Слайд 1«Юмор в рассказах А.П. Чехова»
Подготовила: Мартыненко Ангелина Павловна,
учитель русского языка
и литературы
ГБОУ Школа № 852
Слайд 2Эпиграф урока:
О смех, великое дело! Ничего более не боится человек так,
как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего не удержит его никакая сила.
Н.В.Гоголь
Слайд 3Антон
Павлович
Чехов
(1860 - 1904)
Слайд 5Родители А.П. Чехова
Евгения Яковлевна Чехова (урождённая Морозова) (1835 - 1919 г.г.
)
Павел Егорович Чехов
(1825 - 1898 г.г.)
Слайд 7«Третий лишний»
Найдите лишнее произведение среди предложенных, обоснуйте свой выбор:
«Ночь перед
Рождеством»;
«Хирургия»;
«Заколдованное место».
Слайд 8Разновидности смеха:
Юмор (англ. Humour «нрав», «настроение») – изображение чего-то в смешном,
комическом виде.
Сатира (лат.) – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
Ирония - разновидность комического, вид пафоса, насмешливое и скептическое отношение автора к персонажу.
Сарказм (греч. «разыгрывать») – один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Слайд 9Антон Павлович Чехов. Рассказ «Пересолил»
Что можно сказать о содержании этого рассказа
по его заглавию? Его композиция.
Часто ли на станцию Гнилушки приезжают пассажиры?
Какое впечатление в начале рассказа создает землемер Смирнов?
Как описан мужик, согласившийся довезти землемера? Какие еще описания встречаются в тексте? Их роль.
Найдите в размышлениях землемера (2 абзац) слова и фразеологизмы, которые передают его тревожное душевное состояние, страх.
Почему землемер решил соврать? Соответствует ли его поведение фамилии землемера?
Обратим внимание на то, как автор использует прием несоответствия поступков героев их образам?
Какие слова и действия Клима вызывают смех?
Как изменилось поведение землемера после побега возницы? Обрел ли он спокойствие? Чего еще он боится?
Вспомните русскую пословицу, которая подходит по смыслу к ситуации рассказа. Можно ли было так озаглавить рассказ?
Слайд 10Антон Павлович Чехов. Рассказ «Пересолил»
Слайд 11Вывод: Этот рассказ юмористический или сатирический? (Он юмористический, потому что смешной.
Смешно поведение и землемера, и возницы.)
Слайд 12Антон Павлович Чехов. Рассказ «лошадиная фамилия»
Кто герои рассказа?
Что делает человек, если
у него болит зуб? А что делает генерал?
Почему он прибегает к разным несуразным средствам?
А что делают остальные персонажи? Кто предлагает самый несуразный способ избавиться от боли?
О каких чертах характера говорит фамилия главного героя? Как эта фамилия связана с ролью персонажа в рассказе?
Пейзаж?
Как заканчивается рассказ?
Слайд 13Антон Павлович Чехов. Рассказ «лошадиная фамилия»
Вывод: Этот рассказ юмористический. 1. Смешным
оказывается сюжет: вся семья генерала занята поиском «лошадиной фамилии». 2. Смешным выглядит суеверие образованного человека. 3. Смешны способы, которыми пытается утихомирить зубную боль генерал. 4. Смешны сами «лошадиные фамилии» и умственные усилия людей, которые пытаются отыскать нужную фамилию. Смешна и развязка рассказа. Это смех над мелкими слабостями людей, смех добродушный.
Слайд 14Антон Павлович Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»
«Толстый только что пообедал на
вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни».
О чем эта деталь говорит?
«Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей».
Какие детали здесь наиболее значительные?
Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопостановлению, антитезе.
Почему чемоданы, узлы тоже «съежились, сморщились»?
Слайд 15Антон Павлович Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»
Вывод: Идея произведения – разоблачение
подхалимства и угодничества.
Слайд 16Список литературы:
Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с прил. на
электрон. носителе. В 2-х ч. Ч.1 / авт.-сост. В. Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2012, с. 304.
http://www.melihovo.ru/chehov.html