Слайд 1Поэты и писатели Донбасса
о родной природе
Внеклассное мероприятие
Мандрыкина Н.Л.
Слайд 2 Цель: закрепить изучение темы родной природы в творчестве
поэтов-земляков, выявить нестандартное мышление учащихся, обучить коммуникативным навыкам , повысить мотивацию к изучению предмета; развивать логическое мышление, навыки самоконтроля, познавательную активность, осмысленное отношение к своей деятельности; раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине.
Слайд 3Литературная разминка
1 Эта река является жемчужиной промышленного Енакиево, она воспета в
одноименном стихотворении А. Кравченко.
2 На стихи этого донецкого поэта написано немало песен .
3 Кто из поэтов придумал неологизм «дикополье»
4 Он - поэт и переводчик, самоотверженный подвижник сохранения румейского диалекта .
5 Первые свои стихи он начал писать на русском и понтийском диалекте греческого языка .
Слайд 4Литературная разминка
6 Какую экологическую проблему поднимает в стихотворении «Булавинка» А. Кравченка.
7
Каких птиц изображает в стихотворении «Терриконы» В. Руденко?
8 Он родился в Азербайджане, но его малой родиной стала Горловка .
9 Певцом шахтерской Макеевки стал… .
10 На слова этого поэта издан сборник песен в Греции .
Слайд 5Эрудиты в теории литературы
Сопоставьте отрывок стихотворения с художественным образом, который
использовал автор стихотворения.
1 Пропал родник, сухие облака .
2. Крик как откровенье птичьих стай .
3. Цветут сады .
4. Может голос слабый?
5. Где купала меня в детстве мама, где пронзили стрелы камыша?
Слайд 6«Поэтический вернисаж»
По отрывку назовите автора и название стихотворения
1. Арбузные
корки качает прибой,
Обрывки, обломки, бумажки.
А волны все катятся серой гурьбой
И дышат неровно и тяжко.
2. Да, чужого горя не бывает,
Не бывает горя ничьего.
Люди, помогите! Помогает
В муках речка детства моего.
Слайд 7«Поэтический вернисаж»
3. Средь городских громад блестя слезинкой,
На пустырях петляя меж кустов
Забытая,
струится Булавинка –
Река смельчаков и мастеров.
4. К воде попрощаться придите,
И вас она спросит с тоской:
Какая ж теперь Афродита
Родится из пены такой?
5. Выбран старый террикон,
Не осталось в нем и трети,
Бородавчатый дракон
Проступает в силуэте.
Слайд 8Темная лошадка
Город мой. Тот, где с детства отсутствует море,
и повсюду степь
– невозможно рыжая с янтарём,
словно вечный рассвет, как картинка на мониторе,
словно юность отца, упакованная в альбом.
Не сдержаться, когда прикасаешься к камню,
когда трогаешь тёмную землю, что на крови.
Если ты здесь родился, то родился ты неслучайно
в чёрнокаменном городе, что стоит на краю земли.
И до взморья отсюда добраться две сотни гривен
по наезженной трассе, не так ли, – знакомая блажь?
Но ведь ты здесь родился, а, значит, не будь наивен,
эта степь – твоё личное море, твой дикий пляж.
Кто автор этого стихотворения, что вам известно о нем ?
Слайд 9Темная лошадка
Цветёт сирень.
Ах, как она цветёт!
Неистово, хмельно, неудержимо!
Как
будто самый синий небосвод
На землю щедро высеялся синью.
Как будто,
изумительно легки,
На каждый куст сиреневый вуалью
Вдруг опустились сизые дымки, -
И волшебством,
и чудом сразу стали.
Как будто плыл откуда-то туман
И за кусты вот эти зацепился.
Ты опьянел?
Конечно, друг, я пьян
От этих кружевов,
от этих листьев.
Цветёт сирень. Цветёт!
Но как забыть,
Что краток миг цветения и буйства?
Кто автор этого стихотворения?
Слайд 10Темная лошадка
Он родился в райцентре Старобешево на Донеччине, в греческой семье.
Там, около этого райцентра, да и в нем самом, живут потомки греческих переселенцев.
Чем жестче складывается личная жизнь человека, тем закаленнее морально, да и физически, он становится.
Литература, а поэзия особенно, — какая же нелегкая эта жизненная дорожка, все равно, что идешь по уже скошенной, очень низенькой стерне, да еще и босиком.
Он — человек многогранный, кроме поэта — еще и художник. Работая художником–оформителем, был учителем. В старших классах преподавал литературу, а в младших — рисование.
Что вы знаете о этом писателе, вашем земляке, с какими его произведениями вы знакомы?
Слайд 11«Проба пера»
Написать сочинение – миниатюру « О чем шептал ковыль ?
».
«А над планетой тишина.
И даже шорохов не слышно. «
«По планете своей неразгаданной
Я иду по семи ветрам. «
Слайд 12ответы
1 Литературная разминка (Булавинка, Б.Белаш, Руденко, Бахтаров, Патулиди ; сброс неочищеных
стоков в реку, гусей , Б.Белаш, М.Ртищев, Н. Патулиди
2 Эрудиты в теории литературы : Б. Белаш «Террикон», эпитет, Б.Белаш«Террикон»,сравнение
Б. Белаш«Террикон»,олицетворение), В. Черепков «Крик души»,риторический вопрос,
В. Черепков «Крик души»,анафора)
3 Поэтический вернисаж :(Н. Патулиди "Экологическое", В. Черепков "Крик души"
А. Кравченко "Булавинка«, Т. Литвинова "Мы травим море постепенно«, Б. Белаш "Террикон«
4 Темная лошадка : Анна Ревякина, Николай Хапланов.
Подведение итогов