Слайд 1Вопрос о правде в драме
А. М. Горького
«На дне».
Слайд 2Цель урока: выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению
к вопросу о правде.
Слайд 3Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше — истина или
сострадание? Вопрос, о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему, имея всё-таки в виду некую окончательную, высшую правду. Как соотносятся правда и ложь в драме «На дне».
Слайд 4Работа со словарем:
— Что понимают под «правдой» герои пьесы?
Толковый словарь Ожегова.
ПРА́ВДА,
-ы, жен.
1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет (посл.).
2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. Правда на твоей стороне. Счастье хорошо, а правда лучше (посл.).
Слайд 5Можно выделить два уровня «правды». Один — это «частная правда», которую
отстаивают герой уверяет всех, и прежде всего себя, в существовании необыкновенной, светлой любви. Барон — в существовании своего благополучного прошлого. Клещ правдой называет свое положение, оказавшееся безнадежным и после смерти жены: «Работы нет... силы нет! Вот — правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда!» Для Василисы «правда» то, что она «надоела» Ваське Пеплу, то, что она издевается над сестрой: «Не хвастаюсь — правду говорю». Такая «частная» правда находится на уровне факта: было — не было.
Слайд 6Другой уровень «правды», «мировоззренческий» — в репликах Луки. «Правда» Луки и
его «ложь» выражаются формулой: «Во что веришь — то и есть».
— А нужна ли вообще правда?
— Позиция какого персонажа противопоставляется позиции Луки?
Слайд 7Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура
в пьесе. Бубнов вступает в спор неявно, словно разговаривая с самим собой, поддерживая многоголосие (полилог) пьесы.
Слайд 8Первый акт, сцена у постели умирающей Анны:
Наташа (Клещу). Ты бы, чай,
теперь поласковее с ней обращался.., ведь уж не долго...
Клещ. Знаю...
Наташа. Знаешь... Мало знать, ты — понимай. Ведь умирать-то страшно...
Пепел. А я вот — не боюсь...
Наташа. Как же!.. Храбрость...
Бубнов (свистнув). А нитки-то гнилые...
Эта фраза повторяется на протяжении пьесы несколько раз, как будто комментируя происходящее с точки зрения пошляка, скептика и циника Бубнова. Он относится к жизни со злым пессимизмом.
Слайд 9— Найдите реплики, характеризующие мировоззрение Бубнова и прокомментируйте их.
«Шум — смерти
не помеха»; «снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся... всё сотрётся, да!»; «На что совесть? Я — не богатый»; «Что было — было, а остались одни пустяки...»; «Здесь господ нету... всё слиняло, один голый человек остался»; «все люди на земле — лишние»; «Люди все живут как щепки по реке плывут.. Строят дом, а щепки — прочь»; «Всё — сказки»; «Всё так: родятся, поживут, умирают. И я помру... и ты... Чего жалеть?» Когда умирает Анна, он произносит: «Кашлять перестала, значит». Любимая песня Бубнова, которую он подхватывает в конце пьесы, — «Солнце всходит и заходит, / А в тюрьме моей темно!»
Слайд 10— Какие ремарки характеризуют Бубнова?
«Спокойно» — встречается много раз, «протяжно», «сонным
голосом», «угрюмо».
— Какова позиция Сатина в пьесе?
Циничная «правда» Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки. Но эта проповедь дала импульс для определения ещё одной жизненной позиции. Её выразителем стал Сатин.
Слайд 11Ещё в начале пьесы он заявляет: «Сделай так, чтобы работа была
мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» После ухода Луки Сатин осознаёт, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей... Старик — не шарлатан! Что такое правда? Человек — правда! ... Старик? Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кисло и грязную монету...»
Слайд 12Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости
уважать человека: «Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» — утверждает иную жизненную позицию.
Слайд 13— Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?
Ложь Луки не
устраивает Сатана: «Ложь религия рабов и хозяев! Правда — бог свободного человека!» «Правда» Сатина — в человеке: «Человек — свободен... Он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда!» Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень-то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира.
Слайд 14Горький выделил 2 правды: «правду-истину» и «правду-мечту». Эти «правды» не совпадают,
даже враждебны друг другу. Грандиозен миф Сатина о Человеке: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека) ... Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга!»
Слайд 15Никто никого не понимает, все заняты только собой, своими проблемами, все
в разладе с собой и с миром. Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем — в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному Человеку, человеку-мечте. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький.
Слайд 16Герои Горького отражают двойственность, противоречивость. Мятежность натуры отразила переломный момент во
всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастёт в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, был назван «социалистическим реализмом».
Слайд 17Домашнее задание:
Подготовиться к обзорному обсуждению романа Горького «Мать».