Веселый, смелый , грустный.
б)Разлучаться, встречаться, нравиться.
в)Полный, худой, толстый.
г)Смелый, смешной, трусливый.
д)Легкий, тяжелый, сладкий.
е)Резкость, твердость, мягкость.
  

4.Подбор антонимов и синонимов. Игра «Третье лишнее» Вычеркни третье лишнее слово, которое не является антонимом:а) Веселый, смелый ,

Слайд 6Игра – соревнование « Кто быстрей».


Составьте свои ряды синонимов с данными 

словами из разговорного языка  – смешные, несмешные, страшные.
Например: упасть
смешные синонимы – шлёпнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …
несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился…
страшные – рухнул, сорвался, полетел и разбился…

Игра – соревнование « Кто быстрей».Составьте свои ряды синонимов с данными  словами из разговорного языка  – смешные,

Слайд 75.Работа с фразеологизмами.
«Фразеологический зверинец»
Вставьте подходящие слова: (можно предложить слова для справок)
Голоден

как ….
Хитёр как…
Труслив как ..
Здоров как…
Надут как…
Нем как …
Упрям как …
Болтлив как …

5.Работа с фразеологизмами. «Фразеологический зверинец»Вставьте подходящие слова: (можно предложить слова для справок)Голоден как ….Хитёр как…Труслив как ..Здоров

Слайд 8«Замени фразеологизмом»


Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.

Метко — не в бровь,

а в глаз;
Неожиданно — как снег на голову;
Тесно — яблоку негде упасть;
Темно — хоть глаз выколи;
Молчать — держать язык за зубами;
Мало – кот наплакал;
Много – куры не клюют;
Далеко – за тридевять земель и т. п.
 

«Замени фразеологизмом»Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.Метко — не в бровь, а в глаз; Неожиданно — как снег на

Слайд 9Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.
А) устать

1. заткнуть за пояс
Б) перекусить 2. заморить червячка
В) мешать 3. волочить ноги
Г) победить , превзойти 4. вставлять палки в колёса
Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.А) устать

Слайд 106. Игра «Бесконечное предложение»
Первое слово « Карандаш», к нему добавляются слова,

каждый ученик по 1 слову. Например: Мой любимый зеленый карандаш лежит в новом ярком пенале.
Можно помогать, задавая наводящие вопросы «Какой? Где? Когда? Что делает? В чём? и др. 

6. Игра «Бесконечное предложение» Первое слово « Карандаш», к нему добавляются слова, каждый ученик по 1 слову.

Слайд 117. Составление предложений из букв слова .
Дается слово «Букварь», на

каждую букву придумать слово и составить предложение.
Боря у Кати взял абрикосовый росток.
Или «Слово»
Самолёт летит около великолепного облака.


7. Составление предложений из букв слова . Дается слово  «Букварь», на каждую букву придумать слово и

Слайд 128.Работа с пословицами.
Пословицы рассыпались.
Возьми книгу в руки – неученье

тьма.
Ученье свет – не будет скуки.
Золото добывают из земли – тот много знает.
Кто много читает – а знания из книги.

8.Работа с пословицами.   Пословицы рассыпались.Возьми книгу в руки – неученье тьма.Ученье свет – не будет

Слайд 13 «Пословицы шутят»  
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была.
Неужто буква озорная
Вновь

чьё-то место заняла?

«Пословицы шутят»   Пословица, мы тебя знаем,Но не такою ты была.Неужто буква озорнаяВновь чьё-то место заняла?

Слайд 14От бобра бобра не ищут. (добра)
Крутится как булка в колесе. (белка)
Не

делай из муки слона. ( мухи)
Купить кита в мешке. (кота)
Лось человека не красит. (ложь)
Полк в овечьей шкуре. ( волк)
Нашла коза на камень. (коса)

От бобра бобра не ищут. (добра)Крутится как булка в колесе. (белка)Не делай из муки слона. ( мухи)Купить

Слайд 15«Закончите пословицу»
(пословицы лучше брать известные)
Что посеешь, то и …

(пожнёшь)
Старый друг лучше …. (новых двух)
Семь раз отмерь …. ( один раз отрежь)
Труд кормит, а лень … (портит)
 

«Закончите пословицу»(пословицы лучше брать известные)Что посеешь, то и …    (пожнёшь)Старый друг лучше ….

Слайд 169.Сочинение чистоговорок.
Ша-ша-ша –ша – машина едет не спеша; Ира видит малыша.
Лу

– лу – лу – лу – мне купили куклу; на полу верчу юлу.
За-за-за-за – распустилась роза; в лесу растет береза.
Си-си-си- си – ты конфеты не проси; поскорей пенал неси.
Ан-ан-ан-ан – обезьяна ест банан; ты зашей скорей карман.
Ис-ис-ис-ис – мы едим с тобой редис; а в саду расцвел ирис.

9.Сочинение чистоговорок. Ша-ша-ша –ша – машина едет не спеша; Ира видит малыша.Лу – лу – лу –

Слайд 1710. Сочинение коротких стихов на заданную рифму.
Начать с подбора рифмы к

определённым словам:
Палка – галка, свалка, скакалка, жалко.
Молодец – огурец, холодец, конец, борец.
Птичка – невеличка, спичка, яичко, синичка.
Котик – ротик, животик, кротик.

10. Сочинение коротких стихов на заданную рифму. Начать с подбора рифмы к определённым словам:Палка – галка, свалка,

Слайд 18А затем можно пробовать сочинять двустишия по заданным словам разных частей

речи:

Садовод-огород:
Жил на свете садовод,
Он любил свой огород.
 
Встречали –закричали:
Мы гостей своих встречали,
И от радости кричали!

А затем можно пробовать сочинять двустишия по заданным словам разных частей речи: Садовод-огород:Жил на свете садовод,Он любил

Слайд 19Солнце-оконце:
Светит ласковое солнце,
И глядит в моё оконце.
 
Красный-опасный:
Если видишь свет ты красный-
Помнишь

ты, что он опасный!

Солнце-оконце:Светит ласковое солнце,И глядит в моё оконце. Красный-опасный:Если видишь свет ты красный-Помнишь ты, что он опасный!

Слайд 2011. Сочинение загадок.
Загадки могут быть как в прозаической форме, так и

в стихотворной.
Указание признаков:
Желтый, превращается в пушистый. (одуванчик)
Зелёный летом, а осенью желтый, оранжевый. (лист)
Указание действий:
По небу плывет, солнце заслоняет. (туча)
По крыше стучит, шумит, барабанит.(дождь)
 

11. Сочинение загадок. Загадки могут быть как в прозаической форме, так и в стихотворной.Указание признаков:Желтый, превращается в

Слайд 21В стихотворной форме:
Этот друг тебе поможет,
Разукрасит все, что хочешь. (цветной карандаш,

мел)
 
Может он тебя опять
Далеко от всех умчать. ( самолет)
 

В стихотворной форме: Этот друг тебе поможет,Разукрасит все, что хочешь. (цветной карандаш, мел) Может он тебя опятьДалеко от

Слайд 22Договори словечко:
Вот летит, летит пушинка,
Распрекрасная … (снежинка)
 
Прыгнул прямо ко мне

в рот
Очень вкусный …. (бутерброд)
 

Договори словечко: Вот летит, летит пушинка,Распрекрасная …  (снежинка) Прыгнул прямо ко мне в ротОчень вкусный ….

Слайд 2312.Составление мини- рассказов «Если бы …»
Если бы я был директором школы,

….
Если бы я был волшебником, ….
Если бы с неба посыпались конфеты, ….
Если бы я превратился в собаку, …
Если бы я стал великаном, …
Если бы я увидел зеленого зайца, …


12.Составление мини- рассказов «Если бы …»Если бы я был директором школы, ….Если бы я был волшебником, ….Если

Слайд 24 13.Игра «Цветные рассказы».
Детям предлагается полоска бумаги, раскрашенная в разные цвета.

Например: зеленый, голубой, жёлтый.
Нужно составить текст из 3 предложений, употребив эти цвета.
Например:
«Зелёный лес шелестел листвою. Голубое небо над головой было чистым. Жёлтое солнце ласково всех грело.
13.Игра «Цветные рассказы». Детям предлагается полоска бумаги, раскрашенная в разные цвета. Например: зеленый, голубой, жёлтый.Нужно составить

Слайд 25Или:
Красный, синий, белый.
На клумбе росли прекрасные красные розы. Нежно звенели синие

колокольчики. Белые ландыши были очень душисты.
Если детям сложно составить текст, можно упростить задание, предложив составить отдельные предложения.

Или:Красный, синий, белый.На клумбе росли прекрасные красные розы. Нежно звенели синие колокольчики. Белые ландыши были очень душисты.Если

Слайд 26Заключение.
Таким образом, в результате целенаправленной работы по развитию речи у учащихся:
1.Более

прочно и сознательно усваивается изученное на уроке, развивается речь, повышается уровень языкового развития, воспитывается познавательный интерес к родному языку.
2.Повышается обучаемость, интерес к чтению, улучшается внимание, восприятие; дети умеют «видеть», «слышать», «рассуждать».
3.Развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал.

Заключение.Таким образом, в результате целенаправленной работы по развитию речи у учащихся:1.Более прочно и сознательно усваивается изученное на

Слайд 27Спасибо за внимание!

Спасибо за  внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть