Слайд 1Выступление на педсовете на тему: "Привитие интереса к чтению через активные
методы обучения"
Учитель-логопед МБОУ-Хотынецкая СОШ Новикова Светлана Павловна 2018 год
Слайд 2В настоящее время в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения.
Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры. В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы – взрослые, родители и учителя. Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность.
Однако необходимо отметить, что в настоящее время проблема развития интереса к чтению остаётся актуальной.
Слайд 3Проблема
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние
10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Приведённые данные говорят о том, что у нас в стране существует проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере. Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на чтение книг. Формирование положительной мотивации и интереса к чтению – это залог успеха в формировании интеллектуального, культурного, духовно-нравственного члена нашего общества.
Слайд 4Я считаю что ,если творчески использовать различные методические приемы, упражнения, видоизменять
и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса, применять их на уроках, во внеклассной работе, а также в работе с родителями, то можно помочь детям полюбить уроки чтения, научить их читать быстро, с удовольствием и желанием.
Слайд 5На данном педсовете я хочу рассказать об активных методах ,которые я
использую на своих занятиях:
Слайд 6Первое, с чего я начинаю, показываю детям, как я сама люблю
читать, как это интересно! Приношу в класс детские литературные новинки, рассказываю про героев. Как правило, дети просят эти книги почитать; посещение детской библиотеки вызывает у школьников интерес к книге и чтению, учит их ориентироваться в библиотечном пространстве.
Слайд 7Следующим методом обучения является работа над проектами. Темы проектов могут быть
разные : »Почему мне нравится ходить в библиотеку. »,»Значение книг в жизни человека.». Цели проектной деятельности следующие.
Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности,
Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов
Развитие исследовательских умений.
А что такое проект?
Проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, и показать публично достигнутый результат.
В начальной школе на уроках чаще всего дети работают над информационными и творческими проектами.
Темы проектов могут быть самыми разными. Главное условие - они должны быть интересными для детей Ученики имеют возможность выбора понравившейся темы.
Следует заметить, что помощником в создании продукта проектной деятельности выступает не только учитель, но и родители.
Слайд 8Упражнение на развитие правильного дыхания:
Слайд 9Окошки со слогами: читаем на одном выдохе 1-2 столбика слогов(сколько хватит
Дыхания).Придумываем
слова ,в которых встречаются эти слоги.
Цель: Слоговой тренинг. Развиваем артикуляцию ,стимулируем мышечный тонус , гибкость произношения.
Слайд 10Догонялки: Читаем на одном выдохе
1-2 столбика слов. Слова в столбике
закрываем «шторкой»(листом бумаги). «Шторку» ведём достаточно быстро сверху вниз .Задача ребёнка- увидеть и прочитать слово.
Цель :увеличить скорость чтения и
Восприятия в целом, тренирует память, внимание , речь.
Столбики вверх тормашками:
Предложить ребёнку прочитать
перевернутые столбики слов.
Читать нужно со «шторой»,
закрывая прочитанное.
Цель : преодолеть психологический
Барьер «читать трудно»
Слайд 11Очень нравится детям чтение, которому дали название «Кто играет в прятки». Среди случайного
набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д. Такое упражнение развивает внимание, зоркость при чтении.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Среди букв спрятаны слова. Их нужно как
можно быстрее найти и подчеркнуть.
ЦЕЛЬ Учим детей не вчитываться, не вглядываться, а ви-
деть слово единой картинкой.
тарнпудоркгмостбнкрцугщцзмабыллампацщнв-
бюфдвогурецинрвютжы
ивасымкшщслонцюдрапецзхйтбанкафызыврнымич-
книгаюфдзунцшщц
помидорцьиврафвфонарьцзнкшсзмеябвлгкепунруч-
каыжлщедщукаиьб
цзйшнкгаьрукаффхщушмтсморехжфюут-
жукшроытремкиноцзждынрот
жфцветокбьиытсаолвсаближэущнеплатьефжнущиа-
курицахдврнфаьбош
парварбусыэларвтолкатьыжшщкимсмотретьфюьвм
ру игратьйжстоять
Анаграмы. ЧТО ДЕЛАТЬ? Буквы в словах перепутались. Нужно восстановить и прочитать слова.
ЦЕЛЬ : Учим детей узнавать слово в любом виде для того, чтобы легко понимать текст и повысить скорость чтения (узнавания).
Еда Отдых Животные Погода
ХЕЛБ МРОЕ ЛВЕ СОЛЦНЕ
МАЛСО ТЕЛПО ЗЯАЦ ВЕЕТР
СПУ ЛАРГЕЬ КОВРОА ТЧУИ
ВДОА ЛОКДА ВЛОК БРУЯ
СААХР КУПАНИЛЬК ЖИАРФ ГОЗРА
МСЯО РАКШУКА ЗООРПАК ТФУАЙН
РБЫА СОЛЦНЕ МЕДДВЕЬ ЗОНИТК
ЯБКЛОО РАДОТСЬ ЧЕРЕХПАА МЕЛТЕЬ
МОКЛОО ПЕОСК МАНМОТ ОСАКДИ
КОПОМТ ПАНАКМА КРОДИКОЛ ДОДЖЬ
Слайд 13ДРУЖНЫЕ СЛОВА
ЧТО ДЕЛАТЬ? Ребёнок должен подобрать пару слов, связанных ассоциацией.
ЦЕЛЬ Упражнение
развивает ассоциативное и словесно-
логическое мышление.
стакан лыжи
Гора сок
дождь книга
Бумага зонт
краски шнурки
пенал картина
ботинок туча
Небо карандаш
ИНОСТРАНЕЦ
ЧТО ДЕЛАТЬ? Читаем слова, выделяя последний слог, как будто с французским акцентом.
ЦЕЛЬ Упражнение помогает избавить детей от привычки
глотать окончания. Оно довольно утомительное, поэтому
выполняем его в течение 30 секунд.
У нашеГО молодЦА нет забаВАМ конЦА.
УтрО встречАЙ зарядкОЙ, вечЕР провожАЙ прогулкОЙ.
ЧтениЕ — лучшеЕ учениЕ.
Слайд 14 ТЕКСТ С ДЫРКАМИ
ЧТО ДЕЛАТЬ? Чтение текстов с пропущенными буквами.
ЦЕЛЬ Учим
ребёнка быстро узнавать слова в тексте, развиваем смысловую догадку, помогаем лучше понять прочитанное.
К. Д. Ушинский
УМЕЙ ОБОЖДАТЬ
(отрывок)
Ж…ли-б…ли себе бр…т да се……ра, пет…шок
да куро…ка. По......жал пет……ок в сад и с…ал
кл…вать зе…...нёхонькую смор…дину, а кур...чка
и гов…...ит ему:
— Не ешь, П...тя, об…жди, пока сморо…...на
пос…еет!
Пе…..шок не послу……лся, кле...ал да кл...вал
и наклев…...ся так, что нас...лу до...ой до…рёл.
— Ох, — кр…чит пет...…ок, — бе...а моя!
Б…льно, сест...…ца, б…льно!
На…...ила к...рочка пе…ушка мя…ой, прило…...ла
горчи…ник — и прошло.
Слайд 15ЗАЗЕРКАЛЬЕ
ЧТО ДЕЛАТЬ? Предлагаем ребёнку прочитать текст с непривычно расположенными словами. Читать
нужно справа налево, снизу вверх.
ЦЕЛЬ Упражнение поможет преодолеть психологический барьер, так как ребёнок почувствует, что читать обычный текст проще. Всё знакомое, узнаваемое, понятное легче воспринимается. При этом скорость чтения увеличивается в несколько раз.
К. Д. Ушинский
ЛАСТОЧКА (отрывок)
.кешорк тимрок ,кешом тивол :теанз ен юок оп
,теател йоксьнед-ьнед акчотасак-акчотсаЛ .тятох
ьташук ,тащип иктед :кешутед аледисыВ .теадиждоп
котед ,тидохс ен кечия с :кечия алсенаН .алисон ик
-чия :окшыдзёнг ебес аливС .алив окшыдзёнг ,алип
-ел йокнилг ,алаксат укмолос ,алател йоксьнед-ьнед
,аланз ен юокоп акчотасак-акчотсаЛ
Слайд 16"Чтение с остановками": Главнейшие функции приема "Чтение с остановками" — заинтересовать
ребенка книгой, развивать навыки осмысленного чтения. Прием практикуется в методике развития критического мышления и охватывает все стадии урока: вызов, осмысление и рефлексия.
1. Подготовка к восприятию текста. На стадии вызова обсуждается только заглавие произведения и, возможно, эпиграф к уроку, который максимально приближен к теме текста.
2. Чтение текста с остановками. Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".
3. Работа с полным текстом. На стадии рефлексии текст опять представляет собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.
4. Финальная работа по тексту проводится в виде эссе, творческой работы, подбора пословиц. Можно, к примеру, разделить класс на группы и для каждой подобрать свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие — представляют текст в виде цветовой таблицы, третьим можно предложить переписать концовку рассказа и т.д.
Слайд 19Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской
поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке.
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Слайд 21Прием Придумать другой конец известным сказкам по своему желанию. Такие задания позволяют учить
детей мыслить творчески, нешаблонно, пробуждают интерес к чтению.
Слайд 22Лучший способ понять и осмыслить прочитанное – ролевая игра.
Виды работ на
уроках литературного чтения для младших школьников:- встречи со сказочными героями, которые «приносят» задания;
- Игры : «УГАДАЙТЕ, ЧТО В МЕШОЧКЕ»
Дидактическая задача: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Игровые действия: угадывание на ощупь предметов.
Правила: выбирая предмет, смотреть на него нельзя. Описать, ощупывая руками содержимое мешочка.
Оборудование: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности /лук, репа, редька, свёкла, помидор, слива, груша, яблоко/ или плоды и семена деревьев /жёлудь, каштан, орех, семена клёна, сирени/ и другие лежат в мешочках.
Ход игры: Учащиеся по очереди подходят к мешочкам и угадывают содержимое.
Варианты: Учащиеся могут подходить к мешочкам и вслух описывать и характеризовать содержимое мешочка. Остальные ребята угадывают данный предмет.
Слайд 24Для развития интереса к чтению использую небольшие стихи Б.Заходера, И.Токмаковой, А
Барто, С. Михалкова, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Порою обычное чтение стихотворений превращается в мини- спектакли, где дети играют роль артистов.
Слайд 25Основополагающую роль в привитии интереса к чтению играет семья. « Ребенок
учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему».
Условия возникновения интереса к чтению у детей
В доме должны быть книги.
Должны быть читающие родители.
Необходимо больше читать ребёнку вслух.
Слайд 26Чтение как духовная деятельность развивает, творит, обогащает внутреннее «Я» читателя, активизирует,
обогащает его сознания, культивирует эмоции, переживания, соединяя их невидимо с переживаниями, состоянием души героев произведения. Чтение является одним из основных условий формирования мыслительных способностей ребенка.
Слайд 27Для занятий с обучающимися начальных классов я использую
следующие пособия:
Абдулова,
Гюзель.
А13 Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше / Гюзель Абдулова; худ. С. Бордюг и Н. Трепенок и др. — М. : Издательство АСТ, 2017. — 112 с. : ил. — (Научить ребёнка. Как?).
О.И Крупенчук .77 упражнений
Для увеличения скорости чтения