Презентация, доклад на тему Вопрос о правде в драме А. М. Горького На дне.

Содержание

Цель урока: выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.

Слайд 1Вопрос о правде в драме
А. М. Горького
«На дне».

Вопрос о правде в драме А. М. Горького «На дне».

Слайд 2Цель урока: выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению

к вопросу о правде.
Цель урока: выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.

Слайд 3Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше — истина или

сострадание? Вопрос, о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему, имея всё-таки в виду некую окончательную, высшую правду. Как соотносятся правда и ложь в драме «На дне».
Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше — истина или сострадание? Вопрос, о правде многогранен. Каждый

Слайд 4Работа со словарем:
— Что понимают под «правдой» герои пьесы?
Толковый словарь Ожегова.
ПРА́ВДА,

-ы, жен.
1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет (посл.).
2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. Правда на твоей стороне. Счастье хорошо, а правда лучше (посл.).
Работа со словарем:— Что понимают под «правдой» герои пьесы?Толковый словарь Ожегова.ПРА́ВДА, -ы, жен.1. То, что существует в

Слайд 5Можно выделить два уровня «правды». Один — это «частная правда», которую

отстаивают герой уверяет всех, и прежде всего себя, в существовании необыкновенной, светлой любви. Барон — в существовании своего благополучного прошлого. Клещ правдой называет свое положение, оказавшееся безнадежным и после смерти жены: «Работы нет... силы нет! Вот — правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда!» Для Василисы «правда» то, что она «надоела» Ваське Пеплу, то, что она издевается над сестрой: «Не хвастаюсь — правду говорю». Такая «частная» правда находится на уровне факта: было — не было.
Можно выделить два уровня «правды». Один — это «частная правда», которую отстаивают герой уверяет всех, и прежде

Слайд 6Другой уровень «правды», «мировоззренческий» — в репликах Луки. «Правда» Луки и

его «ложь» выражаются формулой: «Во что веришь — то и есть».
 

— А нужна ли вообще правда?

— Позиция какого персонажа противопоставляется позиции Луки?

Другой уровень «правды», «мировоззренческий» — в репликах Луки. «Правда» Луки и его «ложь» выражаются формулой: «Во что

Слайд 7Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура

в пьесе. Бубнов вступает в спор неявно, словно разговаривая с самим собой, поддерживая многоголосие (полилог) пьесы.
Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов вступает в спор

Слайд 8Первый акт, сцена у постели умирающей Анны:
Наташа (Клещу). Ты бы, чай,

теперь поласковее с ней обращался.., ведь уж не долго...
Клещ. Знаю...
Наташа. Знаешь... Мало знать, ты — понимай. Ведь умирать-то страшно...
Пепел. А я вот — не боюсь...
Наташа. Как же!.. Храбрость...
Бубнов (свистнув). А нитки-то гнилые...
Эта фраза повторяется на протяжении пьесы несколько раз, как будто комментируя происходящее с точки зрения пошляка, скептика и циника Бубнова. Он относится к жизни со злым пессимизмом.
Первый акт, сцена у постели умирающей Анны:Наташа (Клещу). Ты бы, чай, теперь поласковее с ней обращался.., ведь

Слайд 9— Найдите реплики, характеризующие мировоззрение Бубнова и прокомментируйте их.
«Шум — смерти

не помеха»; «снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся... всё сотрётся, да!»; «На что совесть? Я — не богатый»; «Что было — было, а остались одни пустяки...»; «Здесь господ нету... всё слиняло, один голый человек остался»; «все люди на земле — лишние»; «Люди все живут как щепки по реке плывут.. Строят дом, а щепки — прочь»; «Всё — сказки»; «Всё так: родятся, поживут, умирают. И я помру... и ты... Чего жалеть?» Когда умирает Анна, он произносит: «Кашлять перестала, значит». Любимая песня Бубнова, которую он подхватывает в конце пьесы, — «Солнце всходит и заходит, / А в тюрьме моей темно!»
— Найдите реплики, характеризующие мировоззрение Бубнова и прокомментируйте их.«Шум — смерти не помеха»; «снаружи как себя ни

Слайд 10— Какие ремарки характеризуют Бубнова?
«Спокойно» — встречается много раз, «протяжно», «сонным

голосом», «угрюмо».

— Какова позиция Сатина в пьесе?

Циничная «правда» Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки. Но эта проповедь дала импульс для определения ещё одной жизненной позиции. Её выразителем стал Сатин.

— Какие ремарки характеризуют Бубнова?«Спокойно» — встречается много раз, «протяжно», «сонным голосом», «угрюмо».— Какова позиция Сатина в

Слайд 11Ещё в начале пьесы он заявляет: «Сделай так, чтобы работа была

мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» После ухода Луки Сатин осознаёт, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей... Старик — не шарлатан! Что такое правда? Человек — правда! ... Старик? Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кисло и грязную монету...»
Ещё в начале пьесы он заявляет: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна — я, может быть,

Слайд 12Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости

уважать человека: «Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» — утверждает иную жизненную позицию.
Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека: «Не жалеть... не унижать

Слайд 13— Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?
Ложь Луки не

устраивает Сатана: «Ложь религия рабов и хозяев! Правда — бог свободного человека!» «Правда» Сатина — в человеке: «Человек — свободен... Он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда!» Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень-то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира.
— Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?Ложь Луки не устраивает Сатана: «Ложь религия рабов и

Слайд 14Горький выделил 2 правды: «правду-истину» и «правду-мечту». Эти «правды» не совпадают,

даже враждебны друг другу. Грандиозен миф Сатина о Человеке: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека) ... Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга!»
Горький выделил 2 правды: «правду-истину» и «правду-мечту». Эти «правды» не совпадают, даже враждебны друг другу. Грандиозен миф

Слайд 15Никто никого не понимает, все заняты только собой, своими проблемами, все

в разладе с собой и с миром. Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем — в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному Человеку, человеку-мечте. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький.
Никто никого не понимает, все заняты только собой, своими проблемами, все в разладе с собой и с

Слайд 16Герои Горького отражают двойственность, противоречивость. Мятежность натуры отразила переломный момент во

всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастёт в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, был назван «социалистическим реализмом».
Герои Горького отражают двойственность, противоречивость. Мятежность натуры отразила переломный момент во всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского

Слайд 17Домашнее задание:
Подготовиться к обзорному обсуждению романа Горького «Мать».
 

Домашнее задание:Подготовиться к обзорному обсуждению романа Горького «Мать». 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть